В рамках исследования рынков аудиторских и консалтинговых услуг «Российский аудит и консалтинг» рейтинговое агентство «Эксперт РА» осуществляет проект «Карта российского аудита и консалтинга».
В ходе данного проекта исследуется и раскрывается информация об объемах выручки от аудита и консалтинговых услугах в России с 2005 года.
Исследование проводится по 24 отраслям экономики и содержит информацию по 9 видам услуг. К данным услугам относятся:
- аудит;
- стратегический консалтинг;
- финансовый консалтинг;
- налоговый консалтинг;
- ИТ-консалтинг: управленческое консультирование;
- ИТ-консалтинг: разработка и системная интеграция;
- юридический консалтинг;
- оценочная деятельность.
В каждом сегменте (вид услуги — отрасль экономики) приводится список компаний с указанием объема выручки по данной отрасли в результате оказания определенной услуги.
Эта информация позволяет иметь представление о рынках аудита и консалтинга и отраслевой направленности этих услуг. Сведения, полученные в результате, позволяют понять, кто из участников рынков аудиторских и консалтинговых услуг и в каких отраслях экономики занимает лидирующие позиции, какие услуги пользуются наибольшим спросом и со стороны каких отраслей.
Проведем анализ поступлений от оказанных аудиторами услуг компаниям различных отраслей экономики (таблица 1). С 2009 по 2011 год прослеживалась тенденция снижения выручки аудиторских компаний от проведения аудита с 25 269 млн. руб. до 13 229 млн. руб. В 2012 году этот показатель составил 24 145 млн. руб., но уровень 2009 года так и не был достигнут. Обратная ситуация наблюдается по оказанию консалтинговых услуг. В 2010 году наблюдается значительный рост объемов выручки от оказания консалтинговых услуг на 58,62 %.
Таблица 1
Выручка аудиторских компаний по результатам проведения аудиторских услуг за 2009–2012 годы (руб.)
Год |
Аудит |
Консалтинг |
Оценочная деятельность |
2009 |
25 269 200 614 |
16 575 936 982 |
8 573 353 789 |
2010 |
16 262 588 352 |
26 292 303 044 |
534 111 459 |
2011 |
13 229 016 834 |
16 714 716 394 |
4 895 765 708 |
2012 |
24 145 454 539 |
23 364 401 892 |
1 084 791 631 |
Изменение, % (2011 к 2009) |
52,35 |
100,84 |
57,10 |
Изменение, % (2012 к 2011) |
182,52 |
139,78 |
22,16 |
Как видно происходит снижение поступлений в 2010 и 2011 годах, в то время как оборот предприятий постепенно увеличивается из года в год. По данным Росстата объем продаж организаций в 2011 году составил 79 039 408 млн. руб., что на 51 % больше, чем в 2009 году (52 219 313 млн. руб.). При этом наблюдается постепенное снижение количества юридических лиц ежегодно на 2 %.
Таблица 2
Объем продаж организаций и количество ЮЛ по РФ за 2009–2011 годы
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Оборот, млн. руб. |
52 219 313 |
63 540 559 |
79 039 408 |
Количество ЮЛ |
93 707 |
92 007 |
90 745 |
На изменение объемов выручки от оказания аудиторских услуг повлияло множество факторов. Главным из них является изменения в законодательстве. Снижение объемов выручки от аудита, на наш взгляд, произошло в связи с повышением критериев обязательного аудита. В ранее действующей редакции закона № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежали организации с объемом выручки от продаж продукции превышающей 50 миллионов рублей или суммой активов бухгалтерского баланса на конец года превышающей 20 миллионов рублей. После внесения поправок в закон данные суммы значительно увеличились, в настоящее время значение данных критериев составляет 400 и 60 миллионов рублей соответственно. Последствием этого изменения стало снижение количества организация, подлежащих обязательному аудиту, и соответственно к уменьшению клиентской базы аудиторских организаций. В связи с этим значительная часть компаний стала выступать потребителем консалтинговых услуг.
С 2009 года начал действовать ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора». Согласно данному закону плановые проверки должны проводится не чаще чем один раз в три года. Поэтому некоторые предприятия после данного изменения осуществляют аудиторскую проверку перед плановой проверкой.
Согласно федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом в законе не указано, что в состав бухгалтерской отчетности должно входить аудиторское заключение. Но в общих требованиях к бухгалтерской отчетности прописано, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Неправильное понимание законодательства также отрицательно влияет на решение компаний о проведении аудиторских проверок.
И на этом законодательные перемены не закончились: с 1 января 2012 года право проверять общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, у большинства из которых отчетность подлежит обязательному аудиту, останется только у аудиторов, имеющих единый аттестат, полученный после 1 января 2011 года.
На объемах рынка эта мера сильно не отразилась. Но аудиторов с новым аттестатом гораздо меньше, чем аттестованных по старым правилам. Поэтому заказы на аудит данных хозяйствующих субъектов перераспределялись между аудиторскими компаниями.
Значительное влияние оказал и экономический кризис. Руководители аудиторских компаний оценивают его влияние по-разному. Снижение выручки от оказания аудита произошло не только за счет снижения заказов на аудит и увеличения спроса на консалтинговые услуги, но и в результате ценовой политики. Для того чтобы удержать своих клиентов и привлечь новых некоторым компаниям приходилось снижать свои цены на услуги. В экономике это называется демпингом. Компании же желающие снизить свои расходы и научившиеся экономить в условиях кризиса отдают свое предпочтение наиболее дешевому варианту аудиторской проверки.
Снижение в 2011 году количества аудиторских организаций на 0,84 и индивидуальных предпринимателей на 2,55 % также оказало негативное влияние на объем выручки от оказания аудита. При этом увеличение выручки от оказанных аудиторских услуг в 2012 году на 82,52 % может быть обусловлено ростом числа, как аудиторских организаций, так и индивидуальных аудиторов на 20,73 % и 23,38 % соответственно (таблица 3).
Таблица 3
Динамика количества аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов-физических лиц
Год |
Аудиторские организации |
Индивидуальные аудиторы |
Аудиторы физические лица |
Всего |
2009 |
3050 |
311 |
15303 |
18664 |
2010 |
4037 |
746 |
20208 |
24991 |
2011 |
4003 |
727 |
20504 |
25234 |
2012 |
4833 |
897 |
23249 |
28979 |
Изменение, % (2011 к 2010) |
99,16 |
97,45 |
101,46 |
100,97 |
Изменение, % (2012 к 2011) |
120,73 |
123,38 |
113,39 |
114,84 |
На наш взгляд, тенденция роста рынка аудиторских услуг сохранится и в текущем году. На увеличение объема рынка могут повлиять услуги в области МСФО.
Кроме того, законодательством предполагается перенос начала обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2015 года на 2014 год. Также предполагается введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности. Все это может положительно повлиять на рост объемов выручки от оказания аудита и сопутствующих ему услуг.
Спрос на услуги, вызванный этими законодательными инновациями, с большей долей вероятности подтолкнет развитие рынка. Но воспользоваться данным шансом смогут не все компании. Причиной этого является введение единого квалификационного аттестата аудитора и снижение доверия пользователей услуг к результатам аудиторской деятельности. Отрицательно сказывается и изменение системы образования: переход от обучения специалистов к подготовке бакалавров.