Как помочь ребенку заговорить | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.10.2019

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Пахмутова, Н. Ю. Как помочь ребенку заговорить / Н. Ю. Пахмутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63111/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время жизнь предъявляет все более высокие требования к взрослым и детям, мы живем в такое время, когда человек должен решать несколько задач одновременно, чтобы быть востребованным в современном мире. Растет объем знаний, с которыми дети должны прийти в школу, они должны эти знания уметь применять, а в дальнейшем, и самостоятельно добывать. Для того, чтобы наши дети были уверенными в себе, могли справиться со сложными задачами, необходимо заранее позаботиться о нормальном речевом развитии, которое является основным условием успешного обучения. Поводом для написания этой статьи была необходимость обратить внимание родителей, воспитателей, логопедов на то, что работе по развитию речи у детей должно быть уделено серьезное внимание в первые три года, когда естественным образом формируется речь, в это время заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, у ребенка расширяется словарный запас и увеличивается речевая активность, формируются грамматические формы родного языка. В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми проблемами от неумения чётко произнести нужный звук до общего недоразвития речи, когда нарушены все компоненты родного языка: произношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика. Ребенок неспособен грамотно построить предложение и сформулировать мысль.

Детский психолог Выготский Л. С. подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т. е. направлена на установление общения с другими людьми. Посредством речи совершается развитие отвлеченного внимания, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Всякая задержка в развитии речи исключает ребёнка из игр, делает его жизнь более бедной в эмоциональном плане, а значит не сможет социализироваться в обществе. Взрослые часто недостаточно знакомы с тем, что представляет собой процесс формирования речи, на что надо обратить внимание.

Начиная с полуторамесячного возраста ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат — гулить, гуление переходит в лепет, к 10 месяцам произносит отдельные слова из повторных слогов. В год малыш использует около 10 самых простых слов, в 1,5–2 года — 250–300 слов и пытается связать два слова в фразу. 3 года — активный словарный запас — 1000 слов, речь становится полноценным средством общения, а затем и познания.

Если мама с ребенком обратится к логопеду или неврологу в возрасте трех лет с жалобами на отсутствие речи, общение жестами, наличие лепетной речи, отсутствие фразы, когда свои желания малыш выражает отдельными словами, грамматически несвязанными между собой, то скорее всего врач отметит задержку речевого развития. В возрасте 4–5 лет ребенок может быть направлен к логопеду за коррекционной помощью по исправлению звукопроизношения или по решению ТПМПк в логопедические группы, где логопед прежде всего проведет обследование органов артикуляционного аппарата, начнет подготовительную работу по выработке сильной воздушной струи, одновременно начнется работа по лексическому запасу и грамматическому строю речи.

Как взрослый может помочь ребёнку заговорить и каких ошибок избежать?

  1. Речевое дыхание

Речевое дыхание обслуживает процесс речи. Физиологическое дыхание в спокойной форме состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. Слово произносится в процессе дыхательного акта, на фазе выдоха. При речи каждый дыхательный цикл (вдох-выдох) занимает в два раза больше времени, причем при речевом дыхании выдох в 5–8 раз длиннее вдоха. Если у ребенка слабая воздушная струя, то для произнесения фразы ему необходимо добирать воздух, что негативно влияет на произнесение звуков, темп речи, интонацию.

Так как игра основная деятельность ребенка до 7 лет, то любое упражнение на усиление воздушной струи представляем, как игру, как манипуляции с предметами, которая займет всего несколько минут, а польза очевидна.

  1. Понюхать цветочек носиком, медленный выдох через ротик.
  2. Погреть ладошки, удлиняя речевой выдох.
  3. Подуть на листики, вертушку, ватку на ладошке, стараться, чтобы воздух не уходил в щеки, а шел по средней линии языка, на первых этапах можно кончик языка положить на губу.
  4. Игрушки и игры, с помощью которых, можно вырабатывать воздушную струю.
  5. Уход от вредных привычек (сосание пальца, соски), которые переформировывают тип дыхания, и ребенок начинает дышать ртом. Ребенок, который дышит через нос, будет развиваться лучше, чем тот, который дышит через рот, страдают умственные способности и память.
  1. Жевать или глотать?

Язык — это мышца, как и любую мышцу ее надо разрабатывать. При рождении ребенка весом 3 килограмма- вес языка 400 граммов, но уже через год он удваивается, а к 5-ти годам — утраивается. Ребенок рождается с готическим небом, когда язычок двигается взад-вперед, это и есть инфантильный тип глотания. Около 4-х месяцев тип глотания меняется, язычок начинает загибаться кверху. Перерабатывая пищу, язык выполняет важную функцию, он расширяет свод нёба. Подъём язычка к альвеолам происходит в 2.5–3 года, если нет органических поражений головного мозга. Мамы, стараясь облегчить процесс глотания, прибегают к использованию блендера. В саду можно встретить детей, которые плохо едят из-за того, что еда кажется им жесткой, и они не умеют ее пережевывать, отказываются от фруктов и овощей (апельсинов, яблок, огурцов, капусты…), которые дают детям в натуральном виде. Если ребенок не глотает твердую пищу, долго ест протёртую, не тренирует жевательные мышцы языка, развитие у него четкой артикуляции звуков речи задерживается. Возвращается инфантильный тип глотания, который приводит к межзубному сигматизму и неправильному прикусу, вялой артикуляции, у таких детей отмечается и слабая моторика кисти руки. В дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы исправить ситуацию.

  1. Почему нельзя «сюсюкаться»?

Ученые выяснили, что место, где формируются связи между звуками речи (картотека слов), является зона Вернике, которая находится в височной области. Слово, которое ребёнок произносит, сопоставляется с хранящимся в зоне Верника образом этого слова. Мозг человека осуществляет и мышечный контроль за артикуляционными действиями речевого аппарата. Ребенок узнает слово, но произнести его правильно еще не может, артикуляционная программа из двигательного центра головного мозга на несколько долей секунд запаздывает по сравнению с программой, которая создает звуковой эталон слова, артикуляция этого слова еще не отработана, дети могут долго стараться выговаривать слово, подгоняя его к эталону. Малыши в ясельной группе пытаются произнести слово «капуста»: «капуся», «капутя»; «собака»: «абака». В этом возрасте детям свойственна палатализация, чтобы не задержаться на смягчении звуков, недопустимо подражать детской речи, коверкать слова, смягчать звуки, «сюсюкаться», дети легко подражают взрослым. Каждое слово, произнесенное ребенком, это результат обучения, поэтому взрослому следует давать четкий образ слова, соблюдая темп и ритм слова.

  1. Действия с предметами

До года для ребёнка важны мимика лица, интонация в речи, артикуляционные движения губ, многократное повторение слова, визуальный образ предметов, то на втором году жизни на первый план выходят действия с предметами. Первым шагом в понимании речи является формирование назывательной функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка и всё, что он делает, получает название. Для усвоения названия большое значение имеют действия с предметами. Игровые манипуляции с предметами приводят к быстрому запоминанию и узнаванию предметов и действий. Чем больше ребёнок будет понимать значений предметов, тем выше у него будет уровень обобщения, а значит и мышления. Для того, чтобы ребёнок понял, что слышимое слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет, когда слышимые ощущения совпадают несколько раз со зрительными, двигательными и осязательными ощущениями, тогда и устанавливается связь между словом и предметом. У девочек может быть кукла, мягкая игрушка, у мальчиков — машина, кубики, мяч.

В разные периоды развития ребёнка перед родителями стоят разные задачи. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Учение Л.С Выготского о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития» актуально и на сегодняшний день. То, что ребенок сегодня делает при участии взрослого, завтра сможет сделать самостоятельно, используя свои потенциальные возможности. На любой стадии развитие речи ребёнка нуждается во внимании и помощи взрослого. На раннем этапе — это создание положительного эмоционального контакта, ближе к году — разговаривать с малышом четко и не быстро, соблюдая следующее условие: ребёнок должен видеть лицо говорящего. А в дальнейшем заботится о том, чтобы ребенок имел возможность манипулировать с предметами, вступать в диалог со взрослыми, был активным слушателем, уметь обобщать предметы, связывать конкретный предмет с группой предметов.

К трем годам у детей складывается характер, появляется самооценка, ребенок проделывает 90 % работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Литература:

  1. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1973. — 160 с.
  2. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. 2-е изд., доп. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. — 112 с.
  3. Словачек. Р. Жевательный орган Функции и дисфункции. — М.: Азбука, 2008. — 543с.
  4. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина — М.: Дрофа, 2009. — 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, предмет, речевое дыхание, речь, детская речь, инфантильный тип глотания, развитие речи, речевой аппарат, родной язык.


Задать вопрос