В данной работе рассмотрена экономическая сущность аудита затрат, приведены современные проблемы аудита затрат и факторы, отрицательно влияющие на рынок аудиторских услуг.
Изучение и анализ затрат является важной составляющей частью путей роста прибыли. Затраты следует рассматривать как один из наиболее существенных факторов, уровень и степень воздействия которого возможно регулировать.
Дискуссионным моментом между экономистами выступает определение терминов «затраты» и «расходы», выделяемые в экономической литературе и нормативно-правовых актах.
Волкова О. Н. определяет затраты как стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности [1]. Грищенко О. В. — как явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, то есть стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности [3]. Ивашкевич В. Б. под затратами понимает выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени [4].
Некоторые экономисты отождествляют эти понятия, считая их синонимами [11,12]. Например, Е. Невешкина, ОВ. Фадеева, С. В. Савонина, определяют затраты как выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции [7].
Примерами также выступают нормативные документы: ПБУ 10/99 «Расходы организации» [10], Инструкция по применению плана счетов [9], различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету, статья 265 НК РФ [6]. Так, в ПБУ 10/99 «Расходы организации» содержится информация, что «при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты» [10].
Мы придерживаемся подхода, что на бухгалтерских счетах затраты отражаются на 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и других, поскольку эти счета не связаны с образованием финансового результата, они находятся в начале той цепочки, которая впоследствии приводит к формированию финансового результата. При этом расходы отражаются по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов 43, 20, 08 и др. [2].
Необходимо четко разграничивать термины «затраты» и «расходы», так как данные понятия несут разное смысловое содержание, от чего в свою очередь зависит выбор счета бухгалтерского учета при отражении тех или иных фактов хозяйственной жизни. Ошибки на данном этапе могут впоследствии привести к искажению данных финансовой отчетности, которые «тянут» за собой ряд отрицательных последствий.
Так, согласно ст. 15.11 КоАП, за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей. [5]. Руководствуясь ст. 120 НКРФ, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и базы для исчисления страховых взносов чревато взысканием штрафа в размере 10 тыс. рублей. По ст. 120 НКРФ и ст. 122 НКРФ в случае, если деяния повлекли занижение налоговой базы, предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тыс. рублей [6]. Помимо штрафных санкций неверное отражение затрат и расходов в бухгалтерской отчетности, в свою очередь, скажется на достоверности представленных данных, и, следовательно, правильности принятия дальнейших управленческих решений.
Разграничив понятия «затраты» и «расходы», логично перейти к определению цели аудита затрат на производство. Главной целью аудита затрат на производство является выражение обоснованного мнения о достоверности информации о затратах, отраженной в отчетности, а также проверка соответствия используемой в организации и действующей в проверяемом периоде методики ведения бухгалтерского учета затрат нормативным документам [11].
Для достижения цели аудита затрат выделим основные задачи:
- Проверка документальной обоснованности, правомерности и своевременности включения в состав затрат на производство, произведенных организацией;
- Проверка правильности группировки затрат по экономическим элементам, по местам возникновения и организации аналитического учета;
- Оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;
- Арифметический контроль по данным сводного учета;
- Проверка правильности учета затрат для целей налогового учета.
Источниками информации для аудиторской проверки выступают: Положение об учетной политике организации; акты инвентаризации незавершенного производства; первичная документация; регистры синтетического и аналитического учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, фонда оплаты труда и т. д.
В результате аудиторской проверки затрат на производство аудитором могут быть выявлены разного рода нарушения принципов и методов ведения бухгалтерского учета. К основным видам нарушений можно отнести [11]:
‒ Несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат.
‒ Несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в Учетной политике организации.
‒ Неправильная оценка остатков незавершенного производства.
По данным научно — исследовательской работы «Анализ деловой активности на рынке аудиторских услуг в 2015–2016 гг»., выполненной НИФИ Минфина России в 2016 г. с участием Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, можно выделить следующие факторы, отрицательно влияющие на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг [13].
Таблица 1
Факторы, отрицательно влияющие на деятельность аудиторских организаций ииндивидуальных аудиторов
Показатели |
Индивидуальные аудиторы |
Аудиторские организации |
Всего по рынку аудиторских услуг |
||||
малые |
средние |
крупные |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Доля отметивших эти факторы среди всех респондентов |
1.Недостаточный спрос на аудиторские услуги, % |
80,7 |
85,0 |
72,7 |
72,4 |
83,9 |
83,6 |
2.Конкуренция со стороны других аудиторских организаций, % |
36,9 |
41,2 |
44,3 |
41,4 |
41,4 |
40,9 |
|
3.Конкуренция со стороны других организаций, оказывающих консультационные услуги на рынке, % |
27,3 |
19,7 |
11,4 |
24,1 |
19,2 |
20,1 |
|
4.Недобросовестная конкуренция со стороны других организаций, % |
17,0 |
34,8 |
48,9 |
65,5 |
36,3 |
34,2 |
|
5.Недостаток аудиторов, % |
6,8 |
13,4 |
27,3 |
17,2 |
14,4 |
13,5 |
|
6.Недостаток других квалифицированных специалистов, % |
7,4 |
8,6 |
14,8 |
3,4 |
8,9 |
8,8 |
|
7.Несовершенство стандартов аудиторской деятельности, % |
13,6 |
13,6 |
18,2 |
20,7 |
14,0 |
14,0 |
|
8.Существующий уровень налогообложения, % |
15,3 |
20,8 |
23,9 |
20,7 |
20,9 |
20,3 |
|
9.Неплатежеспособность заказчиков, % |
65,9 |
64,4 |
72,7 |
55,2 |
64,7 |
64,8 |
|
10.Избыточные требования СРО аудиторов, % |
22,7 |
25,2 |
13,6 |
6,9 |
24,1 |
23,9 |
|
11.Коррупция органов власти, % |
8,5 |
11,3 |
17,0 |
3,4 |
11,5 |
11,1 |
|
12. Другое, % |
6,8 |
3,1 |
2,3 |
6,9 |
3,1 |
3,5 |
|
13. Общее число респондентов в группе, ед. |
176 |
1296 |
88 |
29 |
1413 |
1589 |
|
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы. Среди существенных факторов — недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков, они лидируют с довольно большим отрывом от остальных (83,6 % и 64,8 % соответственно). В группе средних факторов преобладает согласие между малыми, средними и крупными аудиторскими организациями. Исключений два: во-первых, недобросовестную конкуренцию отметили 65,5 % крупных аудиторских организаций (у всех аудиторских организаций 36,3 %). Во-вторых, избыточные требования СРО аудиторов у средних и крупных аудиторских организаций — 13,6 % и 6,9 % соответственно (при 24,1 % у всех аудиторских организаций). В группе слабых факторов разброс по масштабу аудиторских организаций, естественно, выше. Помимо вышеперечисленных факторов, отрицательно влияющих на деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, стоит выделить последствия введения МСА с 1 января 2017 года в России, а именно проблему с переводом, или, иначе говоря, корректность терминологии. Неоднозначность некоторых слов придает терминам немного иной смысл, откуда и появляются разногласия. Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения и являются более детальными.
В заключение необходимо сказать, что проведение аудита затрат имеет важное значение для любой организации. На основе выявленных ошибок и отклонений организации намечают пути снижения себестоимости. Сокращение уровня затрат должно рассматриваться как стратегическое направление развития предприятия, что не только способно стимулировать экономический рост, но и сможет обеспечить конкурентоспособность продукции.
Литература:
1. Волкова О. Н. Управленческий учет. Учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Н. Волкова — М.: Юрайт, 2016. — 462 с.
2. Грибанов А. А. Организационно-методические аспекты аудита затрат и расходов / А. А. Грибанов, И. В. Кузнецова, И. М. Сурков // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3 (46). — С. 221–227.
3. Грищенко О. В., Управленческий учет: Учебное пособие / О. В. Грищенко — ТТИ ЮФУ, 2010. — 120 с.
4. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет / В. Б. Ивашкевич // Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: Инфра-М, 2011. — 576 с.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001г. // СПС «Консультант плюс».
6. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07. 1998г. // СПС «Консультант плюс».
7. Невешкина Е. Управление затратами и ценообразованием. Применение в условиях кризиса / Е. Невешкина, С. Савонина, О. Фадеева // изд. «Омега-Л», 2010. — 136 с.
8. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.10.2016. № 192 н (ред. от 30.11.2016) // СПС «Консультант плюс».
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н (ред. от 08.11.2010) // СПС «Консультант плюс».
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33 н (ред. от 06.04.2015) // СПС «Консультант плюс».
11. Сергеева Т. В. Планирование аудита затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) / Т. В. Сергеева // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 4. — С.47–52.
12. Сиротенко Э. А. Практический аудит: учебное пособие / Э. А. Сиротенко // Бухучет и аудит. — 2008. — № 1. — 48 с.
13. https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/KnowAud/