Использование средств музыкальной терапии для создания положительного микроклимата в семье | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рябцева, Т. А. Использование средств музыкальной терапии для создания положительного микроклимата в семье / Т. А. Рябцева, О. Ю. Захарова, И. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6487/ (дата обращения: 19.11.2024).

 

Главным институтом воспитания является семья. В ней закладываются основы личности ребенка. [1, 10с.] Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужны совместные усилия всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Музыкотерапия дает возможность преодолевать негативные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние ребенка.

Музыкальная терапия — это особая форма работы с детьми с использованием средств музыкального воздействия. Это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения. Музыку можно использовать для влияния на самочувствие ребенка.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Аполлон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. Правильный выбор музыкальной программы — ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Для создания положительного микроклимата в семье, можно использовать музыкотерапию в различных ситуациях.

А чтобы ребенок быстро заснул и видел хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом

Достоинствами музыкальной терапии являются:

1.      Абсолютная безвредность;

2.      Легкость и простота;

3.      Возможность контроля и прогнозирования.

4.      Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих много времени.

Особенности применения музыкотерапии:

-        лечебные сеансы проводить ранним утром или поздно ночью;

-        человек не должен испытывать чувство голода;

-        сеансы не должны превышать 30 минут;

-        количество занятий не ограничено.

Как слушать?

Продолжительность сеанса — 15–30 минут.

Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Музыкальная терапия противопоказана младенцам с предрасположенностью к судорогам, детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма, больным отитом, детям, у которых резко повышается внутричерепное давление.

Еще одним важнейшим методом музыкотерапии является — пение или вокалотерапия.

Его преимущество заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на групповое взаимодействие.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, закомплексованным лицам, страдающим функциональными расстройствами органов, бронхиальной астмой, головными болями. Наряду с песнями возможно применение элементарных мелодических и ритмических импровизаций, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Тренировка в естественном переживании этих состояний вначале ведется путем элементарного показа уверенности в себе, самовыражении. Произносятся гласные, выражающие удивление — «А!», уклонение, содрогание — «У!», расслабленность — «О!», воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг — выражение телесных чувств, например удовольствия, радости, вызываемых расширением объема груди, расслабленностью мускулатуры. Другие упражнения — показ переживания испуга, удивления и т. д.

Особую ценность в музыкотерапии имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизированный свободный танец под звуки классической музыки.

Танец — форма социального поведения и контакта, выработанная народными традициями, выражение творческой радости движения. Терапевтическую ценность представляют ритмические движения под музыку в три такта. Рекомендуется пение канонов, сочетающееся с простыми ритмическими движениями и импровизированный танец под звуки классической музыки. Эти формы музыкотерапии просты и доступны всем и везде.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является очень важной.

Используя формы и методы музыкотерапии необходимо соблюдать следующие условия:

1.         Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2.         Не должно быть принуждения.

3.         У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагаете вместе попеть, потанцевать, порисовать, лепить, почитать.

4.         Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку хочется сменить вид деятельности..

5.         Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

6.         Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

7.         Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите гостям, окружающим, вывесите удачные работы на видном месте.

Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», можно предложить ребенку закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Следует обращать внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Для каждого ребенка важно разнообразие, поэтому не забрасывай идею развития ребенка с помощью музыки и покупай диски с произведениями, которые также воспитают в твоем ребенке слушателя, который уже готов воспринимать «серьезную музыку». Сегодня можно найти записи хорового пения, а такой вариант, с точки зрения музыкотерапии, еще полезней, так как слова даже на подсознательном уровне усиливают влияние музыки на ребенка. Музыкотерапия очень помогает детям с отклонениями в речи, так как прививает ребенку чувство ритма и скорости.

Памятка по использованию музыкальных композиций

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» — часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?

Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля-минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3.

У вас мигрень, головная боль?

Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад». Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет классика: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

 

Литература:

 

1.         Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, № 10. 10–13 с.

2.         Брусиловский Л. С. Музыкотерапия, в кн.: «Руководство по психотерапии», Ташкент. — 1979.

3.         Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб. 2003.

4.         Клюев А. С. Некоторые современные отечественные методики музыкотерапии // Россия и мир. Гуманитарные проблемы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. СПб., 2006.

5.         Современные методики музыкотерапии // Учёные записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. Т. 7. Вып. 1. — 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальная терапия, музыка, Венгерская рапсодия, влияние музыки, звук природы, звук флейты, классик, улучшение самочувствия.

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Создание условий для физического развития детей младшего возраста

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Формирование навыков создания финансовой подушки безопасности у школьников в рамках реализации проекта

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования как основа здорового образа жизни учащихся

Создание условий для физического развития детей младшего возраста

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Формирование навыков создания финансовой подушки безопасности у школьников в рамках реализации проекта

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию и укреплению здоровья детей

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе