Ключевые слова: имидж, организация, цифровая среда, информация, сайт, public relations, Интернет
Имидж какой-либо компании — это, в первую очередь, итог взаимодействия достаточно большого числа факторов. Часть нижеупомянутых факторов может контролироваться, а часть не имеет возможности поддаваться контролю. Если высшее учебное заведение приравнивать к организации, то таким образом, стоит выделить следующие факторы, которые влияют на корпоративный имидж вуза:
‒ визуальный вид университета (то, как организация выглядит внешне);
‒ поведение и установки преподавателей и сотрудников компании (внешний вид, образ жизни, манера поведения и речи и т.д.);
‒ качество предоставляемых продуктов или образовательных услуг;
‒ образ руководителя/ректора вуза (его внешний вид, стиль жизни, манера поведения и т.д.);
‒ партнёрская база;
‒ корпоративная культура и др.
Не стоит забывать, что имидж высшего учебного заведения должен соответствовать и удовлетворять следующим требованиям:
‒ Имидж вуза должен быть оригинальным. На данный момент, одним из главных признаков успешности образовательной организации является отличие её от других. Оригинальный имидж поможет выделить вуз среди конкурентов на рынке образовательных услуг и помочь завоевать устойчивое положение в глазах целевых групп общественности.
‒ Имидж должен быть эффективным. Т.е. формируемый имидж образовательной организации должен способствовать выполнению поставленных целей и желаемых результатов.
‒ Имидж должен быть адекватным. Это значит, что он должен соответствовать специфике деятельности вуза.
‒ Имидж должен быть пластичным. Т.е. вуз должен формировать имидж таким образом, чтобы он мог меняться в соответствии с трендами современности. Т.к. современная среда меняется с достаточно большой скоростью, необходимо быстро приспосабливаться к этим условиям [2].
Все вышеперечисленные требования помогут имиджу вуза оставаться устойчивым.
Автор работы рассмотрел ключевые факторы успеха при формировании имиджа вуза в цифровой среде:
‒ Распространение проверенной и достоверной информации, т.к. именно она является движущей силой в цифровой среде и, в основном, люди подключаются к сети Интернет именно ради информации. Таким образом, именно исходя из вышесказанного, если образовательная организация будет доносить информацию в простой, удобной и понятной форме — это будет первым шагом в нужном направлении. Без этого пункта все остальные Интернет-действия компании могут оказаться бессмысленными.
‒ Узнаваемость. У любого высшего учебного заведения, которому важно его восприятие в обществе должен быть сайт, который отличит его от конкурентов. Сайт должен быть профессиональным и запоминающимся (с аккуратным, узнаваемым дизайном, который будет соответствовать корпоративному стилю вуза).
‒ Функциональность. Если обеспечить простой и быстрый доступ к сайту образовательной организации, то у посетителей данного сайта будет создан положительный настрой и желание на сотрудничество. А это, своевременно может послужить для благоприятного функционирования корпоративного имиджа вуза.
‒ Безопасный и надежный доступ. Сайт у которого происходят сбои— это достаточно большой удар по имиджу вуза, особенно если эти сбои происходят в момент пика посещаемости. Студентов, абитуриентов, их родителей или других посетителей не волнуют причины проблемы, если им срочно необходимо получить ту или иную информацию. Поэтому структурным подразделениям вуза необходимо обеспечить качественную и безопасную работу с сайтом образовательной организации.
Процесс создания и закрепления имиджа вуза в Интернете начинается с момента, когда потребитель образовательной услуги набирает название вуза в поисковой строке браузера или переходит по ссылке. В этот момент у него есть одно желание: получить интересующую его информацию, и пользователь хочет сделать это быстро и просто. Однако бывает так, что на пути к получению информации он встречает препятствия: медленную загрузку или килобайты заставок, графики, 100 приветственных страниц. Все это нервирует, и большинство пользователей просто покидают сайт, который забирает у них время, не давая ответов на вопросы. Специалисты установили, что оптимальное время для загрузки одной страницы сайта составляет 3–5 секунд. Через 8 секунд попытки попасть на сайт оставляют более 70 % пользователей. А это значит, что доверие может быть подорвано в самом начале [6].
Так же важными считаются следующие составляющие:
‒ Адрес сайта. Он должен соответствовать названию образовательной организации, быть запоминаемым, легко читаемым и оригинальным. Желательно, чтобы сайт располагался не на бесплатном сервере, т.к это может подорвать имидж вуза из-за частых сбоев.
‒ Текстовое наполнение. Информация — это главная причина для посещения того или иного сайта. Как уже было сказано выше, информация должна быть полноценной, четко структурированной, максимально конкретной и отвечать всем требованиям целевых групп общественности. В любых текстах, особенно в тех, которые размещаются на официальных сайтах абсолютно неприемлемо наличие ошибок.
‒ Своевременное обновление сайта, дополнение и замена уже неактуальной информации. Это необходимо для того, чтобы официальный сайт вуза работал на его имидж.
‒ Наличие отзывов партнеров или потребителей образовательных услуг. Возможно присутствие негативных отзывов на сайте, этого не нужно бояться. Многие пользователи ищут их, чтобы подтвердить собственное представление о компании, ее продукции, услугах. Отзывы должны быть реальными, честными, конкретными и обязательно с указанием имени автора [6].
Если образовательная организация будет соблюдать вышеописанные рекомендации, то это поможет сформировать позитивный образ вуза в глаза целевых групп общественности.
Также формирование имиджа вуза в цифровой среде осуществляется путем налаживания коммуникации сразу по нескольким направлениям. А именно:
‒ Ведется работа с отзывами о вузе на тематических сайтах, форумах, блогах, в социальных сетях, которые чаще всего посещают целевые группы общественности. На данном этапе очень важно правильно работать с кризисными коммуникациями, негативные отзывы должны либо нейтрализоваться, либо опровергаться. Так же часто организации публикуют положительные отзывы и мнения на тематических сайтах и других ресурсах. Обязательно наличие обратной связи.
‒ Происходит взаимодействие со СМИ. Публикуются материалы, которые упоминают образовательную организацию или мероприятие, которое она проводит.
Формирование благоприятного имиджа для вуза — процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление стихийно сформировавшегося неблагоприятного образа [4]. Если рассматривать имидж, как дефиницию, у которой существует свои цели и задачи, то учёные выделяют следующие задачи имиджа организации:
‒ Повышение престижа;
‒ Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению;
‒ Повышение конкурентоспособности [3].
Оформление и наполнение официального сайта оказывают сильное эмоциональное влияние на целевые группы общественности, определяющие выбор образовательной организации. А эмоциональный фактор играет в формировании имиджа вуза основную роль. Официальная страница вуза должна постоянно редактироваться, осовремениваться. Для того, чтобы страницу чаще посещали на ней размещают расписания занятий, объявления о мероприятиях, информацию о культурной жизни студентов. Формированию корпоративной идентичности вуза содействуют и поздравления юбиляров, форумы выпускников, рассказы о преподавателях. Передовые вузы, в том числе и небольшие, поняли, что обеспечение работы интернет-страницы не может быть возложено только на технические службы, и принимают на работу журналистов одаренных сотрудников, задачей которых является регулярное обновление содержания станицы. В некоторых вузах интернет-страницы являются в первую очередь рекламной площадкой, работающей на абитуриентов. Вместе с тем, нельзя забывать, что за информацией о вузе к интернет-странице обращаются работодатели, сотрудники кадровых агентств, ответственные лица спонсирующих фондов, международные партнеры. Часто именно информация сети Интернет становится основным фундаментом, на котором строимся имидж вуза [5].
Структурным подразделениям необходимо работать над имиджем образовательной организации, т.к благоприятно сформированный имидж поможет совершенствовать качество предоставляемых услуг. Работа над имиджем вуза, является задачей высшего руководства учебного заведения, которое принимает стратегическую концепцию работы над имиджем, поручая осуществление тактических действий, как профессионалам узкой направленности (маркетологам, дизайнерам, специалистам в области связей с общественностью), так и структурам, осуществляющим непосредственное руководство учебным процессом, например, деканатам [1].
Литература:
- Крылов А. Н. Влияние имиджа на качество учебного процесса в вузе / Управление качеством учебного процесса в вузе: Проблемы и перспективы. — М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006., — 146–152 с.
- Мухамадиева Л. Н., Дедова Д. И. Особенности формирования имиджа компании // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (Дата обращения: 20.03.2017)
- Почепцов Г. Г. Имиджеология. — М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2008 г — 356 с.
- Тащиян Г.О, Горяйнова Е.С, Овчарова Р.В //Инновационные технологии управления. Электромехатроника: Сб. науч. трудов, «Автоматизация мониторинга имиджа предприятия» — 47 с.
- Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пос. М.: Дело, 2003. — 52 с.
- Официальный сайт Pro Vision [Электронный ресурс] URL: http://pvc.ru/imidzh-kompanii-v-internete/ (Дата обращения 25.03.2017).