Анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет г. Тюмени и г. Надыма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.01.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Базилевич, М. В. Анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет г. Тюмени и г. Надыма / М. В. Базилевич, А. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87889/ (дата обращения: 16.12.2024).



Внастоящее время медико-биологические исследования здоровья детей показывают, что обучение в школе носит стрессовый характер, а критический период взросления сопровождается снижением адаптационных возможностей организма и развитием ряда заболеваний. Особый интерес вызывают вопросы адаптации школьников в условиях проживания в районах Крайнего Севера и Западной Сибири. Стоит отметить, что не только дефицит двигательной активности, но и геоклиматические условия могут влиять на организм учащихся. Таким образом, оценка и анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет, проживающих в различных климатогеографических условиях, является актуальной проблемой исследования.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональная подготовленность, школьники 15-16 лет, анализ, диагностика, тестирование.

Современные школьники испытывают увеличение нагрузки на организм из-за интенсификации и объема информации, применения дистанционных форм обучения и др. К тому же нерациональное питание, неблагоприятная экологическая обстановка, доступность негативно влияющих на организм средств, совместно с недостаточной двигательной активностью негативно отражаются на здоровье подрастающего поколения.

Современные исследования в области здоровья и физического развития детей показывают, что вместо активных видов отдыха подростки предпочитают интернет, телевидение, компьютерные игры, что оказывает влияние на их память, психоэмоциональный фон, уровень работоспособности и т. д.

Подростковый период в возрасте 15–16 лет является важнейшим этапом развития молодого человека, в котором закладываются основы для его дальнейшего совершенствования. В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце», характеризующееся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при прослушивании сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы наблюдаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, которые не занимаются регулярно спортом. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления, сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уряжаться), иногда одышка, головная боль в области лба [2].

Особый интерес вызван к вопросам адаптации школьников в условиях проживания в районах Крайнего Севера и Западной Сибири. Стоит отметить, что не только дефицит двигательной активности, приводит к нарушениям метаболических процессов в нервной и мышечной ткани молодого организма, но и геоклиматические условия, влияющие также на организм учащихся. В районах Крайнего Севера в течение длительного зимнего периода человеческое тело чувствует солнечное «голодное», что способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшает благосостояние организма. В структуре заболеваемости старшеклассников Крайнего Севера до 80 % которых, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата; отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем имеют 58,7 %. В районах Западной Сибири на здоровье учащихся также влияет продолжительная зима, но со своими характерными отличиями, а именно влажность в зимний период, за счет чего температура воздуха ощущается ниже, что способствует более частому возникновению респираторных заболеваний.

Цель исследования: провести анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет, проживающих на территории Западной Сибири и районов Крайнего Севера.

В исследовании приняли участие 40 школьников в возрасте 15–16 лет (20 юношей и 20 девушек). Среди них 20 учащихся Московской средней образовательной школы по адресу Тюменский район, посёлок Московский, (ул. Озёрная, д. 8) и 20 учащихся МОУ СОШ № 9 г. Надым (ул. Заводская, д. 7).

Анализ научной литературы свидетельствует, что возраст 15–16 лет является началом подросткового периода, который сопровождается рядом особенностей, и влияет на все сферы жизни ребенка, в том числе и на спортивные занятия.

На основании научных трудов А. А. Пашина необходимо осуществлять регулярный мониторинг за состоянием физического здоровья детей, подростков, молодежи, который позволяет осуществлять наблюдение как на уровне индивида, так и социальной группы. В процессе исследования на основе индексной системы мы определили уровни физического развития школьников. В таблице 1 представлены показатели физического развития юношей и девушек город Надыма и Тюмени.

Таблица 1

Показатели физического развития школьников 15–16 лет

Масса тела (кг)

M ± m

Длина тела (см)

M ± m

Индекс Кетле

M±m

Индекс Шаповаловой

M±m

Силовой индекс

Девушки

Надыма

59,7±3,5

средний

166,3±2,0

средний

21,6±1,0

гармоничное

242,5±19,1

средний

39 %

ниже среднего

Девушки Тюмени

54,6±2,7

средний

162,1±1,6

средний

20,8±0,9

гармоничное (-)

234,5±19,9

ниже среднего

37 %

ниже среднего

Юноши Надыма

71,7±3,0

выше среднего

171,4±1,8

средний

24,5±0,9

тучное телосложение

326,3±8,4

высокий

57 %

средний

Юноши Тюмени

58,0±2,6

средний

168,8±1,7

средний

20,3±0,8

гармоничное

265,8±26,7

выше среднего

56 %

средний

Рассмотрев средние показатели юношей, можно отметить, что у юношей Надыма длина тела на 3 см больше, масса тела на 3 кг больше, индекс Кетле на 4 единицы больше, что также превышает средний уровень, индекс Шаповаловой на 61 единицу больше.

Возможно, отличия показателей в пользу школьников города Надым свидетельствуют о более приспособленном организме в условиях низких температур, пониженной влажности и перепадов погодных явлений. В таблице 2 приведены результаты функциональной подготовленности юношей и девушек городов Надыма и Тюмени.

Таблица 2

Сравнительные результаты функциональной подготовленности школьников 15–16 лет

ЧСС в покое (уд/мин)

M ± m

А/Д (мм.рт.ст.)

Индекс Робинсона

M±m

Индекс Скибинского

M±m

Проба Генчи (сек.)

M ± m

Проба Штанге (сек.)

M ± m

Индекс Руфье

M±m

Систола

M±m

Диастола

M±m

Девушки Надыма

80,1±

4,9

выше среднего

118,3±2,5

выше среднего

77,6±

1,4

выше среднего

94,3±

5,3

средний

2124,6±

22,7

высокий

27,3±

0,4

средний

60,2±

2,0

средний

9,6±

1,4

средний

Девушки Тюмени

78,0±

1,3

выше среднего

116,4±2,6

выше среднего

71,2±

2,1

средний

105,1±5,9

средний

1829,5±

18,4

выше среднего

31,1±

4,1

выше среднего

54,8±

3,6

выше среднего

10,7±

1,0

ниже среднего

Юноши Надыма

74,2±

0,8

средний

116,4±1,3

выше среднего

74,2±

1,0

средний

86,3±

1,5

средний

2579,2±

14,2

средний

31,1±

1,2

выше среднего

64,3±

1,5

выше среднего

10,6±

1,0

ниже среднего

Юноши Тюмени

79,6±

3,0

выше среднего

125,5±4,2

выше среднего

70,5±

3,7

средний

102,3±6,0

средний

1706,7±

21,0

средний

23,8±

2,3

средний

50,9±

2,0

средний

10,4±

1,5

ниже среднего

В результате обсуждения сравнительных показателей средних значений в измерениях можно отметить, что индекс Робинсона на 11 единиц лучше у девушек Тюмени и на 6 единиц лучше у юношей Тюмени.

Проба Генчи преобладает у девушек, проживающих в городе Тюмень на 4 секунды и у юношей, проживающих в городе Надым на 8 секунд. Проба Штанге выше у девушек Надыма на 6 секунд и у юношей Надыма на 14 секунд.

Артериальное давление систолическое больше на 2 единицы, диастолическое больше на 6 единицы. Частота сердечных сокращений в покое также у девушек Надыма больше на 3 удара в минуту.

Сравнивая индекс Руфье, можно сказать, что все группы выходит за границы среднего уровня, кроме девушек Надыма. Индекс Скибинского преобладает у девушек Надыма с высоким уровнем и у юношей Надыма со средним уровнем. Систолическое давление на 9 единиц ниже, а диастолическое на 5 единиц выше. Частота сердечных сокращений на 9 ударов в минуту меньше.

Стоит отметить, что у обеих групп девушек недостаточно развита сердечно-сосудистая система и выраженность реакции на стандартные нагрузки выше, чем у юношей. У девушек Тюмени дыхательная система развита лучше, уем у девушек Надыма. Сравнивая юношей обеих групп, выделим, что юноши Тюмени по функциональной подготовленности более гармонично развиты. Основываясь на литературных источниках, можно предположить, что в районах Крайнего Севера организм функционально лучше приспособлен к нагрузкам, в следствии неблагоприятных климатических и экологических условий.

Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков в сравнении со стандартными показателями находятся в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки.

Анализируя показатели физического развития школьниц 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что по индексу Кетле у девушек Тюмени преобладает гармоничное развитие телосложения с незначительным дефицитом массы. У обеих групп девушек показатели силового индекса на уровне ниже среднего. Показатели индекса Шаповаловой только у девушек Тюмени на уровне ниже среднего, что может свидетельствовать о недостатке развития силовых способностей.

Анализируя показатели функциональной подготовленности школьниц 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что показатели реакции сердца на стандартную физическую нагрузка по индексу Руфье с уровнем ниже среднего. По тестам частота сердечных сокращений и артериальное давление с уровнем выше среднего. Данные результаты говорят об недостаточном уровне развития сердечно-сосудистой системы, однако в данном возрасте превышение этих показателей может являться нормой если отсутствуют заболевания.

Анализируя показатели физического развития школьников 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что по индексу Кетле у юношей Надыма преобладает тучность тела. В остальных антропометрических измерениях существенных отличий нет.

Анализируя показатели функциональной подготовленности школьников 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что у юношей обеих групп уровень ниже среднего по индексу Руфье, что говорит о недостаточном развитии сердечно-сосудистой системы в ответ на стандартную физическую нагрузку. Также стоит отметить, что у обеих групп по показателям частоты сердечных сокращений и артериальному давлению уровень соответствует выше среднего, что может являться нормальным при отсутствии заболеваний.

Литература:

  1. Пашин, А. А. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи. — Москва: Издательство ПГУ, 2015.-144 с.
  2. Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева; под редакцией А. А. Алексеева; художник Н. Раевская. — Москва: Спорт-Человек, 2020. — 324 с.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, Надым, девушка Надыма, девушка Тюмени, Крайний Север, юноша Надыма, индекс, артериальное давление, Западная Сибирь, сердечно-сосудистая система.


Ключевые слова

анализ, физическое развитие, тестирование, диагностика, функциональная подготовленность, школьники 15-16 лет

Похожие статьи

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Исследование антропометрических показателей физического развития подростков, занимающихся спортом

Известно, что способность заниматься тем или иным видом спорта и спортивные результаты часто связаны с антропометрическими характеристиками спортсменов. Выявление этих характеристик и их развитие является важной составляющей работы тренера. Наша стат...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Изучение характера пищевого поведения, образа жизни учащихся в контексте проблемы избыточного веса

В статье представлено исследование проблемы избыточного веса современной молодёжи. Проводилось изучение весовых показателей, анкетирование студентов 3 курса педиатрического факультета Ростовского Государственного Медицинского Университета, в отношени...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Похожие статьи

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Исследование антропометрических показателей физического развития подростков, занимающихся спортом

Известно, что способность заниматься тем или иным видом спорта и спортивные результаты часто связаны с антропометрическими характеристиками спортсменов. Выявление этих характеристик и их развитие является важной составляющей работы тренера. Наша стат...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Изучение характера пищевого поведения, образа жизни учащихся в контексте проблемы избыточного веса

В статье представлено исследование проблемы избыточного веса современной молодёжи. Проводилось изучение весовых показателей, анкетирование студентов 3 курса педиатрического факультета Ростовского Государственного Медицинского Университета, в отношени...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы о наличии взаимосвязи между подвижными играми и речевым развитием у детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет является критическим в развитии речи у детей. В этот период происходит значительное улучшение слова...

Задать вопрос