Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 1045 раз

Библиографическое описание:

Караульщикова, А. О. Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников / А. О. Караульщикова, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1439/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового снижения двигательной активности, компьютерной зависимости, широкого распространения вредных привычек. Также дается общая характеристика фигурного катания на коньках как вида спорта и средства физического воспитания людей разного возраста, кроме того, приводятся результаты, полученные автором в ходе исследования.

Ключевые слова: фигурное катание, оздоровление, младшие школьники, спорт, физическое воспитание.

 

Формирование и укрепление здоровья детей должно быть одной из главных задач современного общества. Здоровье и хорошая физическая подготовленность являются залогом успешной учебной и трудовой деятельности, а также социального благополучия граждан России. Показано, что здоровье человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте.

В настоящее время снижение уровня здоровья детей представляет собой не только медицинскую, но и педагогическую проблему. Одним из факторов, который способствует ухудшению здоровья подрастающего поколения, является отсутствие приоритета здоровья и здорового образа жизни у детей и их родителей.

В настоящее время вызывает тревогу состояние здоровья граждан в нашей стране. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации растет заболеваемость среди детей и подростков, молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Снижение двигательной активности и компьютерная зависимость способствуют снижению уровня здоровья детей.

В то же время младший школьный возраст — это период, когда у ребенка выражена потребность в познании и двигательной активности. Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо формировать знания о здоровье, представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, развивать физические качества. Следовательно, постоянный поиск новых и грамотное использование известных средств и методов повышения физической подготовленности школьников является важным и актуальным.

Фигурное катание на коньках — это один из наиболее популярных и массовых видов спорта. Оно способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья у людей разного возраста. Величину нагрузки при занятиях фигурным катанием на коньках дозировать легко, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста [1].

Цель статьи — показать благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на состояние физической подготовленности и здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

  1. С помощью контрольных упражнений определить состояние физической подготовленности младших школьников.
  2. Выявить заболеваемость испытуемых на протяжении года.
  3. Установить эффективность учебного процесса у младших школьников по успеваемости и времени выполнения домашних заданий.
  4. Дать сравнительную оценку результатов исследования у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по фигурному катанию на коньках.

Предмет исследования — здоровье младших школьников.

Изучение источников информации показывает, что большинство научных работ относится к подготовке спортсменов-фигуристов и не касается фигурного катания на коньках как массового вида спорта. Для достижения высокого уровня мастерства в фигурном катании необходима достаточная физическая подготовка спортсмена. Современная техника исполнения элементов в фигурном катании на коньках предъявляет высокие требования к двигательным способностям спортсмена: быстроте, силе, ловкости, гибкости и выносливости. Следовательно, общая и специальная физическая подготовленность позволяет спортсмену справляться с большим объемом тренировочной нагрузки [2].

Кроме того, в фигурном катании на коньках тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям [3].

По мнению отечественных исследователей, младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным для развития физических способностей. Кроме того, в этом возрасте дети начинают проявлять склонности и интерес к определенным видам физической активности, что может указывать на предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются [4]:

1)      повышение уровня здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;

2)      овладение навыками разнообразных жизненно важных двигательных актов;

3)      развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых показателей движений, ритм, равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве и согласование движений) и кондиционных (выносливости, скоростных, скоростно-силовых и гибкости) способностей;

4)      формирование знаний по основам здорового образа жизни: личная гигиена, режим дня и режим двигательной активности;

5)      развитие представлений об основных видах спорта, используемых оборудовании, снарядах и инвентаре, технике безопасности;

6)      приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время, формирование интересов к тем или иным видам спорта на основе выявленной предрасположенности;

7)      воспитание морально-психических качеств в процессе двигательной деятельности (дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, представление, память, мышление и проч.).

Эксперимент, проведенный нами, показал, что решение вышеперечисленных задач успешно достигается благодаря систематическим занятиям фигурным катанием. Участники эксперимента были 2010 года рождения. Экспериментальная группа формировалась на базе Самарской спортивной школы олимпийского резерва № 1. В нее вошли 5 мальчиков и 5 девочек, которые, помимо школьных уроков физкультуры, тренировались по фигурному катанию на коньках 5 раз в неделю. Общая продолжительность тренировок 4 года. Контрольную группу составили учащиеся Самарского медико-технического лицея, которые занимались физической культурой только по школьной программе 2 раза в неделю и спортивные секции не посещали.

Методы исследования: анализ информационных источников, работа с документами, констатирующий эксперимент, тестирование, математическая обработка результатов.

Для исследования физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: 1) прыжки со скакалкой (качество выносливости); 2) прыжки в длину с места (качество скоростно-силовое); 3) бег на 60 метров (качество быстроты); 4) складка и отжимание (качество силы).

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

Мальчики экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы (Таблица 1).

 

Таблица 1

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

 

66,7

 

51,8

 

28,8

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

 

71,4

 

56,4

 

26,6

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

 

69,4

 

54,0

 

28,5

4. Прыжки в длину с места (см)

139,0

132,0

5,3

5. Бег на 60 метров (сек)

11,1

12,8

13,3

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

9,4

4,8

95,8

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

10,0

7,4

35,1

Уровень физической подготовленности девочек экспериментальной группы также превышал таковой у младших школьниц контрольной группы (Таблица 2).

 

Таблица 2

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные

упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

59,8

47,8

25,1

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

61,6

49,8

23,7

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

58,4

48,6

20,2

4. Прыжки в длину с места (см)

134,0

127,0

5,5

5. Бег на 60 метров (сек)

13,5

14,9

10,4

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

6,7

4,6

45,7

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

6,2

5,0

24,0

 

Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались лучше, чем у учащихся контрольной группы (Таблицы 3 и 4).

 

Таблица 3

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (мальчики)

 

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество

заболеваний в год

1,8

3,0

66,7

2.Продолжительность заболевания (сутки)

6,2

8,0

29,0

 

Таблица 4

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (девочки)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество заболеваний в год

1,8

3,2

77,8

2. Продолжительность заболевания (сутки)

7,2

7,4

2,8

 

Последние таблицы отражают лучшие результаты эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы по сравнению с таковыми в контрольной группе.

В ходе эксперимента установлено, что мальчики и девочки экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы. Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались ниже, чем у учащихся контрольной группы. Кроме того, уровень эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы оказался выше по сравнению с таковым в контрольной группе.

Таким образом, показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на здоровье младших школьников. Тренировки по фигурному катанию на коньках желательно начинать в дошкольном возрасте.

 

Литература:

 

  1. Гандельсман А. Б. Фигурное катание на коньках: учеб. пособие. — М.: ФиС, 1975. — 182 с.
  2. Коваленко Ю. А., Акинина А. М. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании //Известия Тульского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–109.
  3. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. — Л.: Лениздат, 1976. — 117 с.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2008. — 479 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фигурное катание, контрольная группа, экспериментальная группа, физическая подготовленность, младший школьный возраст, школьник, двигательная активность, конек, раз, учебный процесс.


Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Плавание как способ развития физических качеств студентов в вузах

В данной статье автор исследует роль плавания в развитии физической культуры студентов. Автор представляет важность плавания в общем развитии студентов и анализирует его влияние на физическое развитие и здоровье. Также в статье рассматриваются такие ...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Плавание как способ развития физических качеств студентов в вузах

В данной статье автор исследует роль плавания в развитии физической культуры студентов. Автор представляет важность плавания в общем развитии студентов и анализирует его влияние на физическое развитие и здоровье. Также в статье рассматриваются такие ...

Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности

В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...

Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности

Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Задать вопрос