Развитие органов чувств. Помощь родителей в развитии речи ребенка
Автор: Мелешко Наталья Анатольевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 17.06.2022
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Мелешко, Н. А. Развитие органов чувств. Помощь родителей в развитии речи ребенка / Н. А. Мелешко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7444/ (дата обращения: 19.12.2024).
Всё чаще учителям — логопедам поступают сигналы SOS от родителей и педагогов с просьбой исправить речевые нарушения у детей.
Жалобы таковы:
– отсутствие речи;
– невнятная речь;
– отсутствие, искажение или замена звуков на более простые по артикуляции;
– перестановка слогов в словах или слов в предложении;
– нарушения чтения и письма и др.
Советами редко удаётся помочь, так как нарушения речи носят стойкий характер и без участия и знаний логопеда, без систематических занятий, с ними не справиться.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях имеются ставки учителей — логопедов, но не хватает самих специалистов. Настораживает тот факт, что из-за большого количества нуждающихся в коррекции речи детей, иметь одного логопеда в ДОУ становится мало. Логопункты все переполнены, смена детей в них происходит медленно.
Почему?
Сроки преодоления речевых нарушений зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Родители должны понять, что очень важно исправить устную речь детей в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить вторичные нарушения в развитии познавательных процессов, несформированности коммуникативных навыков, нарушении чтения и письма. Необходимо обеспечить регулярное посещение ребёнком детского сада (хотя бы в дни занятий), добросовестно выполнять домашние задания (они — не прихоть логопеда, а условие быстрой коррекции речи).
Но, легче нарушения предупредить, чем исправлять. И начинать нужно с рождения. А позаботиться об этом должны сами родители.
Безусловно, очень важно общаться с ребёнком с первых минут жизни. Чуть позже — читать ему, беседовать о прочитанном, развивать мелкую моторику, но наряду с этим необходимо предоставить ему широкие возможности пользоваться каждым из пяти органов чувств. Ребёнок должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус и распознавать по запаху различные элементы окружающего мира, так как нередко причиной нарушений речи является недоразвитие сенсорного восприятия.
В дошкольные годы очень важно научить ребёнка хорошо слушать и слышать. Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием.
Для развития слухового внимания можно использовать различные игры.
- Предложите ребёнку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чём говорит улица, комната?). Ребенок услышит гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, тиканье часов, капанье воды из крана и т. п.
- Положите в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т. д. Потом поверните ребёнка спиной и производите те же звуки. Ребёнок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук.
Нужно научить ребёнка различать силу, высоту голоса.
- Покажите ребёнку игрушку, например, собачку. Покажите, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как — когда вдали (тихо). Потом произнесите «гав-гав», меняя силу голоса, а ребёнок угадывает, далеко или близко находится собачка.
- «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай: если в этом слове есть звук «в» (к, г, м, щ, р или какой-нибудь другой), хлопни, пожалуйста в ладоши («поймай звук»)».
Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.
- Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на звук … (называете звук).
- Предложите показать картинки с названием предметов, в названии которых есть звук … (называете звук).
Для развития тактильных ощущений:
- Будите ребенка по утрам, проводя по его телу не только ладонью, но и различными предметами: жесткой мочалкой или приятной кистью. Ни в коем случае не щекотать!
- Разнообразьте техники рисования: рисовать можно вареньем, свежими ягодами, лепестками цветов, скрабом для тела, фруктами в гуаше, пальчиками и стопами.
- Больше играйте с соленым тестом. Из него можно готовить пирог, на нем оставлять следы. Готовьте из него игрушечную пиццу и пирожки, засовывая внутрь пуговицы.
- Используйте разнообразные сенсорные коробки (с фасолью, горохом, бусинами, камешками, сухим льдом, песком...).
- Разложите на полу маленькие подушки, разнофактурные мешочки и устройте «переправу» через реку или болото, когда нужно идти, наступая на мешочек.
- Расстелите в детской комнате разнофактурные коврики (мягкие, гладкие, колючие, шершавые).
- Ежедневно создавайте «чудесные мешочки» и исследовательские коробки, из которых ребенку нужно вытаскивать предметы на ощупь. Собирайте в них необычные предметы, сделанные из разных материалов.
- Летом ходите босиком по чистой траве, гальке, песку.
- Наливайте ребенку во время купания больше пены для ванны — пусть играет.
Зрительное восприятие.
- Слежение за предметом глазами (игра «Ку-ку») — это для самых маленьких.
- Разрезные картинки.
- «Пазлы».
- Различные «Лабиринты».
- «Наложенные фигуры».
- «Чья тень»?
Обонятельное и вкусовое восприятие.
- Просто давайте ребёнку пробовать на вкус и нюхать разные продукты — пусть чувствует.
- Предлагайте с закрытыми глазами угадать по запаху или на вкус продукты (шоколад, огурец, лимон…).
Это малый перечень игр, их очень много. Главное понять, что в каждой деятельности необходимо задействовать все анализаторы. Пусть ребёнок находится в постоянном потоке информации.
Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность. (Л. С. Выготский)
Литература:
- Е. М. Косинова Логопедические игры и упражнения М., Махаон, 2019 г.
- Н. Ю. Микхиева, И. В. Мартин Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников СПБ Детство-пресс, 2021 г.