Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 3866 раз

Библиографическое описание:

Шиленко, Г. К. Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста / Г. К. Шиленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43375/ (дата обращения: 26.12.2024).



Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Разделяют виды парасигматизма: межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой (свистящие и шипящие звуки произносятся при положении корня языка к мягкому нёбу, которое опускается и образуется проход для выдыхаемого воздуха через нос — получается звук с гнусавым оттенком).

Чаще всего у детей дошкольного возраста встречается призубный сигматизм, при котором кончик язычка упирается в края верхних и нижних резцов (танки — санки, дайка — зайка, туба — шуба). На занятии по коррекции произношения используются игры по развитию фонематического слуха «Слушай и говори», «Песенка язычка», артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»:

Язычок — язычок покажись, не ленись,

Расслабляйся спинка кя-кя-кя,

Серединка тя-тя-тя,

Кончик пя-пя-пя.

А потом спокойно вниз, а зубами задержись.

Язык «чашечкой» сложи, так немного подержи.

В барабан язык играет: т-т-т,

Всех ребяток забавляет д-д-д.

Дети охотно выполняют дыхательную гимнастику, на выработку воздушной струи и речевого дыхания. «Подуй на цветок», «Подуй на бабочку» и упражнения со звуками «Кошка» ф_ф_ф, «Ветерок» в_в_в.

Для исправления губно-зубного сигматизма (при постановке звука с) предлагаем ребёнку медленно произносить звук т_т_т и язычок останется внизу для звука с.

Для восстановления звука ш (при замене на с садик — шадик, санки — шаки) проводится различение артикуляции (при звуке ш язычок вверху, а при с — внизу), игры «Тёплый ветерок» — Ш, «Холодный ветерок» — С.

При нарушении фонематического слуха дети допускают различные ошибки в произношении и получается вот так:

Cкороговорка «Сова»

Для развития фонематического слуха проводятся игры: «Назови правильное слово» (айбом, альбом, анбом), «Подбери слово похожее по звучанию» (пар — бар, каша — ветка, суп — дуб).

Для коррекции бокового сигматизма используются следующие упражнения:

  1. Упражнения для мышц лица, губ (песенка п-п-п, б-б-б);
  2. Упражнения для распластывание языка (блинчик пя-пя-пя);
  3. Упражнения для закрепления боковых краёв (ей-ей);
  4. Упражнение «Твёрдая атака» А, Э, У, И, АЭ, ЭА, АИ, АЭИ;
  5. Выработка воздушной струи посередине;
  6. Начинать произношение со слогами, словами со стечением согласных

(сты — хвосты. ста — стадо, сто — стойка, сту — ступа);

  1. Массаж:

а) лёгкая вибрация в подчелюстной зоне;

б) массаж мягкого нёба;

в) круговые движения под козелком по часовой и против часовой стрелки (5 раз).

Для автоматизации звуков и развития связной речи предлагается детям сказка «Капризная принцесса» (по известному произведению Г. Х. Андерсена), которую я переложила в стихотворную форму.

Сказка «Капризная принцесса».

Однажды в дождливый, хмурый день,

Принцесса вышла погулять,

И зонтик большой не забыла взять.

Дождик по крышам барабанил: па-па-па …

По трубам вода стекала ла-ла-ла …

Вода в лужи зеркальные превращалась,

Небо голубое в них отражалось.

Девушка шла и думала:

— Только бы не промокнуть.

— А потом, где же я буду сохнуть?

— Неприлично принцессе быть в сырости.

Попросила она небо:

— Небушко, будь в милости.

И вдруг вырос перед ней прекрасный дворец.

А во дворце жил красивый принц-молодец.

Но девушка об этом и не мечтала.

Она стояла у ворот,

И еле дышала!

Хозяева гостью вежливо принимают.

И в зал великолепный приглашают.

Бедняжка, промокла до нитки.

Но скоро ночь…

Нужно же ей помочь.

Королева: «Вот вам подушка и простое покрывало».

Не хочет девчонка простушкою быть,

А хочет привычной принцессою слыть.

Хозяева говорят:

— Проведем испытание:

На принцессу признание;

Король: «Вот вам пушистые перины

И горошинка под ними.

Принцесса: (проснувшись)

— Ой, как плохо я спала!

Видно, мне что-то мешало!

Горошинка:

— Незаметна и мала,

А любовь и жизнь спасла!

Принц с принцессой поженились,

У них дети появились.

Живут они в наших сердцах и сейчас,

И счастьем своим радуют нас.

Конец

C:\Users\Durkgame\Desktop\princessa-na-goroshine-raskraski-22.jpg

Рис. 1. Горошина в музее

Литература:

  1. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед.институтов. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  2. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, фонематический слух, мягкое небо, принцесса, ребенок, упражнение.


Похожие статьи

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации

Использование сленга и устойчивых выражений при растормаживании коммуникативной функции речи у больных с афазией

Похожие статьи

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации

Использование сленга и устойчивых выражений при растормаживании коммуникативной функции речи у больных с афазией

Задать вопрос