Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников

Научный руководитель
Спецвыпуск
29.03.2019
1131
Поделиться
Библиографическое описание
Караульщикова, А. О. Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников / А. О. Караульщикова, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1439/.


 

В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового снижения двигательной активности, компьютерной зависимости, широкого распространения вредных привычек. Также дается общая характеристика фигурного катания на коньках как вида спорта и средства физического воспитания людей разного возраста, кроме того, приводятся результаты, полученные автором в ходе исследования.

Ключевые слова: фигурное катание, оздоровление, младшие школьники, спорт, физическое воспитание.

 

Формирование и укрепление здоровья детей должно быть одной из главных задач современного общества. Здоровье и хорошая физическая подготовленность являются залогом успешной учебной и трудовой деятельности, а также социального благополучия граждан России. Показано, что здоровье человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте.

В настоящее время снижение уровня здоровья детей представляет собой не только медицинскую, но и педагогическую проблему. Одним из факторов, который способствует ухудшению здоровья подрастающего поколения, является отсутствие приоритета здоровья и здорового образа жизни у детей и их родителей.

В настоящее время вызывает тревогу состояние здоровья граждан в нашей стране. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации растет заболеваемость среди детей и подростков, молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Снижение двигательной активности и компьютерная зависимость способствуют снижению уровня здоровья детей.

В то же время младший школьный возраст — это период, когда у ребенка выражена потребность в познании и двигательной активности. Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо формировать знания о здоровье, представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, развивать физические качества. Следовательно, постоянный поиск новых и грамотное использование известных средств и методов повышения физической подготовленности школьников является важным и актуальным.

Фигурное катание на коньках — это один из наиболее популярных и массовых видов спорта. Оно способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья у людей разного возраста. Величину нагрузки при занятиях фигурным катанием на коньках дозировать легко, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста [1].

Цель статьи — показать благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на состояние физической подготовленности и здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

  1. С помощью контрольных упражнений определить состояние физической подготовленности младших школьников.
  2. Выявить заболеваемость испытуемых на протяжении года.
  3. Установить эффективность учебного процесса у младших школьников по успеваемости и времени выполнения домашних заданий.
  4. Дать сравнительную оценку результатов исследования у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по фигурному катанию на коньках.

Предмет исследования — здоровье младших школьников.

Изучение источников информации показывает, что большинство научных работ относится к подготовке спортсменов-фигуристов и не касается фигурного катания на коньках как массового вида спорта. Для достижения высокого уровня мастерства в фигурном катании необходима достаточная физическая подготовка спортсмена. Современная техника исполнения элементов в фигурном катании на коньках предъявляет высокие требования к двигательным способностям спортсмена: быстроте, силе, ловкости, гибкости и выносливости. Следовательно, общая и специальная физическая подготовленность позволяет спортсмену справляться с большим объемом тренировочной нагрузки [2].

Кроме того, в фигурном катании на коньках тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям [3].

По мнению отечественных исследователей, младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным для развития физических способностей. Кроме того, в этом возрасте дети начинают проявлять склонности и интерес к определенным видам физической активности, что может указывать на предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются [4]:

1)      повышение уровня здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;

2)      овладение навыками разнообразных жизненно важных двигательных актов;

3)      развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых показателей движений, ритм, равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве и согласование движений) и кондиционных (выносливости, скоростных, скоростно-силовых и гибкости) способностей;

4)      формирование знаний по основам здорового образа жизни: личная гигиена, режим дня и режим двигательной активности;

5)      развитие представлений об основных видах спорта, используемых оборудовании, снарядах и инвентаре, технике безопасности;

6)      приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время, формирование интересов к тем или иным видам спорта на основе выявленной предрасположенности;

7)      воспитание морально-психических качеств в процессе двигательной деятельности (дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, представление, память, мышление и проч.).

Эксперимент, проведенный нами, показал, что решение вышеперечисленных задач успешно достигается благодаря систематическим занятиям фигурным катанием. Участники эксперимента были 2010 года рождения. Экспериментальная группа формировалась на базе Самарской спортивной школы олимпийского резерва № 1. В нее вошли 5 мальчиков и 5 девочек, которые, помимо школьных уроков физкультуры, тренировались по фигурному катанию на коньках 5 раз в неделю. Общая продолжительность тренировок 4 года. Контрольную группу составили учащиеся Самарского медико-технического лицея, которые занимались физической культурой только по школьной программе 2 раза в неделю и спортивные секции не посещали.

Методы исследования: анализ информационных источников, работа с документами, констатирующий эксперимент, тестирование, математическая обработка результатов.

Для исследования физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: 1) прыжки со скакалкой (качество выносливости); 2) прыжки в длину с места (качество скоростно-силовое); 3) бег на 60 метров (качество быстроты); 4) складка и отжимание (качество силы).

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

Мальчики экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы (Таблица 1).

 

Таблица 1

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

 

66,7

 

51,8

 

28,8

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

 

71,4

 

56,4

 

26,6

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

 

69,4

 

54,0

 

28,5

4. Прыжки в длину с места (см)

139,0

132,0

5,3

5. Бег на 60 метров (сек)

11,1

12,8

13,3

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

9,4

4,8

95,8

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

10,0

7,4

35,1

Уровень физической подготовленности девочек экспериментальной группы также превышал таковой у младших школьниц контрольной группы (Таблица 2).

 

Таблица 2

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные

упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

59,8

47,8

25,1

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

61,6

49,8

23,7

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

58,4

48,6

20,2

4. Прыжки в длину с места (см)

134,0

127,0

5,5

5. Бег на 60 метров (сек)

13,5

14,9

10,4

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

6,7

4,6

45,7

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

6,2

5,0

24,0

 

Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались лучше, чем у учащихся контрольной группы (Таблицы 3 и 4).

 

Таблица 3

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (мальчики)

 

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество

заболеваний в год

1,8

3,0

66,7

2.Продолжительность заболевания (сутки)

6,2

8,0

29,0

 

Таблица 4

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (девочки)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество заболеваний в год

1,8

3,2

77,8

2. Продолжительность заболевания (сутки)

7,2

7,4

2,8

 

Последние таблицы отражают лучшие результаты эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы по сравнению с таковыми в контрольной группе.

В ходе эксперимента установлено, что мальчики и девочки экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы. Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались ниже, чем у учащихся контрольной группы. Кроме того, уровень эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы оказался выше по сравнению с таковым в контрольной группе.

Таким образом, показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на здоровье младших школьников. Тренировки по фигурному катанию на коньках желательно начинать в дошкольном возрасте.

 

Литература:

 

  1. Гандельсман А. Б. Фигурное катание на коньках: учеб. пособие. — М.: ФиС, 1975. — 182 с.
  2. Коваленко Ю. А., Акинина А. М. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании //Известия Тульского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–109.
  3. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. — Л.: Лениздат, 1976. — 117 с.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2008. — 479 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
фигурное катание
оздоровление
младшие школьники
спорт
физическое воспитание

Молодой учёный