Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дедков, К. В. Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера / К. В. Дедков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14754/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность. Географические и климатические особенности проживания на разных широтах Земли оказывают влияние на физиологические функции человека [1,2].

Известно, что на Севере достаточно много факторов, негативно влияющих на человека. Наиболее известны дефицит тепла и освещенности, а также резкая смена фотопериодичности и напряженный иономагнитный режим из-за близости магнитного полюса земли [3]. В основном понятны механизмы неблагоприятного воздействия указанных параметров на организм человека и определены многочисленные последствия этого воздействия [4].

На сегодняшний день отмечается ухудшение как соматического, так и нервно-психического здоровья детской популяции, регистрируются достаточно низкие физиологические показатели и адаптационные возможности подрастающего поколения [5]. Младший школьный возраст является особенно важным и ответственным периодом, характеризующимся незавершенностью морфогенеза, гетерохронностью развития и недостаточной зрелостью основных функциональных систем организма и, соответственно, большей чувствительностью к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды [6,7,8].

Актуальность темы обусловлена тем, что профилактика заболеваний в природно-климатических условиях Севера имеет свои особенности, отличные от профилактических мероприятий в регионах с другими климатическими характеристиками. Решение этой задачи требует выявления сути механизмов, определяющих состояние здоровья жителей Севера разных возрастов и разного стажа проживания на севере, возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний в специфических условиях.

Цель исследования — оценить динамику показателей физического развития, функционального состояния младших школьников в процессе занятий оздоровительным спортом.

Объект: развитие детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом.

Предмет: направления и содержание медико-биологического сопровождения детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом

Гипотеза исследования: Предполагается, что в процессе занятий оздоровительным спортом (на примере дополнительных занятий лыжной ходьбой) у детей младшего школьного возраста происходят положительные динамические изменения физических качеств и функциональных возможностей.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 1». Участниками исследования стали 20 детей в возрасте 7–8 лет, учащиеся 1 класса школы. В целях педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся — экспериментальная и контрольная. Обе группы посещают уроки физической культуры в объеме 3 ч. неделю.

Исследование включало два этапа — теоретический и эмпирический. На теоретическом этапе выполнен подбор научно-методической литературы, подобраны методы исследования.

Эмпирический этап, в свою очередь, осуществлялся в три этапа: констатирующий, преобразующий, контрольный.

1 этап — констатирующий проводился в мае 2017 года. На этом этапе были измерены функциональные показатели и проведены тесты оценки развития физических качеств младших школьников, выполнен анализ полученных данных.

2 этап — формирующий проводился в период ноябрь 2017 года — март 2018 года. На этом этапе реализовывался педагогический эксперимент по включению оздоровительных технологий в занятия физической культурой и спортом у детей 7–10 лет.

В целях педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся — экспериментальная и контрольная.

– экспериментальная группа (ЭГ) — в нее вошли 10 учащихся, которые 1 раз в неделю посещали дополнительные оздоровительные занятия ходьбы на лыжах, помимо уроков физической культуры и спорта;

– контрольная группа (КГ) — учащиеся, которые не посещали оздоровительные занятия, посещали только уроки физической культуры и спорта.

В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы посещали оздоровительные занятия оздоровительной ходьбы на лыжах 1 раз в неделю. Занятия проводились по 60 минут по традиционной методике. В уроки. Так же в занятия были включены такие оздоровительные технологии, как:

– дыхательная гимнастика;

– релаксационная гимнастика.

3 этап — контрольный проводился в апреле–мае 2018 года. На этом этапе были измерены функциональные показатели и проведены тесты оценки развития физических качеств младших школьников, проводилось сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов, показателей между группами.

Результаты сформированности физических качеств у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, полученные на этапе констатирующего эксперимента, показали их недостаточную сформированность и несоответствие некоторых из них требуемым нормативам (таблица 1).

Таблица 1

Показатели сформированности физических качеств удетей 7–8 лет на констатирующем этапе, M±m

Тест, ед. изм.

Физические качества

Фактические значения

Нормативные значения

р

Бег 30 м, сек

скорость

6,93±0,28

7,0

1,2

Прыжок в длину с места, см

скоростно-силовые качества

98,3±1,02

100,0

1,7

Метание набивного мяча, см

сила

188,35±1,43

195,0

4,7

Наклон вперёд сидя, см

гибкость

1,75±0,23

2,0

0,9

Средние значения скорости, скоростно-силовых качеств и гибкости у детей 7–8 лет не имеют статистически значимых различий с нормативными (р=1,2; р=1,7; р=0,9).

Средние показатели силы, определенные с помощью теста «Метание набивного мяча» у детей 7–8 лет отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01). Недостаточные показатели силы в сравнении с нормативными у детей 7–8 лет могут быть обусловлены тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а также недостаточным вниманием учителей физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры.

Показатели функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели функционального состояния удетей 7–8 лет на констатирующем этапе, M±m

Функциональные показатели, ед. изм.

Фактические значения

Нормативные значения

р

ЖЕЛ, мл

1586,5±4,74

1600

2,8

ЧСС, уд/мин

84,45±0,62

85,0

0,9

АД сист, мм рт. ст.

107,7±2,11

114,0

3,0

АД диаст, мм рт. ст.

64,8±1,42

71,0

4,4

Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, соответствуют нормативным. Хотя средние показатели систолического и диастолического артериального давления статистически значимо отличаются от верхней границы нормативного значения, они соответствуют нормативным и не свидетельствуют об отклонениях.

Показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01). Низкие показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет свидетельствуют о ее недостаточной адаптации к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями.

Сравнение показателей физического и функционального развития детей 7–8 лет экспериментальной и контрольной групп показало отсутствие значимых различий (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение показателей физического ифункционального развития детей 7–8 лет экспериментальной иконтрольной групп на констатирующем этапе, M±m

Изучаемые показатели, ед. изм.

ЭГ

n=10

КГ

n=10

р

Скорость, сек

6,87±0,34

6,98±0,18

0,9

Скоростно-силовые качества, см

98,3±5,02

98,3±4,22

0

Силовые качества, см

187,1±7,41

189,6±5,48

0,9

Гибкость, см

1,7±1,27

1,8±1,32

0,2

ЖЕЛ, мл

1586,0±27,28

1587,0±17,67

0,1

ЧСС, уд/мин

84,5±3,47

84,4±2,67

0,1

АД сист, мм рт. ст.

104,2±9,12

111,2±11,19

1,5

АД диаст, мм рт. ст.

61,8±6,21

67,8±7,19

2

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили сделать выводы об особенностях физического и функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера:

– показатели силы отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01), что может быть обусловлено тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а также недостаточным вниманием педагогов к физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры;

– показатели ЖЕЛ статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01), что свидетельствует о недостаточной адаптации респираторной системы к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями;

– в экспериментальной и контрольной группах отсутствовали статистически значимые различия в показателях физического и функционального развития.

Полученные результаты определили необходимость разработки оздоровительных технологий, направленных на повышение функциональных возможностей респираторной системы, развития силы у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Литература:

  1. Банникова Р. В., Дегтева Г. Н., Санникова А. Л. Здоровье отдельных контингентов в условиях климато-экологической напряженности Севера. — Архангельск: АГМА, 1998. — 165 с.
  2. Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. — 2005. — № 4. — С.19–23
  3. Хаснулин В. И., Хаснулина А. В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу на Севере в зависимости от импринтированного типа адаптивного реагирования // Экология человека. — 2013. — № 1.
  4. Бойко Е. Р., Бичкаева Ф. А. Закономерности метаболизма у человека в условиях крайнего Севера. Физиологические закономерности гормональных, метаболических, иммунологических изменений в организме человека на Европейском Севере — Сыктывкар: Коми научный центр, 1997. — С. 34–44
  5. Гилева, О. Б. Валеология Изменчивость времени реакции и возможность его использования для оценки психофизиологического состояния школьников / Валеология. — 2009. — № 4. — С.36–41
  6. Банникова Р. В., Дегтева Г. Н., Санникова А. Л. Здоровье отдельных контингентов в условиях климато-экологической напряженности Севера. — Архангельск: АГМА, 1998. — 165 с.
  7. Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. — 2005. — № 4. — С.19–23
  8. Зубов Л. А., Дегтева Г. Н., Сибилева Е. Н. Медико-социальные проблемы детей коренного населения Ненецкого автономного округа // Проблемы адаптации человека к экологическим и социальным условиям севера: Сыктывкар. — 2004. — С. 43–45.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, младший школьный возраст, Крайний Север, показатель, высокий уровень, качество, контрольная группа, оздоровительный спорт, ребенок, статистическая значимость.

Похожие статьи

Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Похожие статьи

Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи