В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового снижения двигательной активности, компьютерной зависимости, широкого распространения вредных привычек. Также дается общая характеристика фигурного катания на коньках как вида спорта и средства физического воспитания людей разного возраста, кроме того, приводятся результаты, полученные автором в ходе исследования.
Ключевые слова: фигурное катание, оздоровление, младшие школьники, спорт, физическое воспитание.
Формирование и укрепление здоровья детей должно быть одной из главных задач современного общества. Здоровье и хорошая физическая подготовленность являются залогом успешной учебной и трудовой деятельности, а также социального благополучия граждан России. Показано, что здоровье человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте.
В настоящее время снижение уровня здоровья детей представляет собой не только медицинскую, но и педагогическую проблему. Одним из факторов, который способствует ухудшению здоровья подрастающего поколения, является отсутствие приоритета здоровья и здорового образа жизни у детей и их родителей.
В настоящее время вызывает тревогу состояние здоровья граждан в нашей стране. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации растет заболеваемость среди детей и подростков, молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Снижение двигательной активности и компьютерная зависимость способствуют снижению уровня здоровья детей.
В то же время младший школьный возраст — это период, когда у ребенка выражена потребность в познании и двигательной активности. Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо формировать знания о здоровье, представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, развивать физические качества. Следовательно, постоянный поиск новых и грамотное использование известных средств и методов повышения физической подготовленности школьников является важным и актуальным.
Фигурное катание на коньках — это один из наиболее популярных и массовых видов спорта. Оно способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья у людей разного возраста. Величину нагрузки при занятиях фигурным катанием на коньках дозировать легко, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста [1].
Цель статьи — показать благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на состояние физической подготовленности и здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
- С помощью контрольных упражнений определить состояние физической подготовленности младших школьников.
- Выявить заболеваемость испытуемых на протяжении года.
- Установить эффективность учебного процесса у младших школьников по успеваемости и времени выполнения домашних заданий.
- Дать сравнительную оценку результатов исследования у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по фигурному катанию на коньках.
Предмет исследования — здоровье младших школьников.
Изучение источников информации показывает, что большинство научных работ относится к подготовке спортсменов-фигуристов и не касается фигурного катания на коньках как массового вида спорта. Для достижения высокого уровня мастерства в фигурном катании необходима достаточная физическая подготовка спортсмена. Современная техника исполнения элементов в фигурном катании на коньках предъявляет высокие требования к двигательным способностям спортсмена: быстроте, силе, ловкости, гибкости и выносливости. Следовательно, общая и специальная физическая подготовленность позволяет спортсмену справляться с большим объемом тренировочной нагрузки [2].
Кроме того, в фигурном катании на коньках тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям [3].
По мнению отечественных исследователей, младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным для развития физических способностей. Кроме того, в этом возрасте дети начинают проявлять склонности и интерес к определенным видам физической активности, что может указывать на предрасположенность к тем или иным видам спорта.
Задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются [4]:
1) повышение уровня здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;
2) овладение навыками разнообразных жизненно важных двигательных актов;
3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых показателей движений, ритм, равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве и согласование движений) и кондиционных (выносливости, скоростных, скоростно-силовых и гибкости) способностей;
4) формирование знаний по основам здорового образа жизни: личная гигиена, режим дня и режим двигательной активности;
5) развитие представлений об основных видах спорта, используемых оборудовании, снарядах и инвентаре, технике безопасности;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время, формирование интересов к тем или иным видам спорта на основе выявленной предрасположенности;
7) воспитание морально-психических качеств в процессе двигательной деятельности (дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, представление, память, мышление и проч.).
Эксперимент, проведенный нами, показал, что решение вышеперечисленных задач успешно достигается благодаря систематическим занятиям фигурным катанием. Участники эксперимента были 2010 года рождения. Экспериментальная группа формировалась на базе Самарской спортивной школы олимпийского резерва № 1. В нее вошли 5 мальчиков и 5 девочек, которые, помимо школьных уроков физкультуры, тренировались по фигурному катанию на коньках 5 раз в неделю. Общая продолжительность тренировок 4 года. Контрольную группу составили учащиеся Самарского медико-технического лицея, которые занимались физической культурой только по школьной программе 2 раза в неделю и спортивные секции не посещали.
Методы исследования: анализ информационных источников, работа с документами, констатирующий эксперимент, тестирование, математическая обработка результатов.
Для исследования физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: 1) прыжки со скакалкой (качество выносливости); 2) прыжки в длину с места (качество скоростно-силовое); 3) бег на 60 метров (качество быстроты); 4) складка и отжимание (качество силы).
В результате проведенного исследования получены следующие результаты.
Мальчики экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы (Таблица 1).
Таблица 1
Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)
Контрольные упражнения |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разница в % |
1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту) |
66,7 |
51,8 |
28,8 |
2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту) |
71,4 |
56,4 |
26,6 |
3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту) |
69,4 |
54,0 |
28,5 |
4. Прыжки в длину с места (см) |
139,0 |
132,0 |
5,3 |
5. Бег на 60 метров (сек) |
11,1 |
12,8 |
13,3 |
6. Складка (к-во раз за 25 секунд) |
9,4 |
4,8 |
95,8 |
7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд) |
10,0 |
7,4 |
35,1 |
Уровень физической подготовленности девочек экспериментальной группы также превышал таковой у младших школьниц контрольной группы (Таблица 2).
Таблица 2
Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)
Контрольные упражнения |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разница в % |
1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту) |
59,8 |
47,8 |
25,1 |
2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту) |
61,6 |
49,8 |
23,7 |
3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту) |
58,4 |
48,6 |
20,2 |
4. Прыжки в длину с места (см) |
134,0 |
127,0 |
5,5 |
5. Бег на 60 метров (сек) |
13,5 |
14,9 |
10,4 |
6. Складка (к-во раз за 25 секунд) |
6,7 |
4,6 |
45,7 |
7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд) |
6,2 |
5,0 |
24,0 |
Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались лучше, чем у учащихся контрольной группы (Таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (мальчики)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разница в % |
1. Количество заболеваний в год |
1,8 |
3,0 |
66,7 |
2.Продолжительность заболевания (сутки) |
6,2 |
8,0 |
29,0 |
Таблица 4
Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (девочки)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разница в % |
1. Количество заболеваний в год |
1,8 |
3,2 |
77,8 |
2. Продолжительность заболевания (сутки) |
7,2 |
7,4 |
2,8 |
Последние таблицы отражают лучшие результаты эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы по сравнению с таковыми в контрольной группе.
В ходе эксперимента установлено, что мальчики и девочки экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы. Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались ниже, чем у учащихся контрольной группы. Кроме того, уровень эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы оказался выше по сравнению с таковым в контрольной группе.
Таким образом, показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на здоровье младших школьников. Тренировки по фигурному катанию на коньках желательно начинать в дошкольном возрасте.
Литература:
- Гандельсман А. Б. Фигурное катание на коньках: учеб. пособие. — М.: ФиС, 1975. — 182 с.
- Коваленко Ю. А., Акинина А. М. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании //Известия Тульского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–109.
- Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. — Л.: Лениздат, 1976. — 117 с.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2008. — 479 с.