Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера
Автор: Дедков Константин Витальевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 27.12.2018
Статья просмотрена: 544 раза
Библиографическое описание:
Дедков, К. В. Диагностика физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера / К. В. Дедков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14754/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность. Географические и климатические особенности проживания на разных широтах Земли оказывают влияние на физиологические функции человека [1,2].
Известно, что на Севере достаточно много факторов, негативно влияющих на человека. Наиболее известны дефицит тепла и освещенности, а также резкая смена фотопериодичности и напряженный иономагнитный режим из-за близости магнитного полюса земли [3]. В основном понятны механизмы неблагоприятного воздействия указанных параметров на организм человека и определены многочисленные последствия этого воздействия [4].
На сегодняшний день отмечается ухудшение как соматического, так и нервно-психического здоровья детской популяции, регистрируются достаточно низкие физиологические показатели и адаптационные возможности подрастающего поколения [5]. Младший школьный возраст является особенно важным и ответственным периодом, характеризующимся незавершенностью морфогенеза, гетерохронностью развития и недостаточной зрелостью основных функциональных систем организма и, соответственно, большей чувствительностью к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды [6,7,8].
Актуальность темы обусловлена тем, что профилактика заболеваний в природно-климатических условиях Севера имеет свои особенности, отличные от профилактических мероприятий в регионах с другими климатическими характеристиками. Решение этой задачи требует выявления сути механизмов, определяющих состояние здоровья жителей Севера разных возрастов и разного стажа проживания на севере, возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний в специфических условиях.
Цель исследования — оценить динамику показателей физического развития, функционального состояния младших школьников в процессе занятий оздоровительным спортом.
Объект: развитие детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом.
Предмет: направления и содержание медико-биологического сопровождения детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом
Гипотеза исследования: Предполагается, что в процессе занятий оздоровительным спортом (на примере дополнительных занятий лыжной ходьбой) у детей младшего школьного возраста происходят положительные динамические изменения физических качеств и функциональных возможностей.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 1». Участниками исследования стали 20 детей в возрасте 7–8 лет, учащиеся 1 класса школы. В целях педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся — экспериментальная и контрольная. Обе группы посещают уроки физической культуры в объеме 3 ч. неделю.
Исследование включало два этапа — теоретический и эмпирический. На теоретическом этапе выполнен подбор научно-методической литературы, подобраны методы исследования.
Эмпирический этап, в свою очередь, осуществлялся в три этапа: констатирующий, преобразующий, контрольный.
1 этап — констатирующий проводился в мае 2017 года. На этом этапе были измерены функциональные показатели и проведены тесты оценки развития физических качеств младших школьников, выполнен анализ полученных данных.
2 этап — формирующий проводился в период ноябрь 2017 года — март 2018 года. На этом этапе реализовывался педагогический эксперимент по включению оздоровительных технологий в занятия физической культурой и спортом у детей 7–10 лет.
В целях педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся — экспериментальная и контрольная.
– экспериментальная группа (ЭГ) — в нее вошли 10 учащихся, которые 1 раз в неделю посещали дополнительные оздоровительные занятия ходьбы на лыжах, помимо уроков физической культуры и спорта;
– контрольная группа (КГ) — учащиеся, которые не посещали оздоровительные занятия, посещали только уроки физической культуры и спорта.
В отличие от учащихся контрольной группы, учащиеся экспериментальной группы посещали оздоровительные занятия оздоровительной ходьбы на лыжах 1 раз в неделю. Занятия проводились по 60 минут по традиционной методике. В уроки. Так же в занятия были включены такие оздоровительные технологии, как:
– дыхательная гимнастика;
– релаксационная гимнастика.
3 этап — контрольный проводился в апреле–мае 2018 года. На этом этапе были измерены функциональные показатели и проведены тесты оценки развития физических качеств младших школьников, проводилось сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов, показателей между группами.
Результаты сформированности физических качеств у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, полученные на этапе констатирующего эксперимента, показали их недостаточную сформированность и несоответствие некоторых из них требуемым нормативам (таблица 1).
Таблица 1
Показатели сформированности физических качеств удетей 7–8 лет на констатирующем этапе, M±m
Тест, ед. изм. |
Физические качества |
Фактические значения |
Нормативные значения |
р |
Бег 30 м, сек |
скорость |
6,93±0,28 |
7,0 |
1,2 |
Прыжок в длину с места, см |
скоростно-силовые качества |
98,3±1,02 |
100,0 |
1,7 |
Метание набивного мяча, см |
сила |
188,35±1,43 |
195,0 |
4,7 |
Наклон вперёд сидя, см |
гибкость |
1,75±0,23 |
2,0 |
0,9 |
Средние значения скорости, скоростно-силовых качеств и гибкости у детей 7–8 лет не имеют статистически значимых различий с нормативными (р=1,2; р=1,7; р=0,9).
Средние показатели силы, определенные с помощью теста «Метание набивного мяча» у детей 7–8 лет отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01). Недостаточные показатели силы в сравнении с нормативными у детей 7–8 лет могут быть обусловлены тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а также недостаточным вниманием учителей физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры.
Показатели функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели функционального состояния удетей 7–8 лет на констатирующем этапе, M±m
Функциональные показатели, ед. изм. |
Фактические значения |
Нормативные значения |
р |
ЖЕЛ, мл |
1586,5±4,74 |
1600 |
2,8 |
ЧСС, уд/мин |
84,45±0,62 |
85,0 |
0,9 |
АД сист, мм рт. ст. |
107,7±2,11 |
114,0 |
3,0 |
АД диаст, мм рт. ст. |
64,8±1,42 |
71,0 |
4,4 |
Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, соответствуют нормативным. Хотя средние показатели систолического и диастолического артериального давления статистически значимо отличаются от верхней границы нормативного значения, они соответствуют нормативным и не свидетельствуют об отклонениях.
Показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01). Низкие показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет свидетельствуют о ее недостаточной адаптации к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями.
Сравнение показателей физического и функционального развития детей 7–8 лет экспериментальной и контрольной групп показало отсутствие значимых различий (таблица 3).
Таблица 3
Сравнение показателей физического ифункционального развития детей 7–8 лет экспериментальной иконтрольной групп на констатирующем этапе, M±m
Изучаемые показатели, ед. изм. |
ЭГ n=10 |
КГ n=10 |
р |
Скорость, сек |
6,87±0,34 |
6,98±0,18 |
0,9 |
Скоростно-силовые качества, см |
98,3±5,02 |
98,3±4,22 |
0 |
Силовые качества, см |
187,1±7,41 |
189,6±5,48 |
0,9 |
Гибкость, см |
1,7±1,27 |
1,8±1,32 |
0,2 |
ЖЕЛ, мл |
1586,0±27,28 |
1587,0±17,67 |
0,1 |
ЧСС, уд/мин |
84,5±3,47 |
84,4±2,67 |
0,1 |
АД сист, мм рт. ст. |
104,2±9,12 |
111,2±11,19 |
1,5 |
АД диаст, мм рт. ст. |
61,8±6,21 |
67,8±7,19 |
2 |
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили сделать выводы об особенностях физического и функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера:
– показатели силы отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01), что может быть обусловлено тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а также недостаточным вниманием педагогов к физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры;
– показатели ЖЕЛ статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01), что свидетельствует о недостаточной адаптации респираторной системы к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями;
– в экспериментальной и контрольной группах отсутствовали статистически значимые различия в показателях физического и функционального развития.
Полученные результаты определили необходимость разработки оздоровительных технологий, направленных на повышение функциональных возможностей респираторной системы, развития силы у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.
Литература:
- Банникова Р. В., Дегтева Г. Н., Санникова А. Л. Здоровье отдельных контингентов в условиях климато-экологической напряженности Севера. — Архангельск: АГМА, 1998. — 165 с.
- Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. — 2005. — № 4. — С.19–23
- Хаснулин В. И., Хаснулина А. В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу на Севере в зависимости от импринтированного типа адаптивного реагирования // Экология человека. — 2013. — № 1.
- Бойко Е. Р., Бичкаева Ф. А. Закономерности метаболизма у человека в условиях крайнего Севера. Физиологические закономерности гормональных, метаболических, иммунологических изменений в организме человека на Европейском Севере — Сыктывкар: Коми научный центр, 1997. — С. 34–44
- Гилева, О. Б. Валеология Изменчивость времени реакции и возможность его использования для оценки психофизиологического состояния школьников / Валеология. — 2009. — № 4. — С.36–41
- Банникова Р. В., Дегтева Г. Н., Санникова А. Л. Здоровье отдельных контингентов в условиях климато-экологической напряженности Севера. — Архангельск: АГМА, 1998. — 165 с.
- Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. — 2005. — № 4. — С.19–23
- Зубов Л. А., Дегтева Г. Н., Сибилева Е. Н. Медико-социальные проблемы детей коренного населения Ненецкого автономного округа // Проблемы адаптации человека к экологическим и социальным условиям севера: Сыктывкар. — 2004. — С. 43–45.