В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.
Ключевые слова: эффективность, конкурентоспособность, дошкольная образовательная организация.
Понятия эффективность и конкурентоспособность объединяет компоненты, связанные с понятием «качество»,[3, с. 184] а качество образования выражается в модели выпускника. Под моделью выпускника понимается наиболее важные качества личности, которыми должен обладать выпускник дошкольной организации, или другими словами его конкурентоспособность.
Конкурентоспособность выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности деятельности организации.
Модель выпускника — это не просто набор качеств личности дошкольника, взятых ниоткуда, а по мнению М. М. Поташника и A. M. Моисеева это проектируемый образ, который полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, и включить в него как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника, исходящие из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения. [1] Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка. (рис.1)
Рис. 1
На эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, в современных условиях, оказывают влияние внешние и внутренние факторы, представляющие собой результативные показатели, которые следует учитывать при планировании и анализе показателей деятельности организации.[2, с. 160–161]. Например, обще социально-экономические тенденции развития образования, научно-технический прогресс, территориальные особенности, инвестиционная политика, методическое, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы и др.
Обще социально-экономические тенденции развития образования в современных условиях, выступают на первый план, и все более отчетливо проявляется в образовательных системах разного уровня. Образование на современном этапе становится важнейшим элементом экономического и информационного развития общества, тесно пересекается с экономической сферой жизни, что заставляет образовательные организации переходить от функциональной подготовки к концепции развития личности. Это напрямую касается и дошкольных образовательных организаций.
Образовательные потребности населения отдельных территорий и поселений формируются под влиянием традиций, особенностей образа жизни, культуры, преобладающего социального статуса и, в какой-то мере, благосостояния потребителей образовательных услуг. Что бы быть востребованной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, образовательная организация любого уровня, в том числе и дошкольная, должна четко понимать и учитывать все вышеназванные условия, для более полного, соответствующего запросам потенциальных потребителей, предоставления образовательных услуг.
Построение образовательного пространства дошкольной организации с учетом ее материально-технических, учебно-методических ресурсов, особенностей образовательных программ и вся система образовательных услуг дошкольной организации в целом, направленная на формирование у дошкольников, к моменту выпуска качеств, способствующих его социализации при переходе на школьную ступень обучения, так же является важным фактором ее эффективного функционирования.
Огромную роль в повышении эффективности деятельности дошкольной организации играет персонал и его профессиональный уровень[4, c.167]. Возрастающее внимание к личности работника, уровню его профессиональной компетентности, профессиональным знаниям, умениям, навыкам, которыми он обладает, социальная политика организации и политика в области охраны труда, направленные на создание психологически комфортных условий для работников организации, адекватное материальное стимулирование являются фундаментом для эффективного функционирования и развития организации.
Однако все выше названное не может вывести организацию на уровень эффективного функционирования без четкой системы управления. Управление, построенное на умении рассмотреть дошкольную организацию как систему и видеть ее эффективность позволяет добиться цели организации минимальными затратами.
Эффективность управления проявляется в целеустремлённости, открытости, осознанности, планомерности, в рациональном соединении науки и искусства в управлении персоналом и организацией в целом. Современная дошкольная образовательная организация претерпевает значительные изменения организационного аспекта управления. Это выражается в первую очередь в том, что усложнилась деятельность руководителя, появилась потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности, перестроении управленческого сознания в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, совершенствование образовательного процесса, интеграции с инновационной и научной деятельностью, социальное партнерство.
Конкурентноспособность организации можно представить как четыре основных составляющих (рис.2)
Рис.2
Таким образом, единство всех вышеперечисленных факторов неизменно ведет к повышению показателей эффективности и конкурентоспособности образовательной организации, а главным аргументом для потребителей образовательных услуг в выборе образовательной организации, а значит и показателем ее конкурентоспособности, будет являться качество образования, выраженное в конкурентоспособности выпускников данной организации.
Литература:
- Поташник М. М. Управление качеством образования. М, 2000, с. 33
- Мохначев, С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего профессионального образования: Екатеринбург, 2009. — 374 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.– 544с.
- Попова, Г. П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование [Текст] / авт.-сост. Г. П. Попова и др. — Волгоград: учитель, 2007. — 124 с. ISBN 5–7057–1129–8.