Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов
Автор: Москвичева Юлия Георгиевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 559 раз
Библиографическое описание:
Москвичева, Ю. Г. Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Ю. Г. Москвичева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13319/ (дата обращения: 16.12.2024).
В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальную релаксационную терапию.
Термин «психологическое здоровье», в отличие от близкого ему термина «психическое здоровье» — это не только отсутствие психологической болезни, психологических проблем, в большей степени — это потенциал человека, живущего в условиях современной цивилизации и современного общества, который требует от него умения самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций. И начинать укреплять свое психологическое здоровье необходимо с раннего детства. Почему с детства? Дело в том, чтоскаждым днем у детей появляется больше возможностей для обучения, развития, развлечений и творчества. В то же время, XXI век стал своеобразным триумфом постмодернизма: неполные семьи, проведение детьми большого количества времени у телевизоров и за компьютерными играми. Родители не против такого досуга детей, так как ребенок занят и не докучает маме и папе. Родители же могут спокойно заняться своими делами. Жаль, что они недооценивают вред, который наносит малышу частое общение с телевизором и компьютером. Ведь все чаще мультфильмы откровенно излучают агрессию, а фильмы напичканы убийствами и насилием. В результате страдает неокрепшая психика ребенка. А если еще и в семье не все ладится, то ребенку наносится настоящая психическая травма. Влияет это не только на взаимоотношения ребенка с родителями, но и со сверстниками, что в детском возрасте имеет большое значение. Ребенок сложно входит в коллектив, он не уверен в себе и боится, что его не примут. В комплексе с чрезмерными психоэмоциональными нагрузками детские тревоги нередко приводят к возникновению неврозов.
Невротическое расстройство или невроз у детей — это нарушение работы нервной системы, возникающее ввиду различных психотравмирующих воздействий.
К различным вариантам неврозов относят:
- энурез и эктопрез
- тревоги
- детский невроз навязчивых состояний
- психоз депрессивного характера
- невроз истерического характера
- невроз ипохондрического характера
- заикание
- невротические тики
- нарушение сна.
В настоящее время врачей все больше тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» — очень часто к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей. По статистике, более 20 % детей и подростков страдают неврозами различной степени.
Причины неврозов у детей разных возрастов
Невротические расстройства или психоневрозы у малышей (0–3 лет) обычно имеют физиологическую природу. Причины: тяжелое течение беременности, родовые травмы, осложнения болезней. У детей постарше невроз чаще имеет психологические причины, которые связаны с возрастом. В 3–6 лет в сознании малыша формируется концепция «Я», что порождает почву для конфликтов и стрессов. В детском саду малыш проходит первую ступень социализации, входит в коллектив. Кроме того, пик родительских разводов приходится именно на этот возраст. Это создает «благодатную» почву для развития и обострения неврозов. Острый возрастной кризис наступает и на седьмом году жизни ребенка. Малыш отправляется в школу, возрастает информационная нагрузка на ребенка. В подростковом возрасте (12–16 лет) чаще всего возникают половые неврозы, что сопровождается депрессией, неуверенностью в себе и беспочвенными переживаниями.
Одним из эффективных способов профилактики и коррекции подобных состояний является музыкотерапия. Успокаивающие, умиротворяющие эффекты музыки были известны еще Пифагору, который называл влияние музыки на ум и тело «музыкальной медициной». На протяжении многих веков развития медицины, музыка как терапевтическое средство не сходила с «исторического подиума», а лишь оттеснялась новыми, более радикальными и быстродействующими методами лечения. Несмотря на прогресс медицины, музыкальная терапия не потеряла своей значимости, она актуальна и теперь. Не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. В настоящее время ученые доказали положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей.
В лечебной и коррекционной психологии используют как пассивную, так и активную музыкотерапию. В качестве активной музыкотерапии используется совместное участие ребенка и родителя в создании музыкальной композиции. Это могут детские песенки, музыкальные сказки, а также создание звуковых картин. Например, «В зимнем лесу»: «Идём по снегу» — дети равномерно хрустят целлофаном, «Бежим» — хрустят в быстром темпе, «Остановились, прислушались» — пауза, «Завыл ветер» — голосом изобразить вой ветра, «Зашумели ветви деревьев» — дети шуршат листами бумаги, «Сосульки» — звучит треугольник или металлофон, «Дятел стучит» — карандашами по столу.
Пассивная музыкотерапия — это когда ребенок — слушатель (основной метод музыкотерапии). Для прослушивания можно использовать как готовые музыкальные релаксационные программы, так и составлять их самим. При составлении музыкальных релаксационных программ, следует учитывать, что в своей структуре они, как правило, состоят их 4 главных компонентов:
1) состояние (невротические расстройства, стресс, гиперактивность и т. д.);
2) ресурс (незадействованные в решении проблем природные способности ребенка);
3) средство (сама музыка);
4) терапевтическая цель (перспектива желательных, возможных и необходимых перемен, которые могут быть достигнуты).
В музыкальной релаксационной программе можно выделить:
5) Симптом — мишень — эмоциональное напряжение, связанное с постоянной внутренней борьбой.
6) Эффекты МРТ — разрядка через усиление динамики чувств, душевное очищение, позитивный образ мира, усиление фантазии — творческой и защитной, спонтанное разрешение творческих проблем.
Музыкальная релаксационная программа включает в себя 3 части:
7) музыка «присоединения» (ятро-музыка) — имеет цель «постройки» к актуальному состоянию человека;
8) переход к основному музыкальному материалу — снимающей напряжение музыке;
9) заключительная часть — утверждение достигнутого результата и выход из состояния покоя; в этом месте используется музыка, стимулирующая активность. Каждая музыкальная релаксационная программа представляет собой композицию, обладающую терапевтическим выразительным смыслом и направленную на восстановление эмоционального равновесия.
Примеры музыкальных программ.
Композиция:
- Yann Tiersen. Comptine d’ete n.3
- Goran Bregovic. OLD HOME MOVIE.
- Звуки природы «Шум леса» (из цикла «Бименталь», здоровье).
Родителям рекомендуется использовать элементы релаксационного массажа при прослушивании музыкальной программы, что позволит максимально расслабить ребенка и сделать процедуру более эффективной. Идеальным временем для релаксации является 30 минут до сна. Но при этом необходимо помнить, что руки должны быть теплыми, и нагрузка должна быть постепенной. Оптимальным приемом станет последовательность: поглаживание — растирание — поглаживание — разминание — поглаживание. Помимо этого, перед сном очень полезно напевать ребенку колыбельныепесенки, сказки, потешки, также сочетая с поглаживаниями.
В заключение необходимо отметить, что ключевая роль в профилактике неврозов у детей принадлежит родителям, именно им под силу обеспечить психическое здоровье ребенка. Необходимо помнить о релаксации. Неврозы у детей (а также у взрослых) предупреждаются своевременной терапией — релаксационной и арт-терапией (например, совместное рисование под музыку), которая благотворно влияет на нервную систему. Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства, как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях — послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Обязательно давайте слушать ребенку колыбельные, потешки, сказки. Это поможет не только ребенку, но и вам улучшить свое эмоциональное состояние, и что важно, укрепит духовную и эмоциональную связь между вами.
Литература:
- Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: практическое руководство. — Новосибирск, 1995.
- Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. 3–е изд., доп. и перераб. / под ред. В. Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985.
- Справочник невропатолога и психиатра /под ред. Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 3-е изд., стер.- М.: Медицина, 1969.
Похожие статьи
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ
В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей
В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...
Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...
Похожие статьи
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Анализ современной системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ
В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VII...
Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей
В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...
Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...