Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Мельниченко, О. В. Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя / О. В. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74452/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые формы использования.

Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики.

Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные.

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.

Так как логопедические занятия посещает только часть детей, хотелось бы, чтобы воспитатели в группе использовали данную гимнастику. Я, как логопед, в помощь воспитателям нашего ДОУ, разработала гимнастику в картинках. Считаю, что использовать ее удобно и эффективно.

На каждую группу был сделан набор карточек — картинок формата А5 (Приложение 1), а также инструкция (Приложение 2).

Гимнастика выполняется со всей группой, подгруппой детей или индивидуально. Сначала идет показ карточки-картинки с демонстрацией данного упражнения. Дети повторяют вслед за взрослым. После нескольких выполнений дети запоминают упражнения и уже через некоторое время способны сами проводить гимнастику. Им это очень нравится, каждый хочет быть ведущим.

Желательно проводить гимнастику каждый день, до еды в утренние часы около 5 минут. Каждое упражнение выполняется 5–10 раз. За один раз все упражнения не берутся. Советую начинать с дыхательных упражнений, после чего переходить к артикуляционным упражнениям. Постепенно количество и темп выполнения увеличивается. Дыхательные упражнения выполняются стоя или сидя, артикуляционные сидя.

С помощью карточек-картинок можно составлять сказки, играть в разные игры.

Артикуляционные сказки.

Задачи:

− развитие логического мышления, памяти, фантазии;

− развитие связной речи;

− развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляции.

Вначале необходимо показать детям, что с помощью отбора и последовательного выкладывания картинок можно придумать интересную историю или сказку.

Примеры сказок.

Чаепитие.

Как-то раз лошадка Лиза решила навестить свою подружку кошку Мурку. Замесила Лиза тесто , напекла блинов и пошла в гости. Мурка обрадовалась своему гостю, достала яблочное варенье , и они стали пить ароматный чай из красивых чашек . (Картинки: лошадка, кошка, тесто, блины, варенье, чашка.)

Мышонок Пип.

Жил-был мышонок Пип. Он не любил чистить зубы. Зато он любил кататься на лошадке, на качелях, играть на барабане и в футбол. Однажды Пип пил чай со сладким яблочным вареньем, и у него разболелся зуб. Мышонок сразу же вспомнил о зубной щетке и побежал чистить зубки. Он тщательно почистил верхние зубы , потом нижние . Зуб перестал болеть. С тех пор мышонок Пип каждое утро и каждый вечер чистит свои зубки. (Картинки: мышка, чистим верхние зубки, чистим нижние зубки, лошадка, качели, барабан, футбол, варенье.)

Сказки должны быть небольшие, чтобы не перегружать органы артикуляции.

Такая форма работы не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает связную речь, фантазию, мышление, память, восприятие.

Игры.

Задачи:

развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

«Запомни и сделай»

Ведущий последовательно называет 3–5 упражнений (забор, лошадка, барабан). Один из игроков выкладывает картинки к этим упражнениям. И вся группа детей выполняет данные упражнения.

«Отгадай упражнение»

Ведущий показывает упражнение. Игроки дают название и подбирают соответствующую картинку.

«Будь внимателен»

Ведущий называет имя ребенка и упражнение, которое он должен сделать. Усложняя игру, можно назвать несколько детей и несколько упражнений. Воспитатель. Катя сделай «Лошадку», Маша «Вкусное варенье, Артем «Футбол».

«Отгадай загадку»

Ведущий рассказывает про название упражнения (Качели, колобок, часы…) Игроки отгадывают, находят картинку и выполняют упражнение. Воспитатель. Это предмет. У него есть стрелки, циферблат. Дети. Часы. И т. д.

Приложение 1.

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный Квадрат - YouTube

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Circle Background 600*600 transprent Png Free Download - Angle ...

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png

https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.png https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/7/4/0/Kacheli_74001.jpg

https://i.pinimg.com/736x/f8/77/2c/f8772c2fb9579615c8ab952ff472ecf2.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/3/4/1/Koshka_34197.jpg

https://doc4web.ru/uploads/files/76/77218/hello_html_m4ac0abc6.png

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_futbol41.jpg

https://surgut-sp.ru/files/547/5477708516851aebcc4f96bb5d71d8cd.jpg

https://media.istockphoto.com/vectors/kneading-dough-vector-id516770120?k=6&m=516770120&s=612x612&w=0&h=j_do-t91dmxFHmz32CQ0EC9xsLQKIygwpxKEnvfktiw=

http://refua.in.ua/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/33828_html_46fa985e.jpg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03c9/0008c9e0-8ef8f873/4/hello_html_m14262ee.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-lopata1.jpg

Раскраска Блины

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/173/179.jpg

https://ams3.digitaloceanspaces.com/coloring/item/parokhod.jpg

Раскраска Чашка - Распечатать бесплатно

https://i.pinimg.com/736x/15/15/8c/15158cd064f2376e782e73e3e65efd43.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-induk26.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-banka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_oblaka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-baraban35.jpg

https://static4.depositphotos.com/1030387/398/v/950/depositphotos_3986206-stock-illustration-auto-mechanic-car-hood.jpg

Приложение 2.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

1. Упражнение для развития речевого дыхания.

1. Вдох быстрый ртом, руки развести в стороны, живот надуть. На выдохе медленно «отпускаем» звук ААААААА (УУУ, ООО, ИИИ, ЫЫЫ), руки медленно к животу, живот сдуваем.

2. Чередуем на выдохе: А-И-А-И… А-У-А-У.. И-О-И-О…. Ма—ПА…. БА-ПА…

Здесь используем карточки с символами звуков (Приложение 1).

2. Упражнения для развития подвижности губ, челюсти.

  1. Заборчик (улыбнуться, показать зубы с расстоянием)
  2. Окно (широко открыть рот)
  3. Забор — Окно (чередуем)
  4. Трубочка (губы сомкнуты, вытянуты вперед)
  5. Забор — Трубочка (Чередуем)

3. Упражнения для развития подвижности и укрепления мышц языка.

  1. Качели (открыть рот, язык вверх — вниз)
  2. Часы (открыть рот, язык влево-вправо)
  3. Чистим нижние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне нижних зубов)
  4. Кошка выгнула спинку (зацепиться за нижние зубки кончиком и выгибать спинку)
  5. Холодный ветер (губы в улыбке, язык за нижними зубками, звук С)
  6. Футбол (губы сомкнуты, упираемся языком в левую-правую щеку)
  7. Колобок (губы сомкнуты, рисуем языком круг внутри)
  8. Месим тесто (язык мнем губами)
  9. Накажем непослушный язычок (ПЯ-ПЯ-ПЯ губами шлепаем по языку)
  10. Лопаточка (язык спокойно лежит на нижней губе)
  11. Блинчик (язык спокойно лежит на нижней губе)
  12. Чистим верхние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне верхних зубов)
  13. Лошадка (цокаем)
  14. Пароход (широкий кончик языка между зубами и произносим ЫЫЫ)
  15. Чашечка (рот открыт, язык в форме чашечки)
  16. Мышка (АЛ — Сказать А и прикусить кончик языка)
  17. Индюк (БЛ-БЛ-БЛ Языком по верхней губе)
  18. Вкусное варенье (языком облизываем верхнюю губу)
  19. Теплый ветер (губы округлены, язык в форме чашечки за верхними зубами, звук Ш)
  20. Барабан (Вдох и на сильном выдохе ДДД по бугоркам за верхними зубами)
  21. Заводим мотор (делаем БАРАБАН: ДДД кто не умеет произносить звук Р, РРР кто умеет, и помогаем руками заводить мотор)

Литература:

  1. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М.: Изд-во Книголюб, 2007
  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Изд-во Просвещение, 1989
  3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, артикуляционная гимнастика, язык, зуб, верхняя губа, вкусное варенье, внутренняя сторона, зрительное восприятие, нижняя губа, связная речь.


Ключевые слова

игры, развитие внимания, сказки, артикуляционная гимнастика, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Задать вопрос