Психоэмоциональное состояние и темпераментальные характеристики подростков, адаптированных к территории Крайнего Севера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Кондакова, О. Э. Психоэмоциональное состояние и темпераментальные характеристики подростков, адаптированных к территории Крайнего Севера / О. Э. Кондакова, С. Н. Шилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45363/ (дата обращения: 19.11.2024).



Воснове приспособления к изменяющимся условиям среды лежат биологические механизмы адаптации. Возникающие в результате мутаций, морфофункциональные изменения закрепляются при сохранении основных признаков, характеризующих человека. В ходе адаптации к конкретным природно-климатическим и социальным условиям формируется экологический портрет человека [1]. В тоже время известно, что адаптация — это двусторонний процесс. С одной стороны — изменение абиотических и биотических компонентов среды; с другой стороны, это изменение физиологических и социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружающей среды [4]. В процесс приспособления к среде и действующим условиям включены также индивидуально-типологические особенности человека. В связи с этим в настоящее время развивается область биологии, занимающаяся изучением приспособительных процессов организма, находящихся в конкретных условиях; обращается к биологической природе человека с его психофизиологическими особенностями [8]. К таким особенностям относится темперамент, как эндогенная динамическая характеристика психической деятельности, лежащая в основе поведенческих проявлений, особенностей характера, эмоциональных проявлений и откладывающая свой отпечаток на возможности адаптации человека к различным условиям существования [6].

Представляется актуальным исследование индивидуальных свойств психики и психоэмоционального состояния народов Крайнего Севера и народов южных территорий.

Исходя из этого, цель нашего исследования — оценить темпераментальные характеристики и психоэмоциональное состояние подростков коренных народов.

Материалы иметоды исследования. Висследовании приняли участие подростки, проживающие в поселке Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия). В исследуемую группу вошли подростки 15–16 лет в количестве 54 человека (13 девочек и 16 мальчиков).

Для исследования черт темперамента применялся опросник DOTS, предложенного А. Томасом и С. Чесс в модификации Ю. И. Савченкова [3, 9, 10]. В опроснике представлены 12 составляющих, которые более точно определяют тип темперамента: общая активность, активность во сне, приближение, гибкость, настроение, ритмичность сна, ритмичность в еде, ритмичность в привычках, отвлекаемость, настойчивость, порог, интенсивность. Для всех рассчитывался индекс выраженности поведенческих проявлений (ИВПП). Для определения психоэмоционального состояния использовался цветовой тест Люшера [5]. Определение адаптационного потенциала (АП) по Р. М. Баевскому [2]

Для статистической обработки данных использовали Microsoft Office Excel. Для установления соответствия выборки нормальному распределению использовали критерий Колмогорова-Смирнова; критерий Манна-Уитни для определения достоверности различий между выборками (несоответствующих нормальному распределению) и критерий Стьюдента.

Результаты иих обсуждение. Анализ распределения показателей черт темперамента по опроснику DOTS выявил характерные отличия между девушками и юношами (Табл. 1). Так девушки отличаются большей общей активностью, активностью во сне и более высоким уровнем настроения. Такие показатели как ритмичность сна, в еде, привычках, отвлекаемость, настойчивость, чувствительность и интенсивность, имеющие непосредственную зависимость от биологических подструктур личности, существенно не отличаются [7].

Таблица 1

Показатели черт темперамента подростков

Черты темперамента

Показатели

Девушки

Юноши

Общая активность

2,69±0,19*

2,02±0,15*

Активность во сне

2,98±0,18**

2,42±0,15**

Приближение

2,65±0,13

2,63±0,12

Гибкость

2,63±0,16

2,7±0,16

Настроение

2,90±0,15*

2,39±0,12*

Ритм сна

2,12±0,16

2,46±0,15

Ритм веде

2,54±0,11

2,53±0,14

Ритм впривычках

2,26±0,14

2,11±0,14

Отвлечение

2,52±0,17

2,24±0,19

Настойчивость

2,82±0,17

2,65±0,21

Порог

2,43±0,12

2,10±0,18

Интенсивность

2,83±0,22

2,39±0,19

Выделены достоверно значимые различия при *p≤0,01, **p≤0,05

Анализ распределения подростков по частоте встречаемости ВП-типов по ИВПП выявил различия в соотношении «спокойного», «адекватного» и «интенсивного» типов. Больше половины девушек и юношей (62,5 % и 53,8 %) характеризуются средними показателями активности поведения; 37,5 % среди парней отнесены к «спокойному» типу и не обнаружено «интенсивного»; среди девушек 30,8 % характеризуются высокими значениями ИВПП и в два раза меньше (15,4 %) число «спокойных».

На основе данных цветового теста Люшера проведен анализ психоэмоционального состояния подростков. Были определены «суммарный показатель отклонения от аутогенной нормы» (СО), отражающий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, и «вегетативный коэффициент» (ВК), характеризующий энергетическую установку.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Рис. 1. Распределение подростков в соответствии с СО

Распределение по баллам суммарного показателя отклонения от аутогенной нормы изображено на рис. 1, и имеет отличия у девушек и юношей. Так девушки в большей мере расходуют силы на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами, на волевое преодоление усталости (15,4 % — незначительное, и 7,6 % — значительное отклонение от нормы). 64,3 % юношей характеризуются статистической средневыборочной нормой — отсутствием нервно-психического напряжения, активным стремлением действовать, преобладанием положительных переживаний, оптимизмом.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок3.png

Рис. 2. Распределение подростков в соответствии с ВК

Значения ВК от 4 до 5 баллов являются наиболее благоприятными, отражают оптимальный уровень активирования и успешности деятельности, выборе «теплых и активных» цветов, меньше 4 — предпочтение «холодных и пассивных» цветов. Значения больше 5 свидетельствуют о перевозбуждении, избыточном сковывающем напряжении [5]. Из рисунка 2 видно, что мальчики с оптимальной мобилизацией физических и психических ресурсов (преобладают значения 4–5 балла — 78,6 %) активнее девочек, для которых характерен низкий балл — 3 (61,5 %) вегетативного коэффициента.

Анализ данных определения адаптационного потенциала показало, для «спокойных» подростков АП равен 2,15, для «адекватных» — 1,84 и для «интенсивных» — 2,08 (при p≤0,05). Что может быть свидетельством того, что «спокойному» типу для поддержания оптимальных функциональных возможностей требуется использование адаптационных резервов. Показатель адаптационного потенциала также выше у «интенсивных». Что на наш взгляд так же является следствием приспособления такого типа темперамента к условиям среды. В целом же для подростков-северян характерен АП соответствующий удовлетворительному уровню адаптации.

Выводы. Таким образом, обследованным подросткам Крайнего Севера свойственно преобладание определенного психоэмоционального состояния, темпераментальных характеристик и уровня адаптации:

  1. Для подростков, проживающих на территории Крайнего Севера, характерны темпераментальные различия в соответствии с полом. Отмечены достоверные отличия в активности и настроении. Соотношение ВП-типов темперамента показало преобладание «адекватного» типа, как среди девушек, так и среди юношей. Процент «спокойного» типа среди мальчиков выше и составляет 37,5 % против 15,4 % у девочек.
  2. Анализ психоэмоционального состояние девочек показал, что, несмотря на более высокую общую активность по темпераменту девушкам свойственно использование ресурсов организма для решения внутриличностных проблем и переживаний.
  3. Адаптационный потенциал подростков, проживающих на Севере свидетельствует об удовлетворительной адаптации. В тоже время «спокойный» и «интенсивный» тип темперамента достигает этого уровня адаптации за счет большего участия адаптационных резервов.

Работа выполнена при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта № 2017022301419 «Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и адаптация молодежи к современным условиям индустриализации»; в рамках регионального конкурса отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2017 — Красноярский край при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности». Проект «Развитие и воспроизводство человеческого капитала — основа для улучшения качества жизни коренных малочисленных народов Севера и Арктики Красноярского края в условиях традиционного природопользования» № 17–16–24004.

Литература:

  1. Агаджанян Н. А., Коновалова Г. М., Ожева Р. Ш. Этнос, здоровье и проблемы адаптации // Новые технологии. — 2010. — № 3. — С. 88–92.
  2. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 265 с.
  3. Петросян Е. Ю., Савченков Ю. И. Метод определения частных ВП-типов темперамента по результатам исследования его черт по А. Томасу // Сибирское медицинское обозрение: ежеквартальный медицинский журнал. — 2009. — т. 50, № 5. — С. 35–38.
  4. Поликарпов Л. С., Лапко А. В., Хамнагадаев И. И. и др. Метеотропные реакции сердечно-сосудистой системы и их профилактика. — Новосибирск: Наука, 2005. — 196 с.
  5. Прохоров А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — 176 с.
  6. Солдатова О. Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста: автореф. дис. док. мед. наук. Томск: ГОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Росздрава, 2008.
  7. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по «Основам нейрофизиологии и ВНД (для очной и заочной формы обучения) / Ред. Ю. И. Савченков и С. Н. Шилов. — Красноярск, КГПУ, 2008. — 140 с.
  8. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. — Новосибирск: СО РАМН, 2003. — 164 с.
  9. Lerner. R., Palermo M., Spiro H., Nesselroade J. Assessing the dimensions of temperamental individuality across the life span: The dimensions of temperament survey (DOTS) // Child Development. — 1982. — V. 5. — P. 149–159.
  10. Thomas А., Chess S., Herbert G. Birch The Origin of Personality // Scientific American. V. 3. — 1970. — pp. 102–109.
Основные термины (генерируются автоматически): DOTS, адаптационный потенциал, девушка, Крайний Север, аутогенная норма, Красноярский край, нормальное распределение, общая активность, психоэмоциональное состояние, цветовой тест.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Клинические, пато- и нейропсихологические аспекты умственной отсталости у старших дошкольников, проживающих в Забайкалье

Анализ семейной ситуации и оценка психоэмоциональной сферы младших школьников с дезадаптацией

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Задать вопрос