Экологическое воспитание детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.09.2017

Статья просмотрена: 2392 раза

Библиографическое описание:

Петракова, Г. М. Экологическое воспитание детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/172/44561/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной этому послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.

В условиях современного экологического кризиса стало жизненно важно возродить в российском обществе любовь к окружающему миру и природе, возродить бережное отношение к ней, научиться воспринимать природу как социальную и духовно-нравственную ценность, сформировать в молодом поколении социально значимые и граждански активные качества, которые они смогут проявить в дальнейшем.

Деятельность человека и технический прогресс, неизменно сказываются на окружающей среде. Природа и человек неразрывно связаны между собой, и разрушая природу, человек разрушает себя самого. Человек созидает и разрушает природу, тем самым убивает все живое и себя.

Экологическое образование включает в себя множество задач, одной их них является формирование у детей представления о человеке как о части природы, зависящей от нее, а не как о хозяине. Крайне важно искоренять потребительское отношение человека к природе. Необходимо донести до воспитанников, что все, что есть в окружающей среде, служит какой-либо цели, в природе нет ничего не нужного.

Ответственное отношение к природе — важная характеристика личности. Детям необходимо понимать, законы природы, которые определяют жизнь человека. Кроме того, она проявляется в активной созидательной деятельности по охране среды, в соблюдении правовых и нравственных принципов природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе, в пропаганде идей правильного природопользования. Формирование у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде – длительный и сложный процесс. В результате этого процесса воспитанники должны не только получить определенные знания и умения, а развить эмоциональную отзывчивость, уметь и желать активно улучшать, защищать, облагораживать природную среду.

Отношение к природе охватывает все сферы сознания: идеологическую, научную,художественную,политическую,нравственную,правовую,эстетическую и тесно связано с общественными,семейными,межличностными,производственнымиотношениями человека. Воспитанники должны понять, что охрана природы — это наша жизнь.

Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания. Мнение о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании является ошибочным. Дети с ОВЗ являются полноправными членами общества и обладают потребностями к приобщению к разнообразным формам образования и труда, в том числе и к культуре. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, становления личности и жизненного самоопределения воспитанников. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которое включает в себя и экологическое воспитание. Системный подход воспитателей при формировании у проблемных детей экологических представлений, позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на овладения новыми навыками общения и поведения воспитанниками в окружающем мире, на укрепление здоровья, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития.

На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние:

− экологические знания;

− экологические убеждения.

Экологические знания формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой.

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся научить понимать и устанавливать существующие зависимости и связи в природе, сформировать систему знаний о природе, и самое главное действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005.
  3. В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль «Академия развития» 1998 г.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающая среда, природа, окружающий мир, ответственное отношение, знание, ребенок, экологическое образование.


Задать вопрос