Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера с целью выявления алекситимии подростков с разным типом акцентуации характера. В ходе исследования были выявлены преобладающие акцентуации характера.
Ключевые слова: алекситимия, подростки с разным типом акцентуации характера, диагностика
Актуальность темы связана с тем, что в последнее время по данным статистики, алекситимия не уменьшается, в подростковом возрасте она влияет на коммуникацию и социализацию в целом. Наличие алекситимии, как нарушения усвоения общения, выражения своих чувств, эмоций. Подростковый возраст является достаточно сложным, так как является переходным периодом от детства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным психическим и физиологическим развитием, наиболее развивается познавательная сфера; новообразованиями становятся мировоззрение и профессиональные интересы. Также продолжает активно развиваться мотивационная и аффективная сферы, формируется Я-концепция. Ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте является межличностное общение, а в старшем дошкольном — учебно-профессиональная деятельность.
В подростковом возрасте могут развиваться такие два психологических феномена, как акцентуации характера и алекситимия в структуре личности, которые в системе других факторов риска могут служить преморбидным фоном развития пограничных психических расстройств, развития аддикции, соматических и психосоциальных проявлений неблагополучия [3–4]. Акцентуации характера не всегда заметны окружающим, встречаются до 50–80 % лиц и со временем могут компенсироваться [3]. Лица с акцентуациями имеют избирательную уязвимость, «место наименьшего сопротивления» при воздействии различных психогенных факторов и могут являться благоприятной почвой для развития депрессий и психогений [1, 3]. Алекситимия, как личностный конструкт, характеризуется трудностями в различении и описании эмоциональных переживаний как у себя, так и у других людей. Встречается у практически здоровых лиц различных возрастных групп, чаще выявляется у лиц мужского пола [5]. Большинство исследователей считают алекситимию первичной личностной характеристикой по отношению к тревоге и депрессии, повышающей риск их развития под влиянием стресса [2, 4–5]. Межличностные связи этих людей часто ограничены и ригидны, имеют тенденцию к патологической зависимости или избеганию общения с другими людьми.
Концепции алекситимии поднимаются в трудах Д. Неймиах, П. Сифнеос, Г. Кристалл, В. В. Калинина, В. М. Провоторова, B. C. Ротенберга, И. С. Коростелева, Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова и др.
Цель исследования: выявить алекситимию подростков с разным типом акцентуации характера.
Материалы иметоды исследования.
Эмпирическую базу исследования составили 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Исследование проходило на базе МОУСОШ №5 города Спасск-Дальний
В процессе проведения исследования были использованы следующие методики: торонтская алекситимическая шкала (Toronto Alexithymia Scale — TAS-20); характерологический опросник К. Леонгарда; опросник К. Леонгарда — С. Шмишека. «Методика изучения акцентуаций личности», тест личностных акцентуаций (модифицированный вариант методики ПДО А. Е. Личко) Дворщенко В. П., цветовой тест М. Люшера.
Результаты исследования и их анализ.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, дает основания слать выводы о том, что основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.
Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.
В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.
По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.
При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.
Выводы:
- Основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.
- Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.
- В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.
- По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.
- При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.
Литература:
- Батаршев А. В.Диагностика пограничных психических расстройств личности.М.: ИИП, 2004. — 201 с.
- Ересько Д. Б.Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах.СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. — 172 с.
- Старостина Е. Г., Тэйлор Г. Д. и др. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, № 4. С. 31–38.
- Ракович Н. К. Практикум по психодиагностике личности — Мн.: БГПУ, 2002. — 248 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 448 с.
- Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы.
- Методика Леонгарда-Шмишека. М.: ИОИ, 2004. — 176 с.
- Шевандрин Н. И.Основы психологической диагностики. М.: Владос, 2003. — 194 с.
- Подмазин С. И., Сибиль Е. И. Как помочь подростку с «трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. — 160 с.
- Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций. Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2008. — 96 с.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учеб. Пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.