Индивидуальная и групповая психотерапия невротических расстройств у педагогов образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

Дата публикации: 18.08.2017

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Беспаленко, Е. М. Индивидуальная и групповая психотерапия невротических расстройств у педагогов образовательных организаций / Е. М. Беспаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45390/ (дата обращения: 24.11.2024).



Актуальность исследования. Педагоги образовательных организаций, а именно, школ, детских садов, центров дополнительного образования и др. по своему положению, профессиональной и социальной роли являются не только носителями специальных знаний, но образцом поведения и отношения к психическому здоровью. Вместе с тем современные исследования указывают на низкие показатели физического и психического здоровья педагогов как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа профессиональной деятельности (Е. Н. Илькаева, Р. М. Такаев, Е. Г. Степанов, Р. М. Фасиков, Г. С. Степанова, 2009). Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов.

Психическое здоровье педагогов образовательных организаций — основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема, значимость и неослабевающую актуальность которой отмечают многие исследователи (Е. М. Беспаленко, Н.Е Водопьянова, Н.И Глушкова) [1], [2], [4]. Некоторые авторы рассматривают ее в контексте общей концепции охраны психического здоровья нации, так как именно от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения (А.В Бардахчьян, 2007, Кокаева И.Ю, 2004).

Психотерапия невротических расстройств у педагогов образовательных организаций включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений и соответствующую психотерапевтическую деятельность с педагогом. Поэтому рассматривался вопрос патогенеза невротических расстройств в понимании В. Н. Мясищева и его школы [6].

Причиной патогенеза невротических расстройств является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. Поэтому представляет интерес мнение И. М. Балинского который еще в конце прошлого века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувствований, в которых легко вызываются душевные волнения. Великий ученый В. М. Бехтерев также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства, но и восприятие их, отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом. Е. Kretschmer относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к ключевым. Он отмечал, что характер, его проявление и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку.

Патологическая и генетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева основана на понимании личности как системы отношений [6]. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. На психологию личности влияют отношения людей в социальной группе. Для невротического расстройства как психогенной болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений (идеологических, политических, социальных, семейных), из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность переживает действительность. Определяющую роль в развитии невротических расстройств играет психологический, т. е. внутриличностный конфликт, который представляет собой столкновение противоречивых отношений личности. Присущие внутриличностному конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности.

В научных трудах Б. Д. Карвасарского В. К. [5], а также В. К. Мягер, Захаровой М. Л. раскрывается единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического, внутриличностного конфликта. Психоаналитическим позициям, поиску «вытесненных» инстинктивных желаний как основы конфликта противопоставляется его анализ с позиций психологии отношений. Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в возникновении невротических расстройств всесторонне раскрыта ученым В. К. Мягер. Особое место среди стрессовых факторов, по его мнению, занимает страх, обусловленный угрозой смерти или тяжелого заболевания для больного и близких ему людей, а также опасениями утратить власть над своими мыслями и «потерять рассудок».

При невротических расстройствах семейные и бытовые патологические ситуации являются преобладающими (Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д., 1967) [5, 6]. Около 85 % психотравмирующих ситуаций, ведущих к развитию невротических расстройств, связаны с хроническими и неразрешимыми конфликтными отношениями между членами семьи В проведенном исследовании педагоги образовательных организаций также указали на влияние семейных отношений на развитие невротических расстройств.

Для возникновения невротического расстройства необходимо сочетание трёх звеньев психической травмы, особого склада личности и ее невротического развития под влиянием травмы. Как и В. Н. Мясищев, [6] В. А. Гиляровский [3] считает, что центральным в генезе невротического расстройства является нарушение контактов с окружающими людьми. И само невротическое расстройство рассматривается как компенсированный срыв личности при ее развитии и попытках утверждения в некоторых позициях в семье или на работе.

Современная психотерапия невротических расстройств — это комплексное лечебное воздействие на психику клиента, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Ведущее значение в психотерапии невротических расстройств, придается побуждению клиента к активному, сознательному соучастию в борьбе защитных сил организма против патологических факторов. В таком случае психотерапия выступает как целостная система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов лечебного воздействия на личность больного, а через нее на болезнь (Бехтерев В. М., 1954).

Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений (Мясищев В. Н., 1973) заключается в перестройке личности больного невротическим расстройством на основе действенного осознания причин и процесса развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания (Мясищев В. Н., 1966) [6]. Эта перестройка направлена на формирование у клиента правильного отражения действительности и отношения к ней. Патогенетическая психотерапия состоит из трех этапов. На первом изучается клинико- биографическим методом история формирования личности. На втором выясняется сущность внутриличностного конфликта, и беседы с клиентом направляются таким образом, чтобы он сам установил ассоциативные связи между обстоятельствами патогенной ситуации и особенностями его болезненных отношений. На третьем осуществляется реконструкция нарушенных отношений или эмоций (Семичов С.Б, Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К., 1960, Захарова М.Л).

В работе с педагогами образовательных организаций, имеющих невротические расстройства, использовалась индивидуальная и групповая психотерапия. Виды индивидуальной психотерапии: психологическое консультирование; когнитивная психотерапия; личностно-ориентированная психотерапия. Виды групповой психотерапии: игровая психотерапия; лечение занятостью; психологические тренинги.

С этой целью была разработана модель развития невротических расстройств и их психотерапии у педагогов образовательных организаций. В модели предусмотрены этапы ее реализации, которые включают в себя:

  1. Диагностический уровень.
  2. Мотивационный уровень.
  3. Психотравмирующие факторы.
  4. Психотерапия (индивидуальная и групповая).
  5. Рефлексивно-оценочный уровень.

модель

Таким образом, готовность к работе над собой, к повышению уровня культуры здоровья повысилась к концу исследовательской деятельности. Нельзя утверждать, что проблема не решена окончательно, но успешность реализации уровней Модели дали положительный результат в психотерапии невротических расстройств у педагогов образовательных организаций.

Психологическое консультирование, обозначенное в Модели, широко используется в психотерапии невротических расстройств. Определено, что межличностные деструктивные отношения могут стать причиной невротических расстройств. Консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений.

При проведении когнитивной психотерапии, сделан вывод, что она эффективна в работе с педагогами, т. к. уровень интеллекта у педагогов высокий, и это облегчает психотерапевтическую работу. Когнитивная психотерапия считает, что причиной эмоциональных и поведенческих расстройств заключается в существовании дезадаптивных убеждений. Убеждения возникают в результате особого восприятия и переработки информации в процессе развития личности.

Личностно — ориентированная психотерапия применяется в индивидуальной терапии клиента и направлена на его личность. Целью данного метода является показать клиенту его поведение и деструктивные реакции, которые приводят к невротическим расстройствам. Задачей является изменение форм поведения человека через преодоление внутренних барьеров. Так как внутренние барьеры приводят к негармоничному взаимодействию с окружающим миром и к невротическим расстройствам.

Групповая психотерапия — это форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов; снятия напряжения; исправлении отклонений в поведении.

В исследовательской деятельности была использована игровая терапию, лечение занятостью и психологические тренинги.

Целью игровых занятий было снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении и перед сдачей аттестационных испытаний, обучение навыкам адаптивного поведения.

В терапии занятостью учитывался возраст педагогов, участвующих в эксперименте, их социальный статус и индивидуальное личностное развитие. Результаты проведенной психотерапии показали, что наиболее устойчивое участие клиентов, в данном случае, педагогов образовательных организаций, в предлагаемых им занятиях достигается в тех случаях, когда их содержание соответствует значимым установкам клиентов. Многие участники отметили, что проведенный психологический тренинг как один из методов психотерапии явился методом создания условий для самораскрытия и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Рефлексивно-оценочный этап заключался в выработке способности осознавать собственные эмоции, общее состояние после психотерапевтических сеансов, и, в первую очередь, ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания.

При анализе оценочной рефлексии своего психологического здоровья после проведенных сеансов психотерапии, педагоги сделали следующий вывод: педагоги, которые считали себя больными невротическими расстройствами, изменили свое отношение к болезни, переоценив свои установки и притязания.

Это дает право сделать заключение о том, что использование групповой и индивидуальной психотерапии с педагогами, имеющих невротические расстройства, дает положительный эффект. Это также говорит о том, что имеется возможность корректировать личностные характеристики для достижения положительного результата в коррекции невротических расстройств.

Рекомендации по сохранению психического здоровья являются последним этапом в реализации модели развития невротических расстройств и их психотерапии у педагогов образовательных организаций.

Таким образом, реализация этапов модели развития невротических расстройств и их психотерапии у педагогов образовательных организаций позволяет решить поставленную цель.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 266–269.
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер,2009. (Серия «Практикум»).
  3. Гиляровский В. А. Узловые моменты в проблеме неврозов // Советская недапрталогия, психиатрия и психогигиена. Т. 3. -. М., 1934.- С. 74–86.
  4. Глушкова Н. И. Аномальная изменчивость личности учителя в условиях современной социальной среды // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 1. — С. 58–58.
  5. Карвасарский Б.Д, Абабков В.А, Васильева A. B. и др. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб, 1999.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Основные термины (генерируются автоматически): расстройство, педагог, невротическое расстройство, отношение, групповая психотерапия, когнитивная психотерапия, психотерапия, индивидуальная психотерапия, исследовательская деятельность, патогенетическая психотерапия.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Похожие статьи

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Задать вопрос