Ф. Бэкон (1561–1626) писал о коррупции: «Думая, что все могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя»
По словам А. И. Кирпичникова (следователь по особо важным делам прокуратуры, адвокат, писатель — автор книги «Взятка и коррупция в России») [1]: «Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его устойчивости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости».
Одно незаконное деяние приводит к механизму снежного кома, начиная от гос. служащих «слуг народа», без которых Вы не устроите ребенка в детсад, что нарушает свободу как ребенка, так и свободу других детей, стоящих в очереди, правопорядок, государственный механизм «…определяет, что все равны перед законом и судом. Государство, по средствам конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [2]. Нарушение данного механизма, самого по себе не справедливого, приводит в ход снежный ком, человек созревая в данной обстановке привыкая к способу получения права первого, через коррупционный механизм прибегает к этому снова. Чиновник, получая «благо» за оказанную им услугу, обесценивают свой чин, который перестает функционировать, как шестеренка государственной машины, расшатывая при этом общественное равновесие (к вопросу о том зарплатные ставки бюджетников не высоки, а конкурс в вуз на госслужбу или в медицинский университет стабильно высок). Рычаги получения дополнительных выгод давно изучены, только с переходом российского общества к капитализму забыты механизмы профсоюзов, которые с одной стороны боролись за качество жизни данных представителей бюджетной отрасли, а с другой стороны способствовали выздоровлению экономики, предостерегая от соблазна получения теневых доходов. При чистых доходах рынок труда становится прозрачным, профессионалы явными и труд их оценён. Теневые доходы не учитываются государством и это прямое воровство, так как не облагаются налогом что приводит в регрессию эффект мультипликатора, здоровая рыночная конкуренция при наличии коррупции отсутствует, ко всему прочему коррупция несет отрицательный социальный эффект — «контркультура» [3, c 132]. «Среди этих оппозиционных контркультур могут быть выделены следующие виды:
1) прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
2) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
3) оппозиция к образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей культурой» [3, c 132]. Морально нравственные вопросы о том «Сколько стоит мое слово? Подпись? И т. д. получили ответ в более практичном подходе: «где цель оправдывают средства». Широко транслируемые идеалы формируют общество потребления, в котором создается «иерархия благополучия» [3, c. 133]. Эти идеалы и ранее выработанные механизмы способствуют развитию коррупционных прецедентов.
Даугавет Александра Борисовна, научный сотрудник СИ РАН в своей статье выделяет «разрыв между двумя реальностями — «бумажной” и практической» [4, c. 1–4]. В обществе существует институционные механизмы, помимо прямых механизмов реализации государственного права «…неартикулированное, рутинизированное поведение имплицитно содержит некую систему смыслов, обладающих объяснительной силой…» [5, c. 103–104] — в русле социально конструирования реальных человеческих масс эти механизмы способны действовать или не действовать, в зависимости от воли исполнителя, при создании двойственной ситуации она дает маневр для коррупционного деяния.
Проще говоря — если не хотите, чтоб Вас послали по инстанциям, найдите подход к исполнителю. Таким образом появляется «административное предпринимательство» [6] когда «команда» функционирует, налаживая связи с людьми, занимающими ключевые для данного «проекта» позиции — как формальные, так и неформальные («близость» к персонам — объектам лоббистского воздействия, информированность в необходимых областях, и т. д.). Подобные связи могут закрепляться, образуя основу более или менее устойчивых сетей доверия и контактов, но могут и оставаться если не разовыми, то несистематическими» [4, c. 1–4]. Появляется элита, которая с помощью данных сетей доверия снимает вершки «благополучия», но в формировании института элиты происходит конфликт, который должен решаться вопросом не «сколько?», а вопросом «зачем?». Для того чтоб изменить общество необходимо воспитывать гражданина, обладающего «институциональным знанием» трех уровней: знание-умение (знание «как», или «know how»), включающее навыки поведения и категории практического рассуждения; знание-представление (знание «почему») — уровень объяснительных конструкций, субъективно достоверных содержательных описаний; и, наконец, знание-осмысление (знание «зачем») — уровень синтеза «общего значения», смысловой идентификации с институтом [4, c. 1–4, 3]. В результате овладения, которыми общество исключит людей с низкой социальной ответственностью.
Антикоррупционные меры произрастают из 70-х годов прошлого века. Международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям имеет три уровня его институционного влияния на национальные правовые системы государств — участников — «доктринальный, концептуально-правовой, нормативно-правовой» [7, c. 22].
Первый международно-правовой документ против коррупции был принят на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года. «Конвенция — это не документ прямого действия. Конвенция — лишь своего рода набор рекомендаций, которые, в зависимости от уровня развития национального законодательства, степени законопослушности граждан и развития правоохранительной системы могут применяться для борьбы с коррупцией» [13]. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года (N 40-ФЗ). Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли: ст.20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими». 7 февраля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О противодействии коррупции». На сегодняшний день конвенция состоит из 8 глав, включающих 71 статью [11].
Проблема коррупции в институционном обществе является самой острой. Ее пробуют решать на самом высоком уровне, без обсуждения коррупции не остается заседание ни одной большой семерки. При рассмотрении коррупционных преступлений следует также учитывать их список, предложенный Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.):
– подкуп национальных публичных должностных лиц;
– подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
– хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;
– злоупотребление влиянием в корыстных целях;
– злоупотребление служебным положением;
– незаконное обогащение;
– подкуп в частном секторе;
– хищение имущества в частном секторе.
Как мы видим в теории международные институты идут в правильном направлении, тогда как на практике всё обстоит несколько иначе. Ярким примером могут быть собрания Большой Семерки: Россия, как в 2015, так и в прошлом году приглашена не была. В народе оба саммита восприняли не серьёзно, причём не только в нашей стране. Достаточно вспомнить Джона Стюарта (ведущий Daily Show), сказавшего про сие собрание: «Америка! Германия! … Эээ… Ну….. И еще 5 стран…» [9].
Проблемы коррупции широко обсуждались в СМИ: скандал с Кристин Лагард — президентом МВФ (о бездействии при фиктивной продажи компании Adidas в 1993 году… Преступление, не имеющее срока давности, вдруг, возникло из ниоткуда, сразу же после приостановки госпожой Лагард очередного валютного транша…), а также конец мая 2015 года, когда швейцарские власти арестовали нескольких высокопоставленных чиновников ФИФА по обвинению от ФБР США в коррупции (при этом внятных доказательств предоставлено не было), и последующее отстранение Йозефа Блаттера, и конечно же скандал с участием WADA (в рамках поднятого вопроса о коррупции данное политизированное дело считаю уместным привести по причине того, что суть его обвинений была в существовании именно «коррупционной схемы применений допинга на государственном уровне»). Выше приведенные «инциденты», а конкретнее: доказательная база сторон обвинения в каждом из них — ставят под сомнение состоятельность института борьбы с международной коррупцией, поскольку часто используемое международное законодательство по борьбе с коррупцией применяют для ликвидации «неугодного» чиновничьего аппарата, и лоббировании интересов более влиятельных государств.
При возложении функции антикоррупционного контроля на кого-либо (будь то конкретный чиновник или специализированный институт власти государственного или международного уровня), необходимо определить: будут ли поставленные задачи выполнены в рамках действующего законодательства без вмешательства третьих сторон, или же будет происходить отстаивание интересов конкретных лиц, институтов, государств. А потому проблема борьбы с коррупцией есть проблема кадровых решений.
Литература:
- Конвенция организации объединенных наций против коррупции как источник нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации Никоноров Е. А., Никонорова Ю. В., Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С.99. [Электронный ресурс]. URL https://elibrary.ru/download/elibrary_25518465_80795571.pdf
- Конституции Российской Федерации Ч. 1 ст. 19
- Малышев В. А Психологические барьеры социально-экономических изменений в российском обществе. е: материалы научной интернет-конференции с международным участием 11–25 ноября 2013 года / Отв. ред. д. пс. н. А. Н. Лебедев. — Тула: Издательство ТулГУ, 2013. — 155 с. [Электронный ресурс]. URL: http://epsy.fa.ru/psikhologicheskie_barery_socialno-ehkonomicheskikh.pdf
- Даугавет А. Б. Неформальные практики российской элиты. Апробация когнитивного подхода А. Б. Даугавет, СИ РАН (СПб). [Электронный ресурс]. URL: http://www.politstudies.ru/files/File/2003/4/Polis-2003–4-Daugavet.pdf
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. — 1995.. 103–104, 154]
- Афанасьев М. Н.. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит. — Полис, 1994 № 6.
- Шишкарёв С. Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт [Электронный ресурс]: монография/ Шишкарёв С. Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 55 c.— [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/15360.html.— ЭБС «IPRbooks» с. 22
- Электронная энциклопедия Википедия. Конвенция ООН против коррупции. [Электронный ресурс]. URL https://ru.wikipedia.org/wiki
- Видеохостинг / [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=by6utmboT0A
- Шегабудинов Р. Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней [Электронный ресурс]: монография/ Шегабудинов Р. Ш.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 279 c.— [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/8772.html.— ЭБС «IPRbooks»
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции / [Электронный ресурс]. URL http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
- Хайнал Питер Иван Группа восьми и Группа двадцати. Эволюция, роль и документация [Электронный ресурс]: монография/ Хайнал Питер Иван— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2008.— 352 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/9143.html.— ЭБС «IPRbooks»
- Российская газета. Федеральный выпуск № 4022. URL страницы: http://www.rgуголовное законодательство и так направлено на предотвращение и криминализацию коррупции..ru/gazeta/rg/2006/03/21.html