Учите детей говорить правильно
Авторы: Труфанова Ольга Михайловна, Зубрилина Виктория Леонидовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 689 раз
Библиографическое описание:
Труфанова, О. М. Учите детей говорить правильно / О. М. Труфанова, В. Л. Зубрилина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1122/ (дата обращения: 17.12.2024).
Каждый из нас знает, что ребёнок не рождается со связной правильной речью. Сказать когда и как ребёнок должен овладеть способностью правильно говорить, то есть произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их род, число, падеж, строить предложения различной структуры, невозможно.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы:
- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
- формирование потребности в общении [1; с.95].
Нормой считается:
4 года – словарный запас 2000 слов, предложения из 5-6 слов, сопровождение речи игрой;
5 лет – полное усвоение необходимого словаря, высказывания, напоминающие короткий рассказ, любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов, антонимов, четкое произнесение всех звуков;
6 лет – овладение значением производных слов, критическое отношение к своей речи;
7 лет – язык становится предметом изучения, ребенок устанавливает причинно-следственные связи, проявляет готовность к обучению письменной речи: чтению и письму.
В наше время сложилась парадоксальная ситуация: дети, окружённые нашим вниманием, заботой, нередко даже гиперопекой, всё позже начинают говорить. Почему?
Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. Большинство семей живёт в квартире со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при этом комфорте дети молчат. Детей, которые говорят нормально в младших возрастных группах детского сада можно по пальцам пересчитать! Каковы же причины речевых нарушений? Их множество.
Не стоит все проблемы ребёнка списывать на наследственность и экологию. Давайте поговорим, как в семье можно предотвратить или, если нужно, исправить, речевые задержки.
Процесс «вызывания речи» у любого ребёнка проходит в определённых условиях:
ребёнку нужны положительные эмоции;
не должно быть насильственных действий;
необходимо непосредственное участие взрослых. [5; c.156]
Каждый родитель должен помнить, что важные этапы для процесса становления речи является гуление и лепет. Благодаря им артикуляционный аппарат крохи проходит «тренировку», результатом которой становятся первые осмысленные слова. В норме гуление и лепет присуще любому младенцу! Это очень важные показатели того, что маленький человек правильно развивается. Если ребёнок, достигший возраста 3- 4 месяцев, не пытается гулить, не «агыкает», не пробует вступить с близкими в эмоциональный контакт, если на его лице не появляется радостная улыбка при появлении мамы – это первое предупреждение о возможных проблемах. Очень важно вовремя скорректировать процессы, которые затормозились у малыша по той или иной причине.
В общении с окружающими малыш на первоначальном этапе речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постоянно ребёнок обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков. Он начинает говорить так же, как и взрослые. Одним из показателей успешного речевого развития ребёнка как раз и являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. В соответствии с возрастом малыша, он учится слышать себя, окружающих, управлять язычком, зубами, губами. Многих родителей волнует вопрос, правильно ли произносит те или иные звуки их ребёнок. Чтобы избежать проблем со звукопроизношением в будущем, мамам и папам необходимо знать возрастные особенности становления звуков речи:
- к первому году жизни ребёнок должен усвоить гласные звуки А, У, О, И, некоторые согласные – М, П, Б, К, Г;
- к двум годам – согласные П,Б,М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, С,З, Ц, Ш,Ж, Ч, Щ, Р, Л;
- от двух до трёх лет – звуки Ы, Э, Л, С, З, Ц, Ж, Ч, Ш. В это время малыш должен различать твёрдые и мягкие звуки Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З [6; с.77]
В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребёнком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.) Следующий этап – развитие понимания речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И, наконец, последний этап- наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.
Если бы малыш только подражал, он не сумел бы пользоваться речью в неожиданных для него ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. Постепенно ребёнок обогащает свой словарный запас. Следует отметить, что чем выше у ребёнка запас активно используемых слов, тем быстрее у него совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух. Нередко родителям приходится слышать от логопеда, что у их ребёнка плохо сформирован фонематический слух. Что это такое, насколько это серьёзно и что делать дальше, многие не знают.
Речевой (фонематический слух) – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл их сочетания - слова, фразы, тексты. Благодаря речевому слуху мы можем различать человеческую речь по громкости, скорости, интонации. [5; с.67] Чтобы делать это, ребёнок должен научиться слушать, тогда он сможет правильно говорить, произносить звуки, отчётливо выговаривать, использовать выразительность, менять скорость и темп речи. Речевой слух начинает развиваться в младенчестве. Малыш очень быстро начинает отличать голос матери от голоса других родственников, запоминает интонации её речи. Лепет ребёнка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, малыш внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Пользуйтесь этим! Обращайтесь к ребёнку по имени, смотрите ему в глаза, чтоб малыш видел вашу мимику, жестикуляцию, работу губами при произношении сочетания звуков.
Чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать ряд условий:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;
- в общении с ребёнком следите за своей речью, говорите с ним не торопясь, звуки слова произносите чётко и ясно;
- не подделывайте под детскую свою речь;
- своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка;
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка и не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.
Чтобы ребёнок быстро научился различать звуки, чтобы ему было не сложно разбираться в их многообразии, обращайте внимание крохи на:
то, как шумит ветер, дождь, шелестит листва, журчит вода;
звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьёв и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука;
то, как «звучат» предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета;
шум едущего транспорта: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта;
различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки [5; с.68]
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики: изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики.
Следует помнить, что слова, которые мы произносим, имеют ритмический рисунок, и если у ребёнка нет чувства ритма, возникают проблемы с речью. Существует система специальных упражнений, сочетающих речь и движение (фонематическая ритмика), где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Такие занятия способны провести родители, если они знают особенности развития речи своего ребёнка и польза от них огромна, так как формируется фонетически правильная речь.
Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. В таких случаях не стоит перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность высказаться, а потом указать на ошибки.
Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение – это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников – «Опиши любимую игрушку», «Скажи по-другому», «Каких животных ты знаешь?» и многие другие. Поиграйте с детьми.
Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них сложно ответить. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т. д.), взрослый за это время сможет подготовиться к рассказу. Родители должны всегда выслушивать ребёнка до конца, если он делится впечатлениями о просмотренном мультфильме, увиденном во время прогулки и т.д.
В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
Не стоит «перепоручать» воспитание ребёнка телевизору. Родители оправдывают себя тем, что «там есть правильная речь, песни, яркие картинки, музыка…». И только немногие осознают, что во время просмотра телевизора сознание и воля ребёнка практически отключаются. Мозг ребёнка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию. [7; с. 71] Поэтому просмотр телевизора надо строго ограничивать.
Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.
-
- Литература:
1. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания /В. В. Горшенина – М.: Глобус, Волгоград, 2009, 192 с.
2. Карельская, Е. Разговорим малыша? // Мой ребёнок, № 4, 2007, с. 158-160.
3. Косинова, Е.М. Домашний логопед. / Е.М. Косинова - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009, 120 с.
4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков- .: Просвещение, 1988, 159 с.
5. Улянович–Волкова С., Мурзда С. Частые уроки: логопед рекомендует// Няня, № 2, 2010, с. 67-71.
6.Улянович–Волкова С., Мурзда С. Свобода слова: когда можно картавить, шепелявить и сюсюкать?// Няня, № 1, 2010, с. 77-80.
7. Чубукова –Реуцкая О. Маленький молчун: задержка речевого развития у детей// Няня, № 6, 2009, с. 70-73.