Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте
Автор: Хвостикова Алёна Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.
Дата публикации: 29.01.2020
Статья просмотрена: 218 раз
Библиографическое описание:
Хвостикова, А. А. Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте / А. А. Хвостикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4847/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: ребенок, речевое развитие, артикуляционный аппарат.
«Как будет говорить Ваш ребенок,
зависит от вас»
М. К. Шохор-Троцкая
Речь — это функция головного мозга, которая происходит благодаря аппарату дыхания, артикуляции, глотания, жевания, обеспечивающих процессы голосообразования. Процесс речи ребенка разделяют на три периода.
Первый— подготовительный. Включает всебя крик, гуление илепет (от 0 до 1 года).
Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный). К 2–3 мес. у малыша появляется гуление. Гуление — это протяжные звуки (ау, эу, уа), результат случайно появляющихся положений будущего артикуляционного аппарата.
Следующая стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз, — лепет. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. К 6–8 мес. жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа ма, па, ба, на и т. п. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит обеспокоиться, все ли хорошо у младенца со слухом. К 1 году ребенок начинает произносить первые слова (мама, папа, дай и т. д.)
Следующий этап— преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).
На этом этапе происходит достаточное накопление словаря и активное формирование грамматического строя речи. К концу первого года дети осознанно употребляют 10–15 слов ономатопического характера («гав-гав», «би-би»). К трем годам ребенок уже использует 1000–1500 слов.
И третий период— Дошкольный (3–7 лет). В этом периоде энергично происходит формирование фонетической стороны речи. Активный словарь ребенка достигает 3–10 тыс. слов. Следовательно, к концу дошкольного периода дети должны обладать фразовой речью, которая верно оформлена фонетически, лексически и грамматически. Иногда родители не обращают внимания на первичные проблемы речевого развития ребенка. Они считают, что речь появится самостоятельно, безо всякой помощи! Но это большая ошибка… Поскольку возраст с 0 до 7 лет является значимым в формировании и становлении речи, взрослые должны понимать, на каком из периодов пошел сбой в речи, в этот момент важно вовремя обратиться к логопеду.
Как же понять, что у ребенка проблемы с речью и на что следует обратить внимание?
Первичные причины — как протекала беременность и роды. Наиболее важным периодом в ходе беременности является 3–4 месяц внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуру головного мозга.
Основными виновниками ЗРР являются:
– Интоксикация беременной женщины алкоголем, никотином, химическими веществами.
– Нейроинфекции.
– Ранний и поздний токсикоз.
– Несовместимость матери и ребенка по крови и резусу-фактору.
– Недоношенность.
– Асфиксия при родах.
– Родовая травма.
Если же ребенок родился здоровым, но проявился недостаток правильных действий взрослых во время подготовительного периода, низкая культура речи, недостаточное речевое общение с малышом, стрессы, билингвизм – все это также может стать причиной задержки речевого развития.
Перед тем, как заговорить, малыш должен развить мышцы речевого аппарата. Когда ребенок начинает гулить, лепетать, дышать, глотать, сосать грудь и жевать, он тренирует артикуляционный аппарат. Обычно дети-искуственники чаще испытывают речевые проблемы, нежели малыши, находящиеся на грудном вскармливании.
Также нарушение речи могут вызывать врожденные аномалии ЦНС, коры головного мозга, дефекты носового дыхания, нёба, языка, психическая травма. Тугоухость также является причиной задержки речевого развития. Данный дефект возникает еще в внутриутробном периоде, во время или после рождения.
Возможные причины:
– Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь)
– Алкоголизм матери.
– Хромосомные или наследственные заболевания.
– Родители или родственники с нарушением слуха.
– Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
– Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.
Основные симптомы ЗРР:
– Недоразвит фонематический слух. Ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (Ч и Щ, С и Ш)
– Нарушено произношение звуков: сонорные (Р, Л), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), свистящие (С, З, Ц).
– Ребенок переставляет, пропускает или заменяет слоги другими.
– Бедный словарный запас и отсутствие сложных слов в нем.
– Несогласованность слов в предложениях по родам, числам и падежам.
– Дети старшего дошкольного возраста не могут составить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. В них нарушен порядок слов, происходит пропуск или неправильное употребление предлогов.
Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни чаще слышал мамин голос, пение колыбельных, тон должен быть тихим, но в то же время разборчивым. Непременно отзывайтесь на плач или крик малыша, только так новорожденный дает понять взрослым, что ему некомфортно, он скучает или ему хочется есть. Старайтесь говорить с крохой с самого его рождения, спокойно, четко, без сюсюканий. Общаясь с ребенком, взрослые должны понимать, что основная цель, которая лежит перед ними — это привить их дочке или сыну врожденную грамотность.
Обязательно нужно развивать мелкую моторику, т. к. она тесно взаимосвязана с развитием высших психических функций. Для этого деткам необходимо чаще работать с конструктором, заниматься оригами, лепкой из пластилина и т. д. Также немаловажную роль в развитии чистой речи играет артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое нёбо). Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи.
Дыхательная гимнастика — комплекс специализированных упражнений направленных на усиление и развитие длительности воздушной струи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Выполняется такая гимнастика ежедневно по 3–5 раз 5–7 мин. сидя перед зеркалом. Необходимо добиваться точного и четкого выполнения движений.
Дыхательная гимнастика выполняется около 5 мин. При вдохе через нос ребенок не поднимает плечи, выдох должен быть спокойным и длительным (щеки не надуваются).
Развитие у ребенка правильного дыхания имеет огромное значение, т. к. выработка правильной воздушной струи отражается на качестве звукопроизношения. Обязательно хвалите ребенка за правильное выполнение упражнений. Для детей похвала взрослых имеет огромное значение, ведь она дает уверенность в своих силах. Важно вовремя обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Своевременная диагностика поможет решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.
Литература:
- Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас. Журнал «Наука и жизнь», 2006, № 8, с.39–43.
- Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. — Спб.: КАРО, 2004.
Похожие статьи
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.
Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников
В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.
Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией
В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации
Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...
Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией
Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.
Похожие статьи
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.
Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников
В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.
Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией
В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации
Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...
Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией
Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.
Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников
В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.