Особенности психофизиологических свойств студентов-спортсменов на разных курсах обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Миндиашвили, Г. В. Особенности психофизиологических свойств студентов-спортсменов на разных курсах обучения / Г. В. Миндиашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 782-785. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31925/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена выявлению психофизиологических свойств у студентов-спортсменов педагогического университета, обучающихся на разных курсах.

Ключевые слова: студент, человек, индивид, интегральная индивидуальность, психофизиология, темперамент

Появление и развитие узконаправленных специальностей в высших учебных заведениях во всем мире рождает интерес к их влиянию на студентов. Внедрение информационных технологий в учебную деятельность будущих специалистов также побуждает нас досконально изучить интегральную выраженность психических процессов обучающихся. Психофизиологические свойства студентов и различаемые в них индивидуальные свойства могут сказать нам о формируемом типе мотивации, формируемых смыслах и ценностях. Известно, что формирование темперамента проходит для субъекта не замечено и им не осознается [7]. Реально предположить, что таким образом формируется личность и её индивидуальность. Этим двум понятиям в статье будет посвящен отдельный краткий теоретический анализ.

Целью статьи является осуществление теоретического анализа понятия об интегральной индивидуальности и выявление психофизиологических свойств у студентов-спортсменов педагогического университета.

Понятие «индивидуальность» входит в число базовых категорий новейшей психологии и, вместе с тем, разбирается учеными с различных точек зрения. Опорным столпом в исследовании индивидуальности является уникальность.

Б. Г. Ананьев писал: «если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — «глубина» личности и субъекта деятельности» [1; 329 с.]. Согласно учёному в число характеристик человека, описывающих его сущность, входят общесоматические (конституциональные), нейродинамические и функционально-геометрические первичные свойства индивида; вторичные свойства (органические потребности, задатки и темперамент); личностный ансамбль свойств; свойства человека как субъекта деятельности, характеризующего его как деятеля труда, познания и общения [2].

Более обобщённые представления об индивидуальности человека можно видеть в теории Б. Ф. Ломова. Ядром его учения являлась индивидуальность человека, как система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих комплексы условий и стабильность факторов индивидуального развития человека [4, 5].

Задача определения категории «человеческая индивидуальность» учёными разрешается с помощью ряда понятий. С. Л. Рубинштейн объяснял индивидуальность человека наличием особых и неповторимых свойств. Под ними учёный понимал комплекс внутренних условий, особенностей высшей нервной деятельности, индивидуальных свойств личности, личностных свойств индивида, психических состояний. С. Л. Рубинштейн обозначил фундаментальность значения деятельности в формировании личности, индивида и индивидуальности. [8].

Другие учёные подчёркивают значимость собственной активности субъекта деятельности, считая её детерминантом мироощущения субъекта. Согласно учению В. С. Мерлина первичной составляющей индивидуальности является индивидуальное свойство человека [6]. Для В. С. Мерлина интегральная индивидуальность представляется цельной системой индивидуальных свойств человека, включающей три уровня: биологический, психический и социальный.

В. С. Мерлин полагал, что строение личности нельзя описать как комплекс, формирующийся из малочисленных групп психических свойств, таких, как темперамент, характер, способности и направленность. Для начала, черты темперамента не имеют отношения к чертам личности, так как это свойства индивида, точно также, характер, способности и направленность являют собой не отдельные подсистемы, а различные функции одних и тех же свойств личности. Целиком устройство личности представляется как многоуровневый комплекс общих связей и концентраций свойств личности. Специфичность этого устройства заключается в обнаружении разноуровневых и одноуровневых связей индивидуальных свойств. Процессы, относящиеся к различным уровням, связаны между собой неоднозначно. В связи с этим Б. А. Вяткин полагает, что смысл многозначной связанности для совершенствования индивидуальности сводится, во-первых, к тому, что проросты личности прямо зависят от реорганизации бывшей связи между разноуровневыми свойствами. Во-вторых, меняется адаптивная функция одного свойства конкретного уровня в зависимости от меняющихся связей этого свойства с другими свойствами других уровней [3, 59 с.].

В. С. Мерлин писал: «деятельность только тогда может создавать новые свойства субъекта, когда она сама не предопределена ни свойствами субъекта, ни изменениями требований объективной ситуации, а детерминирована динамически изменяющимся характером их связи» [7].

То есть, интегральная индивидуальность — это специфичный характер связи между свойствами конкретного индивида, определяющий целостность его индивидуальности и особенность приспосабливаемости к среде.

Исследование проводилось в Красноярском педагогическом университете имени В. П. Астафьева в декабре 2015 года. Нами было опрошено 60 студентов с разных учебных курсов института физической культуры, спорта и здоровья имени И. С. Ярыгина. В тестировании участвовали студенты первого, второго и четвертого курсов.

Ниже вам будут представлены результаты по двум тестам, таким как тест (экстраверсия, интроверсия, нейротизм) по Айзенку, а также тест о структуре темперамента В. М. Русалова.

Тест Ганса Айзенка (экстраверсия — интроверсия; нейротизм)

В анализе показателей теста представлены 4 типа по шкале направленности личности: гиперэкстраверсия, экстраверсия, интроверсия, гиперинтроверсия. Так же представлены 4 типа по шкале нейродинамики: гипернестабильный, нестабильный, стабильный и гиперстабильный. И представлены 2 типа по шкале откровенности: лживый и искренний.

Тест Айзенка (экстраверсия — интроверсия; нейротизм) показал:

Для парней 1 курса преобладание экстраверсии (69,2 % студентов), стабильности (53,8 % студентов), искренности (61,5 % студентов). Для девушек 1 курса преобладание экстраверсии (85,7 % студенток), стабильности (57,1 % студенток), искренности (71,4 % студенток). Для парней 2 курса преобладание экстраверсии (61,5 % студентов), стабильности (46,1 % студентов), искренности (69,2 % студентов). Для девушек 2 курса преобладание экстраверсии (85,7 % студенток), искренности (85,7 % студенток). В нейродинамике склонности к стабильности (28,6 % студенток). Для парней 4 курса преобладание экстраверсии (60 % студентов), искренности (80 % студентов). В нейродинамике склонности к стабильности (33,3 % студентов). Для девушек 4 курса преобладание интроверсии (60 % студенток), искренности (80 % студенток). В нейродинамике равенство нестабильности, стабильности (по 40 % студенток).

Тест-опросник структуры темперамента В. М. Русалова

Согласно проведенному тестированию структуры темперамента Русалова ниже приведены значимые результаты из 9 предоставленных шкал у трех опрошенных групп студентов первого, второго и четвертого курсов обучения.

Тест Русалова показал:

Для парней 1 курса: шкала «социальная эргичность» — потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству — 46,1 % студентов. Шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 69,2 % студентов. Шкала «эмоциональность» — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе — 46,1 % студентов. Контрольная шкала — адекватное восприятие своего поведения — 69,2 % студентов.

Для девушек 1 курса: шкала «социальная эргичность» — потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству — 42,8 % студентов. Шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 57,1 % студентов. Шкала «эмоциональность» — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия — 42,8 % студентов. Контрольная шкала — адекватное восприятие своего поведения — 71,4 % студентов.

Для парней 2 курса: Шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 61,5 % студентов. Контрольная шкала, — адекватное восприятие своего поведения — 61,5 % студентов.

Для девушек 2 курса: шкала «социальная эргичность» — потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству — 57,1 % студентов. Шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 85,7 % студентов. Шкала «социальный темп», — речедвигательная быстрота, быстрота говорения — 57,1 % студентов. Шкала «эмоциональность» — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия — 42,8 % студентов. Контрольная шкала, — адекватное восприятие своего поведения — 71,4 % студентов.

Для парней 4 курса: шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 60 % студентов. Шкала «социальный темп», — речедвигательная быстрота, быстрота говорения — 46,6 % студентов. Шкала «эмоциональность» — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе — 40 % студентов. Контрольная шкала — адекватное восприятие своего поведения — 86,6 % студентов.

Для девушек 4 курса: шкала «предметная эргичность» — пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения — 40 % студентов. Шкала «социальная эргичность» — потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству — 40 % студентов. Шкала «темп» — высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности — 80 % студентов. Шкала «социальный темп» — речедвигательная быстрота, быстрота говорения — 40 % студентов. Шкала «эмоциональность» — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе — 60 % студентов. Контрольная шкала — адекватное восприятие своего поведения — 60 % студентов.

На таблице 1 показаны взаимосвязи показателей двух тестов у одних и тех же групп студентов.

Таблица 1

Взаимосвязи показателей тестов Айзенка иРусалова уодних носителей качеств

Студенты

Тест Айзенка

Тест Русалова

1 курс, парни

Экстраверсия, стабильность, искренность.

потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству; высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе; адекватное восприятие своего поведения

1 курс, девушки

Экстраверсия, стабильность, искренность.

потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству; высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия; адекватное восприятие своего поведения.

2 курс, парни

Экстраверсия, стабильность, искренность.

высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; адекватное восприятие своего поведения.

2 курс, девушки

Экстраверсии, стабильность, искренность.

потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству; высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; речедвигательная быстрота, быстрота говорения; высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия; адекватное восприятие своего поведения.

4 курс, парни

Экстраверсия, стабильность, искренность.

высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; речедвигательная быстрота, быстрота говорения; незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе; адекватное восприятие своего поведения.

4 курс, девушки

Интроверсия, стабильность-нестабильность, искренность.

пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения; потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству; высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности; речедвигательная быстрота, быстрота говорения; незначительное эмоциональное реагирование при неудачах в делах, уверенность в себе; адекватное восприятие своего поведения

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев / АН СССР. Ин-т психолог. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  3. Вяткин, Б. А. Системная организация индивидуальности человека. Природа психического // Тезисы доклада республ. теор. конфер.- пермь, 1994. С. 63–65.
  4. Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал. 1981. № 5. С. 3–22. 88.
  5. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии /Б. Ф. Ломов //Вопросы психологии.1975. № 2. С. 31–45.
  6. Мерлин, В. С. Принципы психологической характеристики типов личности /В. С. Мерлин // Теоретические проблемы психологии личности.- Пермь, 1974.-189с.
  7. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание /В. С. Мерлин.- Пермь, 1990. — 110с.
  8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии /С. Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973. С. 187–190.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, адекватное восприятие, высокая скорость выполнения операций, предметная деятельность, жажда освоения, социальная форма деятельности, социальный контакт, курс, шкала, контрольная шкала.


Ключевые слова

человек, темперамент, студент, индивид, интегральная индивидуальность, психофизиология

Похожие статьи

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе

В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов-психологов в период обучения в вузе.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Анализ форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов-спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям

В статье авторы приводят данные анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов. Данный анализ показывает, что процесс подготовки спортсмена — это, прежде всего, педагогический процесс, в основе которого положены психологические з...

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Похожие статьи

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе

В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов-психологов в период обучения в вузе.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Анализ форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов-спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям

В статье авторы приводят данные анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов. Данный анализ показывает, что процесс подготовки спортсмена — это, прежде всего, педагогический процесс, в основе которого положены психологические з...

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Задать вопрос