За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе деятельности педагогов, В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессиональной деятельности с целью дальнейшей психопрофилактики и психотерапии. Соответственно, выявление особенностей и течения невротических расстройств у педагогов образовательных организаций с НПУ, является необходимым условием для своевременной психотерапевтической помощи.
Актуальность темы. За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе профессионального труда педагогов образовательных организаций. В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе профессиональной деятельности с целью их профилактики.
Методы исследования. Исследование проводилось в г. Воронеже в 2014 году. Оценка нервно-психической устойчивости педагога (анкета НПУ: «Прогноз»)»). Методика разработана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Объект исследования: педагоги образовательных организаций с невротическими расстройствами, проходившие курсы повышения квалификации в ВОИПКиПРО. Было исследовано четыре группы педагогов по 25 человек в каждой группе. Возрастная категория от 24 до 63 лет.
Результаты и их обсуждение.
Нервно-психическая неустойчивость — это склонность к срывам нервной системы при значительных физических, эмоциональных и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные пограничные состояния с невыраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитом функционирования нервной системы, которые снижают адаптационные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологические факторы в сочетании с неблагоприятными психологическими, профессиональными и социальными факторами.
Психическое состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важных механизмов интеграции личности как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации.
По определению Александровского Ю.А, А. В. Куташова [16], Т. Ю. Хабаровой [27], Л. С. Немых [13], Д. Н. Припутневича [11] психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности Многие ученые к важнейшим свойствам состояний относят изменчивость и непрерывность. Разнообразные эмпирические данные говорят о том, что любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии, что позволяет говорить о свойстве «непрерывности» состояний. В связи с этим особого внимания заслуживает анализ специфики изменчивости состояний, перехода одного состояния в другое.
За последние годы отмечается увеличение нервно-психических нагрузок в процессе профессиональной деятельности педагогов. В связи с этим возрастает интерес к проблеме диагностики нервно-психических расстройств, возникающих у педагогов в процессе повседневной профессиональной деятельности.
Отдельные признаки отклонений в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, такие как повышенная эмоциональность, тревожность, эмоциональные срывы, аффективные расстройства, быстрая утомляемость встречаются у многих педагогов. Несмотря на возросший в последние годы интерес к донозологическому этапу формирования невротических реакций и психосоматических заболеваний, распознавание его по-прежнему представляет большие трудности.
В настоящее время нервно-психическую устойчивость (НПУ) принято рассматривать с позиций клинической нормологии. При этом низкий уровень НПУ относят к пограничным нервно-психическим расстройствам, которые объединяют пограничные состояния. Т. е. те состояния, которые еще не достигли психопатологии. Хотя пограничные нервно-психические расстройства, являющиеся переходными формами от здоровья к болезни, они существенно отражаются на психическом складе личности, на возможности ее целенаправленного реагирования (Карвасарский Б.Д [9]; Куташов В. А., [10], Александровский Ю. А.. [1], 1999, Самсонов А. С. [26], Львович Я. Е. [23], Львович И. Я. [22].
Понятие нервно-психическая устойчивость собирательное и отражает наличие донозологических форм девиантного поведения, вегетативных дисфункций и невротических нарушений, представляющих потенциальную возможность развития у педагогов невротических расстройств. У молодых педагогов с признаками нервно-психической неустойчивости зачастую возникают трудности адаптации к условиям профессиональной деятельности, условиям образовательной организации.
В процессе исследования установлено, что у педагогов образовательных организаций с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости выявляются многочисленные неврологические симптомы и синдромы, свидетельствующие о наличии определенных функциональных нарушений; в первую очередь — в нейродинамике обследуемых лиц на начальном этапе адаптации к условиям образовательных организаций, введениям ФГОС и Профессионального Стандарта педагога.
Понятие нервно-психической неустойчивости (НПН) педагогов определяется состоянием психологической дезадаптации, которая характеризуются склонностью к невротическим заболеваниям. Особенности эмоционального состояния при нервно-психической неустойчивости: эмоциональная лабильность разной степени выраженности; склонность к депрессивным реакциям; аффекты; астения; безразличное отношение к окружающему; фрустрация; раздражительность; нарушение памяти при волнениях; ночные кошмары и нарушения сна, потливость, ситуативная тревога и неосознаваемая тревога.
В диагностической деятельности с педагогами использовалась методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволила выявить отдельные предболезненные, пограничные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека
В процессе анализа были получены следующие результаты:
Таблица 1
Баллы |
Баллы, полученные при диагностике педагогов образовательных организаций |
Заключение и рекомендации |
29 и более |
16 человек из 100 |
Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра, психоневролога, психотерапевта. Рекомендуется профилактическое лечение в клинике неврозов (по решению врачей). |
14–28 |
30 человек из 100 |
Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности. Рекомендуется регулярное оздоровление в учреждениях санаторного типа. Консультации психотерапевта. |
13 и менее |
54 человека из 100 |
Нервно-психические срывы маловероятны. Риска возникновения невротических расстройств нет. Однако, в целях профилактики необходимы психологические упражнения и здоровьесберегающие процедуры. |
Таким образом, мы определили, что среди педагогов образовательных организаций есть личности, относящиеся к группе риска. Это значит, что именно личностные и биологические факторы влияют развитие невротических расстройств. Необходимо отметить, что личности, педагоги образовательных организаций с признаками нервно-психической неустойчивости требуют особого внимания медицинского психолога. Нервно-психическая неустойчивость оказывает отрицательное влияние на личностное развитие, изменяет качество жизни, дезорганизует профессиональную деятельность педагогов.
Взаимосвязь между личностью и его психическими состояниями носит характер взаимовлияния. Психические состояния могут оказывать обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, изменение структуры мотивов, целей и деятельности. Но не всегда можно отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению Махнача А.В (Махнач А.В, 1995), [24] критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности.
Вывод: установлено, что психические состояния являются отражением переживаний и отношений к значимым людям, профессиональной деятельности, явлениям, предметам, действиям в конкретной ситуации, имеющей для человека личностный смысл.
Есть предположение, что возникновению «синдрома эмоционального сгорания» способствуют некоторые внешние факторы: неудовлетворенность профессией из-за отсутствия возможности творческого роста, сверх контроля со стороны администрации; наличие длительного межличностного конфликта; предрасположенность к деформации психических функций личности (низкий уровень эмпатии, низкий социальный интеллект, авторитаризм, высокий уровень притязаний и др.).
Следовательно, развитие и течение невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью меняет их качество жизни.
Личности с нервно-психической неустойчивостью относятся к группе риска. Велика вероятность дезадаптивных форм поведения во время проведения уроков, что в действительности происходит достаточно часто.
Таким образом, необходимо пересмотреть условия психодиагностики и оздоровления педагогов образовательных организаций, в особенности лиц с нервно-психической неустойчивостью.
Литература:
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. -М., 2000
2. Беспаленко Е. М. Поликультурное образование и воспитание личности. Научно-технический журнал ВЕСТНИК ВГТУ. Серия «Проблемы качества подготовки специалистов», выпуск 6.2. Издательство ВГТУ, Воронеж, 2003 г, с. 83–84.
3. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008., ВГУ.
4. Беспаленко Е. М. Профессиональное ориентирование как фактор становления личности. Вестник Воронежского государственного технического университета № 6.1 — Воронеж, 2001.
5. Беспаленко Е. М., Веденеева Г. И. Здоровьесберегающая педагогика: мозг, эмоции, здоровье. Учебное пособие. Воронеж:: ВОИПКиПРО, 2007. 28с.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер,2009. (Серия «Практикум»).
7. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — 1933. Изд. Нижегородской государственной медицинской академии.
8. Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.
9. Карвасарский Б.Д, Бабин С.М, Бочаров В. В. и др. Очерки динамической психиатрии: Транскультуральное исследование / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. СПб, 2003.
10. Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2014, Т. 13. № 4. С. 993–996.
11. Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Заложных П. Б., Будневский А. В., Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2013, Т. 12. № 4. С. 1160–1162.
12. Куташов В. А., Попов Д. В. Особенности течения тревожно-депрессивных расстройств у больных бронхиальной астмой // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 072–076.
13. Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.
14. Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, с. 31–42.
15. Куташов В. А., Чупеев А. Н., Черных О. Н., Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 1. С. 149–151.
16. Куташов В. А. Клинико-эпидемиологическая распространенность аффективных расстройств при хронических заболеваниях на уровне ЦЧР // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 2. С. 262–264
17. Куташов В. А., Куташова Л. А., Распространенность аффективных расстройств при различных хронических соматических заболеваниях// Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 4. С. 727–729.
18. Куташов В. А., Куташова Л. А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24–25.
19. Куташов В. А., Аффективные расстройства в клинической картине язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и бронхиальной астмы, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Московский научно-исследовательский институт психиатрии. Москва, 2004, с. 37–42.
20. Львович И. Я., Куташов В. А. Корреляция перфекционизма с аффективными расстройствами при синдроме раздраженного толстого кишечника // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2008. Т. 7. № 1. С. 28–32.
21. Львович Я. Е., Куташов В. А. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 1. С. 100–102.
22. Львович И. Я., Куташов В. А., Корреляция факторов риска в возникновении биполярных аффективных расстройств при соматической патологии // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 2. С. 299–300.
23. Львович И. Я., Куташов В. А., Корреляция личностной акцентуации и преморбидного наследственного фона при аффективных расстройствах с синдромом раздраженного толстого кишечника // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 3. С. 760–763.
24. Махнач А. В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности //Психологический журнал.-1995.Т.16.-№ 3.- с.35–43
25. Ремизова Е. А., Куташов В. А. Опыт терапии аффективных расстройств в эндокринологической клинике // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2013. Т. 12. № 2. С. 436–439.
26. Самсонов А. С., Куташов В. А., Значение коррекции тревожных и депрессивных расстройств для лечения и профилактики метаболического синдрома // Прикладные информационные аспекты медицины, 2014, Т. 17. № 1. С. 162–165.
27. Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.
28. Хабарова Т. Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как критерий сформированности психолого-педагогической компетентности педагога // Профессионализм и гражданственность — важнейшие приоритеты Российского образования 21 века: Мат. Педагог. Чтений: ВГПГК, 2011. С. 257–261.
29. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru