Внастоящее время медико-биологические исследования здоровья детей показывают, что обучение в школе носит стрессовый характер, а критический период взросления сопровождается снижением адаптационных возможностей организма и развитием ряда заболеваний. Особый интерес вызывают вопросы адаптации школьников в условиях проживания в районах Крайнего Севера и Западной Сибири. Стоит отметить, что не только дефицит двигательной активности, но и геоклиматические условия могут влиять на организм учащихся. Таким образом, оценка и анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет, проживающих в различных климатогеографических условиях, является актуальной проблемой исследования.
Ключевые слова: физическое развитие, функциональная подготовленность, школьники 15-16 лет, анализ, диагностика, тестирование.
Современные школьники испытывают увеличение нагрузки на организм из-за интенсификации и объема информации, применения дистанционных форм обучения и др. К тому же нерациональное питание, неблагоприятная экологическая обстановка, доступность негативно влияющих на организм средств, совместно с недостаточной двигательной активностью негативно отражаются на здоровье подрастающего поколения.
Современные исследования в области здоровья и физического развития детей показывают, что вместо активных видов отдыха подростки предпочитают интернет, телевидение, компьютерные игры, что оказывает влияние на их память, психоэмоциональный фон, уровень работоспособности и т. д.
Подростковый период в возрасте 15–16 лет является важнейшим этапом развития молодого человека, в котором закладываются основы для его дальнейшего совершенствования. В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце», характеризующееся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при прослушивании сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы наблюдаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, которые не занимаются регулярно спортом. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления, сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уряжаться), иногда одышка, головная боль в области лба [2].
Особый интерес вызван к вопросам адаптации школьников в условиях проживания в районах Крайнего Севера и Западной Сибири. Стоит отметить, что не только дефицит двигательной активности, приводит к нарушениям метаболических процессов в нервной и мышечной ткани молодого организма, но и геоклиматические условия, влияющие также на организм учащихся. В районах Крайнего Севера в течение длительного зимнего периода человеческое тело чувствует солнечное «голодное», что способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшает благосостояние организма. В структуре заболеваемости старшеклассников Крайнего Севера до 80 % которых, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата; отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем имеют 58,7 %. В районах Западной Сибири на здоровье учащихся также влияет продолжительная зима, но со своими характерными отличиями, а именно влажность в зимний период, за счет чего температура воздуха ощущается ниже, что способствует более частому возникновению респираторных заболеваний.
Цель исследования: провести анализ физического развития и функциональной подготовленности школьников 15–16 лет, проживающих на территории Западной Сибири и районов Крайнего Севера.
В исследовании приняли участие 40 школьников в возрасте 15–16 лет (20 юношей и 20 девушек). Среди них 20 учащихся Московской средней образовательной школы по адресу Тюменский район, посёлок Московский, (ул. Озёрная, д. 8) и 20 учащихся МОУ СОШ № 9 г. Надым (ул. Заводская, д. 7).
Анализ научной литературы свидетельствует, что возраст 15–16 лет является началом подросткового периода, который сопровождается рядом особенностей, и влияет на все сферы жизни ребенка, в том числе и на спортивные занятия.
На основании научных трудов А. А. Пашина необходимо осуществлять регулярный мониторинг за состоянием физического здоровья детей, подростков, молодежи, который позволяет осуществлять наблюдение как на уровне индивида, так и социальной группы. В процессе исследования на основе индексной системы мы определили уровни физического развития школьников. В таблице 1 представлены показатели физического развития юношей и девушек город Надыма и Тюмени.
Таблица 1
Показатели физического развития школьников 15–16 лет
Масса тела (кг) M ± m |
Длина тела (см) M ± m |
Индекс Кетле M±m |
Индекс Шаповаловой M±m |
Силовой индекс |
|
Девушки Надыма |
59,7±3,5 средний |
166,3±2,0 средний |
21,6±1,0 гармоничное |
242,5±19,1 средний |
39 % ниже среднего |
Девушки Тюмени |
54,6±2,7 средний |
162,1±1,6 средний |
20,8±0,9 гармоничное (-) |
234,5±19,9 ниже среднего |
37 % ниже среднего |
Юноши Надыма |
71,7±3,0 выше среднего |
171,4±1,8 средний |
24,5±0,9 тучное телосложение |
326,3±8,4 высокий |
57 % средний |
Юноши Тюмени |
58,0±2,6 средний |
168,8±1,7 средний |
20,3±0,8 гармоничное |
265,8±26,7 выше среднего |
56 % средний |
Рассмотрев средние показатели юношей, можно отметить, что у юношей Надыма длина тела на 3 см больше, масса тела на 3 кг больше, индекс Кетле на 4 единицы больше, что также превышает средний уровень, индекс Шаповаловой на 61 единицу больше.
Возможно, отличия показателей в пользу школьников города Надым свидетельствуют о более приспособленном организме в условиях низких температур, пониженной влажности и перепадов погодных явлений. В таблице 2 приведены результаты функциональной подготовленности юношей и девушек городов Надыма и Тюмени.
Таблица 2
Сравнительные результаты функциональной подготовленности школьников 15–16 лет
ЧСС в покое (уд/мин) M ± m |
А/Д (мм.рт.ст.) |
Индекс Робинсона M±m |
Индекс Скибинского M±m |
Проба Генчи (сек.) M ± m |
Проба Штанге (сек.) M ± m |
Индекс Руфье M±m |
||
Систола M±m |
Диастола M±m |
|||||||
Девушки Надыма |
80,1± 4,9 выше среднего |
118,3±2,5 выше среднего |
77,6± 1,4 выше среднего |
94,3± 5,3 средний |
2124,6± 22,7 высокий |
27,3± 0,4 средний |
60,2± 2,0 средний |
9,6± 1,4 средний |
Девушки Тюмени |
78,0± 1,3 выше среднего |
116,4±2,6 выше среднего |
71,2± 2,1 средний |
105,1±5,9 средний |
1829,5± 18,4 выше среднего |
31,1± 4,1 выше среднего |
54,8± 3,6 выше среднего |
10,7± 1,0 ниже среднего |
Юноши Надыма |
74,2± 0,8 средний |
116,4±1,3 выше среднего |
74,2± 1,0 средний |
86,3± 1,5 средний |
2579,2± 14,2 средний |
31,1± 1,2 выше среднего |
64,3± 1,5 выше среднего |
10,6± 1,0 ниже среднего |
Юноши Тюмени |
79,6± 3,0 выше среднего |
125,5±4,2 выше среднего |
70,5± 3,7 средний |
102,3±6,0 средний |
1706,7± 21,0 средний |
23,8± 2,3 средний |
50,9± 2,0 средний |
10,4± 1,5 ниже среднего |
В результате обсуждения сравнительных показателей средних значений в измерениях можно отметить, что индекс Робинсона на 11 единиц лучше у девушек Тюмени и на 6 единиц лучше у юношей Тюмени.
Проба Генчи преобладает у девушек, проживающих в городе Тюмень на 4 секунды и у юношей, проживающих в городе Надым на 8 секунд. Проба Штанге выше у девушек Надыма на 6 секунд и у юношей Надыма на 14 секунд.
Артериальное давление систолическое больше на 2 единицы, диастолическое больше на 6 единицы. Частота сердечных сокращений в покое также у девушек Надыма больше на 3 удара в минуту.
Сравнивая индекс Руфье, можно сказать, что все группы выходит за границы среднего уровня, кроме девушек Надыма. Индекс Скибинского преобладает у девушек Надыма с высоким уровнем и у юношей Надыма со средним уровнем. Систолическое давление на 9 единиц ниже, а диастолическое на 5 единиц выше. Частота сердечных сокращений на 9 ударов в минуту меньше.
Стоит отметить, что у обеих групп девушек недостаточно развита сердечно-сосудистая система и выраженность реакции на стандартные нагрузки выше, чем у юношей. У девушек Тюмени дыхательная система развита лучше, уем у девушек Надыма. Сравнивая юношей обеих групп, выделим, что юноши Тюмени по функциональной подготовленности более гармонично развиты. Основываясь на литературных источниках, можно предположить, что в районах Крайнего Севера организм функционально лучше приспособлен к нагрузкам, в следствии неблагоприятных климатических и экологических условий.
Основная масса исследований подтверждает, что изменения показателей физического развития детей и подростков в сравнении со стандартными показателями находятся в зависимости от природно-климатических, этнических, экологических условий и степени антропогенной нагрузки.
Анализируя показатели физического развития школьниц 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что по индексу Кетле у девушек Тюмени преобладает гармоничное развитие телосложения с незначительным дефицитом массы. У обеих групп девушек показатели силового индекса на уровне ниже среднего. Показатели индекса Шаповаловой только у девушек Тюмени на уровне ниже среднего, что может свидетельствовать о недостатке развития силовых способностей.
Анализируя показатели функциональной подготовленности школьниц 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что показатели реакции сердца на стандартную физическую нагрузка по индексу Руфье с уровнем ниже среднего. По тестам частота сердечных сокращений и артериальное давление с уровнем выше среднего. Данные результаты говорят об недостаточном уровне развития сердечно-сосудистой системы, однако в данном возрасте превышение этих показателей может являться нормой если отсутствуют заболевания.
Анализируя показатели физического развития школьников 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что по индексу Кетле у юношей Надыма преобладает тучность тела. В остальных антропометрических измерениях существенных отличий нет.
Анализируя показатели функциональной подготовленности школьников 15–16 лет город Тюмени и Надым, мы выяснили, что у юношей обеих групп уровень ниже среднего по индексу Руфье, что говорит о недостаточном развитии сердечно-сосудистой системы в ответ на стандартную физическую нагрузку. Также стоит отметить, что у обеих групп по показателям частоты сердечных сокращений и артериальному давлению уровень соответствует выше среднего, что может являться нормальным при отсутствии заболеваний.
Литература:
- Пашин, А. А. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи. — Москва: Издательство ПГУ, 2015.-144 с.
- Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография / В. П. Губа, Г. И. Попов, В. В. Пресняков, М. С. Леонтьева; под редакцией А. А. Алексеева; художник Н. Раевская. — Москва: Спорт-Человек, 2020. — 324 с.