Маски телевизионного журналиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Степанянц, В. В. Маски телевизионного журналиста / В. В. Степанянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44855/ (дата обращения: 21.11.2024).



Многие исследователи телевизионной журналистики так или иначе затрагивают тему «масок» журналиста. Но данные типологии не были собраны вместе одним исследователем. Поэтому в данной статье сделана попытка отразить несколько, на взгляд автора, самых основных классификаций «масок» журналиста на телевидении.

Ключевые слова: «маска» журналиста, телевизионный журналист

«На телевидении сообщение неотделимо от его носителя», — еще в 90-х написал исследователь П. С. Гуревич. Так и сейчас никто не станет спорить с утверждением, что телевизионный журналист является лицом программы. Вопрос имиджа ведущих рассмотрели многие исследователи. Например, первый советский телекритик В. С. Саппак писал о журналистах на телевидении следующее: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона. Не нужна безукоризненная банальность» [1]. Эти рассуждения не утратили актуальность до сих пор, хотя В. Саппак публиковался в середине прошлого столетия.

А уже в конце 80-х Е. Труснова одна из первых выделила два типа актерских образов в телевизионных фильмах: «актер-мироощущение» и «актер-философ». И если первый находится на равных со зрителем, то второй «хранит загадку своего образа, а зритель вкладывает в его многозначительное поведение любой смысл, в зависимости от своего восприятия» [2]. Но такой типологии для современного многообразия ведущих было бы недостаточно, поэтому многие исследователи выделили свои типы журналистов на телевидении.

Уже в нашем столетии исследователь А. А. Новикова в книге «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия» [3], выделила следующие типы журналистов на телевидении:

Золушка (может быть и мужской вариант), уже совершившая свое триумфальное восхождение на Олимп.

Женщина-мать, отстаивающая право устраивать свою жизнь и жизнь детей так, как ей нравится. Собственно, представители этого типа могут быть и гламурными, и не гламурными. Все зависит от того, какая реальность предстает перед зрителями через ведущиеся ими разговоры и ситуации, участницами которых они становятся.

Женщина-авантюристка, равноправная с мужчинами участница приключения.

Мужчины на современном телевидении, по мнению А. Новиковой, должны тяготеть к типу супергероя сявно выраженными чертами героя-любовника либо злодея.

Типология ведущих присутствует также в исследовании Н. А. Захарченко «Анализ современной телевизионной программы», она выявила, что журналисты на телевидении могут [4]:

− быть информатором (эта функция реализуется, как правило, в информационных программах);

− интересным собеседником (как, например, Владимир Познер в программе «Познер»);

− «воспитателем», наставником масс (Елена Малышева в «Жить здорово»);

− выступать в роли заступника, избавителя от бед (Елена Проклова в «ЖКХ»);

− осуществлять функцию модератора общения (Михаил Зеленский в «Прямом эфире»);

− исполнять роль эксперта в какой-либо узкой сфере деятельности (Александр Васильев и Эвелина Хромченко в шоу «Модный приговор»);

− наконец, надевать маску провокатора (Владимир Соловьев «Поединок»).

Были описаны и роли журналиста-исследователя И. Н. Блохиным в учебном пособии «Журналистика в этнокультурном взаимодействии». Исследователь описывает эти роли следующим образом: «Ролевая вариативность проявляется в отношении к соучастникам событий как к информаторам и в том, насколько они осведомлены о том, что в событиях участвует журналист-исследователь».

И. Н. Блохин выделяет следующие роли:

Новичок «проявляет невежество, задает вопросы, обнаруживает некомпетентность в естественных и повседневных для окружающих людей вещах».

Эксперт, знаток, судья.

Полный участник,«цели и статус журналиста-исследователя остаются тайной для окружающих, поэтому подобные ситуации нередко называют скрытым наблюдением».

Чужак, «описание с точки зрения наблюдения».

Свой, «описание с точки зрения участвующего в событиях».

Теоретики и практики журналистики не раз обращались к теме различных типов поведения журналиста во время интервью, говоря о «масках» интервьюера. Например, Л. Шестеркина выделяет следующие их типы: «слушатель», «юный друг», «ревизор», «третейский судья», «надменный журналист», «функционер», «художник», «молодой казак», «интурист».

Стоит отметить, что это лишь несколько типологий «масок» журналиста. Также важно определить, меняется ли роль журналиста в зависимости от формата телепередачи. По нашему мнению, чаще встречаются случаи, когда журналиста, отыгрывающего определенную роль приглашают в определенную программу, то есть журналистов уже с их устоявшейся «маской» подбирают под формат проекта. Например, Алла Михеева, журналистка программы «Вечерний Ургант», играет свою роль не только в авторской рубрике, но и на других передачах. Иногда случается, что по внешним характеристикам человек подходит на ту или иную роль, но в жизни человек характерен совсем другими чертами характера. К примеру, Елена Летучая, которая представляется нам в программе «Ревизорро» суровой, бескомпромиссной журналисткой, в жизни же наоборот является достаточно добродушной и ранимой, что неоднократно подмечали в интервью не только сама Елена, но и ее коллеги. Таким образом, чаще всего роль журналиста в зависимости от формата не меняется.

Литература:

  1. Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы. — М.: Искусство, 1988. — С. 23.
  2. Труснова Е. Театральный актер: телевизионное измерение // ТВ Вчера, сегодня, завтра. — М., 1987. — С. 38–57.
  3. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. — С. 108.
  4. Анализ современной телевизионной программы: учебное пособие / сост. Н. А. Захарченко; под ред. В. Я. Мачнев. — Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2012. — С. 75.
Основные термины (генерируются автоматически): роль, роль журналиста, телевидение, телевизионный журналист, тип журналистов.


Ключевые слова

«маска» журналиста, телевизионный журналист

Похожие статьи

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Проблема классификации сфер исследования в имагологии

Статья исследует одну из новейших сфер исследований — имагологию. Внимание акцентируется на происхождении термина, его трактовке, концептам, реестру. Анализируется классификация типов имагологических исследований. Приводятся основные недостатки отдел...

Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические взгляды автора

Актуальность этого исследования обусловлена тем, что, несмотря на наличие многих научных работ, посвящённых творчеству Джона Фаулза в целом и романа «Коллекционер» в частности, вопрос жанрового определения до сих пор стоит остро. Более того, Фаулз об...

Основные теоретические подходы влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются основные теоретические подходы влияния СМИ на человека, а также охарактеризованы основные школы медиаисследований.

Жаргонная лексика в современных СМИ

В данной статье автор рассматривает ключевые особенности использования жаргонизмов в современных СМИ. Автором анализируются причины широкого употребления жаргонной лексики, а также исследуются основные виды и функции жаргонизмов в языке СМИ.

Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк»)

В статье на примере издания «Огонёк» описываются особенности применения ко-мического на страницах современных качественных журналов. Осмысляется отличия комического в качественной прессе от иронии, юмора и сатиры в прессе других типов.

Стратегия дискредитации в текстах интернет-СМИ (переводческий аспект)

В статье рассмотрены результаты анализа особенностей перевода стратегии дискредитации на материале интернет-СМИ. Проанализированы различные способы перевода тактик дискредитации с английского на русский язык с учетом их функциональных параметров.

О природе многозначности понятий дизайна и искусства

Многозначность понятий искусства и дизайна вызывает интерес к исследованию причин множественности толкований. С помощью предложенной в данной статье модели предпринята попытка понять природу этой многозначности, излагается представление о том, как ме...

Роль СМИ в чехословацком кризисе 1968 года

В данной статье анализируются актуальность проблемы роли СМИ, освещающими события, произошедшие в Чехословакии в 1968 году, которые не утратили своего значения и по сей день. Некоторые авторы основывают свои выводы на субъективных политических взгляд...

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Похожие статьи

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Проблема классификации сфер исследования в имагологии

Статья исследует одну из новейших сфер исследований — имагологию. Внимание акцентируется на происхождении термина, его трактовке, концептам, реестру. Анализируется классификация типов имагологических исследований. Приводятся основные недостатки отдел...

Черты философского романа в произведении Джона Фаулза «Коллекционер» и философско-этические взгляды автора

Актуальность этого исследования обусловлена тем, что, несмотря на наличие многих научных работ, посвящённых творчеству Джона Фаулза в целом и романа «Коллекционер» в частности, вопрос жанрового определения до сих пор стоит остро. Более того, Фаулз об...

Основные теоретические подходы влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются основные теоретические подходы влияния СМИ на человека, а также охарактеризованы основные школы медиаисследований.

Жаргонная лексика в современных СМИ

В данной статье автор рассматривает ключевые особенности использования жаргонизмов в современных СМИ. Автором анализируются причины широкого употребления жаргонной лексики, а также исследуются основные виды и функции жаргонизмов в языке СМИ.

Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк»)

В статье на примере издания «Огонёк» описываются особенности применения ко-мического на страницах современных качественных журналов. Осмысляется отличия комического в качественной прессе от иронии, юмора и сатиры в прессе других типов.

Стратегия дискредитации в текстах интернет-СМИ (переводческий аспект)

В статье рассмотрены результаты анализа особенностей перевода стратегии дискредитации на материале интернет-СМИ. Проанализированы различные способы перевода тактик дискредитации с английского на русский язык с учетом их функциональных параметров.

О природе многозначности понятий дизайна и искусства

Многозначность понятий искусства и дизайна вызывает интерес к исследованию причин множественности толкований. С помощью предложенной в данной статье модели предпринята попытка понять природу этой многозначности, излагается представление о том, как ме...

Роль СМИ в чехословацком кризисе 1968 года

В данной статье анализируются актуальность проблемы роли СМИ, освещающими события, произошедшие в Чехословакии в 1968 году, которые не утратили своего значения и по сей день. Некоторые авторы основывают свои выводы на субъективных политических взгляд...

Этапы эволюции термина «имидж» от древних времен до современного общества

Статья рассматривает эволюционирование понятия имиджа в рамках современного общества. Трансформация понятия «имидж» обрела новые формы для определений, а также подчеркнула важность использования имиджа в различных сферах: социальной, политической, эк...

Задать вопрос