Развитие речи малыша первого года жизни. Опосредованная артикуляционная гимнастика | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Замятина, Н. В. Развитие речи малыша первого года жизни. Опосредованная артикуляционная гимнастика / Н. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7848/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: речь взрослого, лепечущий ребенок, артикуляционная гимнастика, родной язык, звук, ребенок.

У ребенка первого года жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в усвоении речи. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может.

Первые взаимоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков. Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову при назывании хорошо знакомых ему предметов, игрушек, выполняет несложные движения.

Постепенно во время общения ребенок становится сосредоточенным, прекращает беспорядочные движения, как бы прислушиваясь, присматриваясь к тому, что говорит или показывает ему взрослый. И наконец, появляется первая ответная улыбка.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди. Это указывает на огромное значение речи взрослых в овладении ребенком звукопроизношения! Ограничение речевого общения ведет к задержке в становлении звуков речи.

На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков родного языка. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, поэтому роль лепета в его развитии имеет большое значение.

Лепечущий ребенок первоначально «отбирает» из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию. Те, звуковые проявления лепечущего ребенка, которые совпадают по звукопроизношению со словами взрослого, закрепляются. Повторенные многократно взрослым, они тем самым становятся физиологически сильными и часто повторяющимися словесными раздражителями для ребенка. А те многообразные звукоартикуляционные проявления лепечущего ребенка, которые не находят аналогов в окружающем речевом материале, гаснут и исчезают.

Первые речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, то есть слово формируется в своей специфической функции — знаковой единице. Формирование первых слов основывается на эхообразных повторениях доступных звуков из речи взрослого. Первоначальные слова ребенка являются тем материалом, на котором осуществляется переход от непроизвольного манипулирования речевыми звуками к целенаправленным движениям органов дыхания, голосоведения, артикулирования.

Начиная с первого года жизни малыша, рекомендуется проводить речевую или артикуляционную гимнастику. Цель гимнастики: вызывание образа того или иного артикуляционного движения, позы, звука, звукоподражания, интенсивного лепета. Артикуляционная гимнастика должна побуждать к выполнению движений и проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а опосредованным путём, путём игротерапии с широким применением различных видов игрушек, звукоподражаний, воображаемых ситуаций (движений, предметов), детских книжек, текстов-рифмовок.

Примерные упражнения.

Упражнение «Песенка для куколки»:

Куколку качай, А-А-А ей напевай! А-А-А!

Красивый звук какой! Ну-ка шире рот открой!

Упражнение «Мишка»:

Мишка песню напевает, мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай и мишутке подпевай: Э-Э-Э-Э!

Упражнение «Ослик»:

И-А, И-А! Ослик так поёт всегда!

Упражнение «Лошадка»:

И-И-И! Эй, лошадка, нас вези!

Упражнение «Куколка заболела »:

Заболела куколка, начала стонать: О-О-О!

Заболела куколка, надо ей поспать! О-О-О!

Плачет куколка моя: Уа! Уа!

Моя куколка больна:: Уа! Уа!

Упражнение «Покачаем головой»:

Покачаем головой: Ой! Ой! Ой!

И покрутим головой: Ой! Ой! Ой!

Упражнение «Боба заболел»:

Бобе больно: Ой! Ой!Ой!

Бобе больно, он больной!

Упражнение «Паровоз»:

Загудел паровоз: У-У-У!

И ребяток повез: У-У-У!

Как пыхтит паровоз? Пых-пых-пых!

Упражнение «Самолет»:

У-У-У! Летит самолет,

У-У-У! Так песенку поет.

Упражнение «Ёжик»:

Ёжик так пыхтит: фи-фи!

Ёжик к нам скорей беги: фи-фи!

Упражнение «Цыплята и машина»:

Цыплята пели — пи-пи-пи!

Машина загудела –Би! би!

Цыплята испугались — ой!

И убежали все домой.

Упражнение «Молоток»:

Молоток наш верный друг,

говорит он — тук-тук-тук!

Упражнение «Лошадка»:

НО! Но! Но! Лошадка,

поскачи и копытами стучи — но-но-но!

Упражнение «Катер »:

Катерок наш плывет — ы-ы-ы,

в гости нас к себе зовет — ы-ы-ы!

Упражнение «Котенок»:

как мяукает котенок? Мяу-мяу-мяу!

Упражнение «Корова» :

как мычит корова? Му-Му-Му!

Упражнение «Цыплята»:

как пищат цыплятки? Пи-пи-пи!

Упражнение «Барабан»:

поиграем в барабан — бум-бум-бум! Бам-бам- бам!

Упражнение «Волк »:

воет волк в лесу- В-В-В!

Упражнение «Щенок »:

тявкает щенок- тяв-тяв-тяв!

Упражнение «Дудочка»:

поиграем в дудочку: ду-ду-ду!

Упражнение «Колокольчик »:

колокольчик звенит: динь-динь-динь!

Упражнение «Лягушка»:

квакает лягушка: ква-ква-ква!

Упражнение «Киска»:

подзываем киску- кис-кис-кис!

Упражнение «Гусь»:

гусь гогочет — га-га-га!

Литература:

  1. Буйко В. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: ООО Издательский дом Литур, 2010.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД,1998г. 3. Репина З. А., Доросинская А. В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.- Екатеринбург: НПРЦ «Бонум», 1999г.
  3. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста.- Москва: Айрис-Пресс, 2006г.
  4. Максаков А. «Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

Ключевые слова

ребёнок, родной язык, звук, артикуляционная гимнастика, речь взрослого, лепечущий ребенок

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Развитие речи ребёнка. С чего начать?

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников

В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Формирование музыкального восприятия у дошкольников с ОВЗ

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Развитие речи ребёнка. С чего начать?

Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Диагностика детей для улучшения коррекционной работы с учетом модальности

Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников

В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Формирование музыкального восприятия у дошкольников с ОВЗ

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Задать вопрос