В статье оценивается уровень физической подготовленности учащихся VII классов и сравнивается с нормативными документами.
Ключевые слова: физическая подготовленность, оценка уровня, учащиеся, тестовые упражнения.
Введение. Целью физического воспитания в школе является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастно-половых особенностей. Высокий уровень физической подготовленности служит показателем данного процесса. Сама же физическая подготовленность — это результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности школьников. С целью определения оценки уровня подготовленности применяют тестовые упражнения, которые также помогают скорректировать программы занятий для улучшения качества и уровня подготовки [2].
Для этого используют 10-балльную шкалу оценки уровня развития двигательных способностей учащихся. Представлена в таблице 1.
Таблица 1
10-балльная шкала оценки уровня развития двигательных способностей учащихся
Тестовые упражнения |
Баллы |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Уровни физической подготовленности |
||||||||||
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
||||||
Мальчики |
||||||||||
Бег 30 м (с) |
4,9 |
5,0 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
5,5 |
5,8 |
6,0 |
6,2 |
6,4 и более |
Челночный бег 4 x 9 м (с) или |
9,4 |
9,6 |
9,8 |
9,9 |
10,1 |
10,4 |
10,7 |
11,0 |
11,3 |
11,7 и более |
Прыжки через короткую скакалку за 1 мин (раз) |
118 |
110 |
105 |
97 |
85 |
74 |
63 |
50 |
44 |
36 и менее |
Прыжок в длину с места (см) или |
206 |
201 |
195 |
190 |
185 |
174 |
164 |
153 |
143 |
132 и менее |
Тройной прыжок с места толчком двумя ногами (см) |
580 |
560 |
540 |
520 |
500 |
470 |
440 |
410 |
400 |
390 и менее |
Подтягивание на перекладине (раз) или |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
– |
– |
– |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) |
30 |
28 |
25 |
23 |
21 |
17 |
14 |
12 |
10 |
5 и менее |
Наклон вперед из исходного положения сидя на полу (см) или |
11 |
9 |
8 |
6 |
5 |
1 |
–2 |
–5 |
–8 |
–11 и менее |
Наклон вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамейке (см) |
10 |
9 |
7 |
5 |
4 |
2 |
0 |
–2 |
– 4 |
–6 и менее |
Бег 1000 м (мин, с), или |
3.57 |
4.09 |
4.20 |
4.32 |
4.43 |
5.06 |
5.28 |
5.51 |
6.14 |
6.37 и более |
Ходьба 2000 м (мин, с), или |
14.40 |
15.00 |
15.50 |
16.30 |
17.15 |
18.00 |
18.50 |
19.30 |
20.20 |
21.00 и более |
6-минутный бег (м) |
1310 |
1290 |
1240 |
1210 |
1195 |
1150 |
1110 |
1080 |
1050 |
1020 и менее |
Девочки |
||||||||||
Бег 30 м (с) |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,8 |
6,0 |
6,2 |
6,4 |
6,6 и более |
Челночный бег 4 x 9 м (с) или |
10,2 |
10,3 |
10,5 |
10,6 |
10,8 |
11,1 |
11,4 |
11,7 |
12,0 |
12,3 и более |
Прыжки через короткую скакалку за 1 мин (раз) |
127 |
120 |
114 |
107 |
102 |
91 |
83 |
78 |
71 |
65 и менее |
Прыжок в длину с места (см) или |
183 |
178 |
174 |
169 |
164 |
155 |
146 |
137 |
128 |
119 и менее |
Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из исходного положения сидя ноги врозь (см) |
450 |
430 |
400 |
390 |
370 |
350 |
330 |
310 |
300 |
280 и менее |
Тестовые упражнения |
Баллы |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Уровни физической подготовленности |
||||||||||
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
||||||
Поднимание туловища за 1 мин (раз) или |
51 |
49 |
47 |
45 |
43 |
40 |
36 |
32 |
29 |
25 и менее |
Поднимание и опускание прямых ног за 1 мин (раз) |
31 |
29 |
25 |
23 |
20 |
17 |
14 |
12 |
10 |
6 и менее |
Наклон вперед из исходного положения сидя на полу (см) или |
15 |
14 |
12 |
11 |
10 |
7 |
4 |
2 |
–1 |
–4 и менее |
Наклон вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамейке (см) |
17 |
15 |
13 |
11 |
10 |
8 |
5 |
2 |
0 |
–1 и менее |
Бег 1000 м (мин, с), или |
4.37 |
4.48 |
4.59 |
5.09 |
5.20 |
5.41 |
6.02 |
6.23 |
6.44 |
7.06 и более |
Ходьба 1500 м (мин, с), или |
12.30 |
12.55 |
13.20 |
14.00 |
14.30 |
15.05 |
15.45 |
16.00 |
16.20 |
16.40 и более |
6-минутный бег (м) |
1200 |
1180 |
1110 |
1090 |
1075 |
1030 |
980 |
940 |
900 |
880 и менее |
Цель исследования: определить уровень физической подготовленности учащихся VII классов.
Методы: анализ научной и учебно-методической литературы, тестовые упражнения, математическая статистика.
Основная часть. В исследовании принимали участие ученики трех VII классов ГУО Средняя школа № 10 в количестве 57 человек (27 мальчиков и 30 девочек). Структура исследования состоит из двух этапов: 1 этап (сентябрь — ноябрь 2022): анализ литературы, подготовка тестовых упражнений, проведение упражнений, сбор результатов; 2 этап (декабрь 2022): обработка полученных данных методами математической статистики, так как в ходе первого этапа исследования были получены данные упражнений проведенных несколько раз, для обобщения данных проводился подсчет среднего арифметического и стандартной ошибки выборочного среднего арифметического [1], далее анализ и формулировка выводов.
Для подготовки тестовых упражнений использовалась учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для VII класса учреждений общего среднего образования. Исходя из этого, были подготовлены такие упражнения как: бег 30 метров, челночный бег 4 x 9 м, прыжок в длину и наклон вперед из положения сидя [2].
Результаты исследования. Результаты тестирования обобщены и представлены в виде таблицы 2 отдельно для мальчиков и девочек.
Таблица 2
Показатели уровня физической подготовленности учащихся VII классов
Тест |
Мальчики |
Девочки |
||
Показатель |
Уровень* |
Показатель |
Уровень* |
|
7 «А» класс |
||||
Бег 30 м, сек |
5,63± 0,22 |
Средний |
5,74 ± 0,23 |
Средний |
Челночный бег 4 x 9 м, сек |
11,02 ± 0,28 |
Ниже среднего |
12,21 ± 0,31 |
Низкий |
Прыжок в длину, см |
178,5 ± 4,57 |
Средний |
159,5 ± 7,73 |
Средний |
Наклон вперед из положения сидя, см |
5,88 ± 1,51 |
Средний |
10,75 ± 2,7 |
Выше среднего |
7 «Б» класс |
||||
Бег 30 м, сек |
5,28 ± 0,1 |
Выше среднего |
5,67 ± 0,1 |
Средний |
Челночный бег 4 x 9 м, сек |
10,48 ± 0,1 |
Средний |
11,32 ± 0,19 |
Средний |
Прыжок в длину, см |
186,5 ± 4,18 |
Средний |
164,4 ± 3,27 |
Средний |
Наклон вперед из положения сидя, см |
-0,2 ± 1,46 |
Ниже среднего |
10,3 ± 3,13 |
Средний |
7 «В» класс |
||||
Бег 30 м, сек |
5,84 ± 0,22 |
Ниже среднего |
6,09 ± 0,14 |
Ниже среднего |
Челночный бег 4 x 9 м, сек |
11,71 ± 0,29 |
Низкий |
11,81 ± 0,24 |
Ниже среднего |
Прыжок в длину, см |
175, 8 ± 4,5 |
Средний |
155 ± 5,37 |
Средний |
Наклон вперед из положения сидя, см |
-4,56 ± 1,34 |
Ниже среднего |
5,33 ± 2,2 |
Средний |
*Согласно учебной программе по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для VII класса учреждений общего среднего образования.
Вывод. Входе исследования были получены данные, которые свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности учащихся VII классов в целом находится на среднем уровне. При отдельном сравнении результатов среди классов можно сказать, что ученики 7 «Б» имеют более высокие показатели выполнения тестовых упражнений как у мальчиков, так и у девочек. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что уровень развития физических качеств, темпы формирования двигательных умений и навыков, а также физической работоспособности школьников данного класса выше, в сравнении с двумя другими классами. Помимо выше указанного, также можно сказать, что более высокие показатели могут быть обусловлены началом пубертатного периода. Так как в этот период идет активное выделение гормонов в кровь, бурный рост тела и конечностей.
Литература:
- Афанасьев, В. В. Математическая статистика в педагогике: учеб. пособие / В. В. Афанасьев, М. А. Сивов; под ред. М. В. Новикова. — Ярославль: ЯГПУ, 2010. — 76 с.
- Учебная программа с русским языком обучения и воспитания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для VII класса учреждений общего среднего образования. — Минск: Министерство образования, 2019. — 10с.