Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шарбатян, С. Н. Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков / С. Н. Шарбатян, О. С. Козлова, В. В. Алёнушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98353/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного профиля обучения (кадетские классы) наблюдается постепенное улучшение всех характеристик физического и физиологического развития.

Ключевые слова: физическое развитие, физиологическое развитие, подросток, развитие детей, профиль обучения.

This scientific article analyzes the key indicators of the influence of the chosen training profile on the physical and physiological development of adolescents. As a result of the study, it was found that twelve-year-old children of a specialized training profile (cadet classes) have a gradual improvement in all characteristics of physical and physiological development.

Keywords: physical development, physiological development, adolescent, child development, learning profile.

Физическая активность имеет основополагающее значение для развития каждого ребенка и влияет на многие аспекты его здоровья. Таким образом, жизненно важно интегрировать физическую активность в жизнь подростков и заложить основу для поддержания здорового, активного образа жизни на протяжении всей жизни [3, с. 25–26].

Так как в обычных среднеобразовательных школах акцент в обучении делается на изучении общеобразовательных предметов, а в школах, направленных на развитие физическое развитие подростков, а именно кадетских школах, в первую очередь ценится здоровье детей, приобретенное посредством внедрения уроков физической культуры, медицинских обследований и т. д.

Цель исследования: изучить влияние профиля обучения на изменение показателей физического и физиологического развития.

Нами также было проанализировано две группы подростков. Контрольная группа — учащиеся класса без профиля МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол — группа I, экспериментальная группа — учащиеся кадетского МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол — группа II. Учащиеся были подобраны в возрасте 11–12 лет (6-е классы).

Параметры физического и физиологического изменения подростков были получены и проанализированы общепринятыми методами посредством замеров основных показателей подростков, таких как: длина тела, см; масса тела, кг; окружность грудной клетки, см [1, 2]. Нами был проведен анализ показателей, характеризующий состояние системы кровообращения, таких как: систолическое артериальное давление, мм.рт.ст., диастолическое артериальное давление, мм.рт.ст., частота сердечных сокращений, уд/мин) в состоянии покоя и после физической активности. Показатели артериального давления нами были зарегистрированы по методу Короткова [4], показатели частоты сердечных сокращений нами были определены посредством измерения пульса.

Так как ранее нами было доказано, что в подростковом возрасте физическая активность способствует быстрому и качественному физическому и физиологическому развитию, обучающиеся в кадетском классе по сравнению со второй экспериментальной группой отличались активным и здоровым образом жизни, заинтересованностью в учебе и отсутствием хронических заболевания. Учащиеся второй экспериментальной группы в основном обладали переизбытком веса, пассивностью в обучении, и меньшим интересом к познавательным занятиям.

Данные замеров показателей длинны, массы и окружности грудной клетки приведены в таблицах.

Таблица 1

Показатели физического развития девочек кадетского класса МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

Период обследования

Показатели, ед. изм

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки на вдохе, см

Окружность грудной клетки на выдохе, см

Окружность грудной клетки в паузе, см

Начало года

138,70±0,46

39,26±1,96

74,50±0,73

64,12±0,96

70,10±0,91

Конец года

139,23±0,50

40,06±1,90

74,54±0,73

64,14±0,66

70,12±0,90

Таблица 2

Показатели физического развития девочек, учащихся МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

Период обследования

Показатели, ед. изм

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки на вдохе, см

Окружность грудной клетки на выдохе, см

Окружность грудной клетки в паузе, см

Начало года

137,30±1,08

42,20±0,68

74,90±1,41

63,90±0,99

80,10±1,91

Конец года

137,58±1,02

46,92±0,77

76,06±1,50

64,14±1,13

80,86±1,94

Таблица 3

Показатели физического развития мальчиков кадетского класса МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

Период обследования

Показатели, ед. изм

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки на вдохе, см

Окружность грудной клетки на выдохе, см

Окружность грудной клетки в паузе, см

Начало года

141,90±0,64

47,26±1,96

82,34±0,79

66,92±1,52

77,92±2,56

Конец года

142,24±0,59

48,06±1,84

82,34±0,79

66,92±1,52

77,92±2,57

Таблица 4

Показатели физического развития мальчиков, учащихся МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

Период обследования

Показатели, ед. изм

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки на вдохе, см

Окружность грудной клетки на выдохе, см

Окружность грудной клетки в паузе, см

Начало года

141,20±1,09

52,12±0,68

81,70±0,93

68,38±0,75

75,86±2,75

Конец года

141,68±1,27

56,12±0,68

82,70±0,89

67,14±1,13

76,02±2,92

Из данных таблицы становится понятным, что у учащихся кадетского класса МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол, по сравнению со школьниками без профиля МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол основные показатели физического развития лучше, также в выбранный нами период (начало и конец учебного года), учащиеся кадетского класса продемонстрировали более лучшую тенденцию в изменениях физических показателей, а именно: показатели роста увеличены у женского и у мужского пола в среднем на 1 см, учащиеся без профиля МБОУ «ООШ № 8» мужского и женского пола обладают склонностью к большему увеличению веса (с среднем данный показатель увеличился на 4 кг.).

Средние показатели сердечно-сосудистой системы учащихся мужского и женского пола двух испытуемых групп приведены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Показатели сердечно-сосудистой системы девочек

Показатели, ед. изм

Группы испытуемых

КГ

ЭГ

до нагрузки

Артериальное давление систолическое, мм. рт. ст

97,86±5,79

104,66±0,02

Артериальное давление диастолическое, мм. рт. ст

63,57±0,42

64,00±0,0

Частота сердечных сокращений, уд/мин

62,14±9,46

64,00±5,70

после нагрузки

Артериальное давление систолическое, мм. рт. ст

114,17±4,18

115,05±5,00

Артериальное давление диастолическое, мм. рт. ст

64,28±2,78

71,25±3,15

Частота сердечных сокращений, уд/мин

81,73±5,47

77,20±4,33

Таблица 6

Показатели сердечно-сосудистой системы мальчиков

Показатели, ед. изм

Группы испытуемых

КГ

ЭГ

до нагрузки

Артериальное давление систолическое, мм. рт. ст

108,57±1,42

108,33±0,83

Артериальное давление диастолическое, мм. рт. ст

68,57±8,99

65,71±11,33

Частота сердечных сокращений, уд/мин

58,33±1,96

64,66±0,03

после нагрузки

Артериальное давление систолическое, мм. рт. ст

121,17±4,18

117,15±5,00

Артериальное давление диастолическое, мм. рт. ст

69,18±2,78

72,28±2,15

Частота сердечных сокращений, уд/мин

71,73±5,47

77,00±4,32

Как видно из таблиц, частота сердечных сокращений у мальчиков и у девочек, обучающихся в кадетском классе по сравнению с классом без профиля соответственно до нагрузки и после нагрузки имеет не такой значительный скачок, что говорит о нормализированном состоянии организма в состоянии покоя и в возбужденном состоянии.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что выбор профиля обучения в подростковом возрасте очень важен для развития ребенка в целом. Проведенное исследование позволило выявить ряд факторов, оказывающих влияние на формирование физического и физиологического развития подростков: увеличение образовательной нагрузки, в первую очередь за счет, нерегламентированного использования технических устройств, в том числе в процессе обучения, недостаточность физической активности и т. д.

Литература:

  1. Баранов А. А., Кучма В. Р., редакторы. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей. М.: Союз педиатров России; 1999. 226 с.
  2. Баранов А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / сост. А. А. Баранов, Л. A. Щеплягина // Российский педиатрический журнал, 2000. — № 5. — с. 5–11.
  3. Исламова Н. М. Морфофункциональные особенности детей и подростков г. Набережные. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2008 с.
Основные термины (генерируются автоматически): грудная клетка, артериальное давление, старый Оскол, кадетский класс, показатель, частота сердечных сокращений, длина тела, масса тела, окружность, физическая активность.


Похожие статьи

Социально-гигиеническая характеристика подростков 15–17 лет

В данной статье рассматривается социально-гигиеническая характеристика подростков от 15 до 17 лет соответственно. Научная работа демонстрирует образ жизни подростков, их взаимодействие с семьей и социумом. Влияние школьного климата на их самочувствие...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние типа темперамента на успешность изучения иностранных языков младшими подростками

В статье рассматриваются типы темперамента школьников младшего подросткового возраста и их влияние на эффективность изучения иностранного языка. Показаны особенности темперамента младших подростков, оказывающие влияние на учебную деятельность.

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Похожие статьи

Социально-гигиеническая характеристика подростков 15–17 лет

В данной статье рассматривается социально-гигиеническая характеристика подростков от 15 до 17 лет соответственно. Научная работа демонстрирует образ жизни подростков, их взаимодействие с семьей и социумом. Влияние школьного климата на их самочувствие...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние типа темперамента на успешность изучения иностранных языков младшими подростками

В статье рассматриваются типы темперамента школьников младшего подросткового возраста и их влияние на эффективность изучения иностранного языка. Показаны особенности темперамента младших подростков, оказывающие влияние на учебную деятельность.

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Задать вопрос