Экологическое воспитание в домах ребёнка
Авторы: Исаева Елена Владиславовна, Квасникова Марина Михайловна, Грязева Лидия Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 14.08.2014
Статья просмотрена: 135 раз
Библиографическое описание:
Исаева, Е. В. Экологическое воспитание в домах ребёнка / Е. В. Исаева, М. М. Квасникова, Л. Г. Грязева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6069/ (дата обращения: 16.11.2024).
Усвоение основ экологических знаний происходит наиболее перспективно с 3 и до 6 лет, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, мимо него не проходят такие особенности природы, которые взрослый человек может и не заметить.
Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт вопросы о представителях флоры и фауны. Он воспринимает животных как равных себе, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта особенность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Однако такой подход уместен для воспитания в детском саду. Как быть если дети воспитываются в условиях госпитализма, например в доме ребёнка?
Основной контингент домов ребенка — это дети, имеющие последствия перинатальной энцефалопатии, которые могут выражаться в различных неврологических нарушениях. У оторванного от родителей и помещенного в условия стационарного учреждения ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние. У него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. [6].
Такие дети подвержены дизадаптации, а она, как известно, негативно влияет на всю его дальнейшую жизнь. Воспитанники домов ребёнка ежедневно видят одних и тех же людей, один и тот же пейзаж за окном, гуляют на одной и той же территории. Таким образом, что-то новое пугает их. Экологическое воспитание в учреждениях интернаторного типа частично решает эту проблему.
Цель экологического воспитания — формирование положительного отношения к природе, Необходимо воспитывать в детях-сиротах защитников природы, дать экологические знания, научить их быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, животных и растения).
Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия например, можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, сказки, наблюдения в природе — все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.
В СДР «Звездочка» в 2013 была отобрана экспериментальная группа, дети в которой посещали занятия с элементами экологического воспитания ежедневно в течении года.
Одним из главных принципов планирования занятий по экологической тематике для этой группы был интегрированный подход. Элементы экологических знаний воспитанники дома ребёнка получали на занятиях не только по окружающему миру, но и развитию речи, физической культуре, музыке, трудовому обучению и т. д. [2].
Наиболее приемлемым был синтез экологического воспитания с эстетическим. Педагоги использовали на занятиях работу с природными материалами, лепку, рисование, вырезание из бумаги. [1,3].
Таким образом, дети получали специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивали и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов.
Для занятий использовались наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарии, игровой материал. [5].
Чтобы повысить эффективность экологического образования занятия проводились в экспериментальной группе 5–6 раз ежедневно с использованием различные форм и методов:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- экологические конкурсы;
- коллекционирование;
- экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование экосистем, игры — путешествия);
- экологические сказки;
- инсценировки.
В работе с детьми использовались различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержали полезный и богатый познавательный материал, приучали детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ласточки низко летают — к дождю.
Дети с энтузиазмом ухаживали за комнатными растениями, заботились о рыбках, птицах. В общении с природой развивалась детская любознательность, расширялся кругозор, появлялся интерес к труду, пробуждалось чувство прекрасного.
Экологическое воспитание имеет огромное значение и для развития речи, В результате ежедневного общения с природой. расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном. [4].
Общеизвестно, что любое время года способствует плодотворному экологическому воспитанию. Детям можно показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.
Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. На прогулках велись постоянные наблюдения за изменениями в природе в разное время года. Осенью, например, дети не только любовались красотой осенней листвы, но и бегали по опавшим листьям, слушали, как они шелестят и шуршат под ногами.
С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах в СДР «Звёздочка» проводились наблюдения за сезонными изменениями в их жизни. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц, цветов, деревьев, явлений природы.
Во время экскурсий детям разрешалось побегать, поиграть, насладиться красотой природы. При этом им напоминалось, что нельзя без надобности рвать цветы и траву.
Занятия по программе экологического воспитания в течении года дали положительную динамику в общем развитии детей. Результаты диагностики психолога показали, что после года проведения таких занятий дети стали более наблюдательными (50 %), внимательными (37,5 %), научились чувствовать красоту природы (62,5 %).
Таким образом, экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
И поскольку одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе — необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего и нужно создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания, а также наиболее успешной адаптации после усыновления в среде детей, имеющих семьи
Литература:
1. Величко Е. В. «Обучаясь — лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Старший дошкольный возраст. Ч. 1/ Изд. Детство-Пресс, 2000г-25с.
3. Кутайцева Л. А. Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) Самообразование экология [Электронный ресурс]: URL: (Дата обращения: 8.08.2014)
4. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
5. Турыгина С. В., Кашина Н. А».Экологический марафон»: Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы/ Серия: Здравствуй, школа!/Изд: Феникс +, Феникс. Торговый дом, 2010–121 с.
6. Фрухт Э. Л. Пантюхина Г. В., Печора К. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Под ред. проф. В. А. Доскина. М., 1996.-212с.