Экологическое воспитание детей
Автор: Срурова Ангелина Руслановна
Научный руководитель: Калимуллина Чулпан Флоридовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)
Дата публикации: 25.03.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Срурова, А. Р. Экологическое воспитание детей / А. Р. Срурова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18416/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор изучил экологическое воспитание детей.
Ключевые слова: экология, дети
Актуальность моей работы состоит в том, что мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Угроза экологического кризиса никогда не была такой острой, как сегодня. Различные виды уникальных животных и растений исчезают с планеты с пугающей скоростью. Окружающая среда с каждым днем становится все более загрязненной. Одной из главных задач человечества является рациональное использование природных ресурсов не только для человека, но и для природы.
Дети больше всего страдают от меняющихся условий окружающей среды. Их уязвимые организмы подвержены загрязнению воздуха и воды, а также воздействию некачественных продуктов. Современная экологическая ситуация во многом зависит от недостаточного экологического образования. Невежество в области экологии привело к потребительскому отношению к природе.
У ребенка дошкольного возраста развиваются самые глубокие и важные человеческие чувства, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честность, правда, чувство долга, любовь и уважение к труду, честь и достоинство, любовь к Родине.
Экологическое воспитание начинается с нескольких правил из детства (не рвать цветы, не ходить по траве, не обижать животных). Детей нужно учить, что нельзя быть равнодушными к сломанным веткам. Во время бесед и прогулок на природе следует объяснять детям, что, заботясь о природе родного края, мы можем в дальнейшем заботиться об экосистеме и планете в целом. Ведь дошкольный возраст — это начальный этап развития личности человека и время ориентации в ценностях окружающего мира. В силу особенностей своего возраста дети дошкольного возраста очень органично воспринимают все знания, связанные с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы и у них еще не сформировалось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы чувство неразрывной связи с окружающим миром, которое формируется в раннем детстве, сохранилось на всю жизнь.
Дети — нежные существа, но они могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть такими, а потому что они не понимают последствий. Часто дети, которые ломают цветы на клумбах или выбрасывают мусор, не понимают, к чему это приводит. Дети по своей природе являются исследователями. Пока дети не потеряли интерес к учебе и не начали изучать окружающий мир, им нужно помочь разгадать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста призвано помочь им понять ценность и индивидуальность каждого живого существа.
Детские сады ориентированы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Это литература о природе, пособия, схемы, дидактические книги и игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом экологическое воспитание осуществляется в двух направлениях: эстетическом и рационалистическом. Дети узнают о значении воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о флоре и фауне других континентов, о человеке как части природы. Они учатся строить модели, выделяя наиболее важные существенные признаки.
Научите детей знакомиться с растениями, любить и ценить их. И наша задача как педагогов детских учреждений — направлять детей к познанию окружающей природы на основе эмоционального и эстетического восприятия, формируя правильные представления и развивая внимательное отношение ко всему живому.
Только на примере взрослых дети могут понять, что забота об окружающей среде — это основополагающий принцип жизни. Ведь все мы хотим жить красиво, есть здоровую пищу, дышать свежим воздухом и пить чистую воду! А насколько это возможно — зависит от нас, здесь и сейчас. И самое главное — мы все хотим лучшей жизни не только для себя, но и для наших детей.
Мы должны осознать, что каждое наше действие так или иначе влияет на весь мир. Когда мы берем что-либо в руки, мы должны понимать, «откуда это взялось» — сколько ресурсов ушло на его создание и сколько еще — на утилизацию. Наша планета не является ни все более щедрым аттракционом, ни бездонной пропастью. На Земле все существовало в гармонии задолго до появления человечества.
Экологические проблемы последних лет являются главными проблемами населения планеты и касаются всех без исключения, от простых граждан до высокопоставленных чиновников. Активное развитие технологий, халатное отношение к природе и постоянные аварии создали опасную для жизни среду.
В этом случае главной задачей педагога становится формирование осознанного отношения к природной среде, тем, кто занимается охраной природы, и тем, кто создает духовные ценности на основе богатства природы. Кроме того, экологическое воспитание формирует осознание себя частью живой природы, понимание значимости жизни и ее зависимости от окружающей среды.
Родители должны всегда помнить, что их задача — заинтересовать детей! Заинтересовать, а не заставить. Увлечь ребенка, чтобы он мог самостоятельно развиваться в заданном направлении. Для этого родители должны обладать авторитетным мнением и достаточными знаниями в глазах ребенка. В то же время не многие взрослые являются экспертами во всех областях, поэтому они могут водить детей на специальные эко-ориентированные занятия, где всей семьей расскажут, как важно беречь окружающую среду.
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей
В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
В статье представлена авторская методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Экологическое образование в обучении географии
В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.
Эстетическое воспитание на уроках математики
В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей
В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
В статье представлена авторская методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста
В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.
Экологическое образование в обучении географии
В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.
Эстетическое воспитание на уроках математики
В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.