Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Как помочь ребёнку развивать речь

Педагогика
01.11.2023
22
Поделиться
Библиографическое описание
Раззоренова, И. В. Как помочь ребёнку развивать речь / И. В. Раззоренова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107203/.


Почему дети не говорят? Есть причины для этого. Если ребёнок не заговорил к трём годам, то надо бить тревогу. Обратите внимание, если ребёнок:

— не разговаривает, мычит или произносит отдельные звуки;

— не отвечает на вопросы, не понимает обращенную к нему речь;

— коверкает, глотает звуки, переставляет или пропускает слоги, слова;

— не воспринимает горшок, «ходит» только в памперсы;

— нарушен прием пищи, ест только одно «любимое» блюдо, отказывается пробовать новые;

— при просьбе повторить или сказать слово проявляет агрессию, появляется истерика;

— до 2-х лет развивался активно, далее перестал использовать слова, которые уже знал;

— снова перестал ходить на горшок.

Что такое речь? Это сложный механизм, формирование которого начинается ещё в утробе матери. Высшая психическая функция. Можно сказать, «королева» всех функций. Чтобы она возникла, малыш должен пройти все этапы развития. Начиная с развития сенсорной системы: зрительной, вкусовой, слуховой, тактильной, обонятельной, вестибулярной, далее следует сенсомоторное развитие, после -перцептивно-моторное развитие и так далее.

К сожалению, иногда какой-то из этапов развития ребенка, необходимый для полноценного формирования речи, пропускается или недостаточно отрабатывается. И тогда проблем не избежать.

Взрослые могут и должны помочь ребенку с развитием речи.

Одна из причин — это проблемы со здоровьем у ребёнка. Тут надо найти квалифицированных специалистов: логопеда, невролога, дефектолога, психолога, психотерапевта, обратиться за помощью и вам помогут. Надо искать причину, почему ребёнок не говорит и её решать. Сама речь не появиться, если не решать проблемы.

Ещё одна из причин — это малое общение с ребёнком. Очень много взрослые замещают своё общение с ребёнком — гаджетами. Когда дети просматривают мультфильмы, играют в какие-нибудь игры на телефоне, планшете и т. д., они не учатся говорить, а только смотрят. А попробуйте забрать у ребёнка телефон, как правило, с его стороны начинается агрессия, истерика, капризы. У таких детей есть проблемы в общении со сверстниками, они не могут найти себе занятие, игру, договорится с другими детьми, потому что они привыкли к телефону, для них это любимая игрушка, а её отобрали и другому времяпрепровождения его не научили. Вот и идёт задержка умственного развития, а соответственно и речи. Не давайте детям гаджеты, им это не нужно, им надо общение, говорите с ребёнком как можно больше, читайте книжки, рассматривайте картинки, делайте поделки, рисуйте картинки. Идёте по улице- рассматривайте, что находится вокруг: какого цвета машинки, листики, травка, увидели собачку — рассмотрите из чего она состоит: ушки, хвостик, лапки и т. д., какие звуки издаёт. Проводите время с пользой, а то ребёнок едет в коляске, на велосипеде и смотрит не по сторонам, а в телефон, ему не интересно, что делается вокруг него, хотя ребёнок от природы любопытен, ему интересно, что делается вокруг него, но родители замещают окружающий мир ребёнка телефоном, пусть разговаривает с мамой, папой, другими детьми, играет с песком, нюхает цветочки и т. д. Идёте готовить на кухню, ребёнка берите с собой. Покажите ему яблоко, морковку, огурец и т. д., скажите, что это, то, что можно попробовать, дайте попробовать, охарактеризуйте каждый: морковка-сладкая, лимон-кислый и т. д.

Надо помочь ребёнку развиваться и стать успешным в его начинаниях. Пошли вы на кухню лепить пельмени, пирожки, печь печенье, дайте ребёнку тоже тесто, пускай лепит, что ему нравится. Это не просто так -лепка из теста, а развитие мелкой моторики рук, что влияет на развитие умственных способностей.

Поиграйте с детьми, с тем, что есть под рукой: возьмите любые предметы, сначала три и постепенно увеличивайте количество, например: ложка, кружка, яблоко, ребёнок закрывает глазки, а взрослый прячет один предмет или меняет местами, ребёнок открывает глазки и объясняет, что изменилось. Другой вариант этой игры: «Что лишнее?» Убирается лишний предмет и объясняется почему. Например: лишнее-яблоко, т. к. мы его едим, это фрукт, а другое — это посуда.

Хочу предложить некоторые рекомендации для успешного развития вашего ребёнка.

— Для развития ориентировки, логически мыслить, полезно выполнять такие задания, например:

— Очень полезна гимнастика для глаз — это эффективная и простая помощь при переутомлении зрения, тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазами. Гимнастика для глаз помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения.

— Графомоторные дорожки — это не только развитие мелкой моторики рук, эта работа требует серьёзной работы мозга и свободных скоординированных движений кистей рук малыша. Графические прописи применяют логопеды в работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно и в детском саду, и дома. Работа двумя руками одновременно развивает оба полушария головного мозга. Это влияет на развитие умственных способностей, а соответственно и речи.

— Пальчиковая гимнастика учит правильно концентрировать внимание и правильно его распределять. Стимулирует развитие речи ребёнка. Развивает мелкую моторику рук. Можно, чтоб ребёнок повторял движения пальцев за взрослым, а можно делать под стихотворную форму, например:

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Покрутить большим пальцем)

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

(Поочерёдный массаж остальных пальцев руки)

— Раскрашивание играет много ролей в развитии дошкольника- развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики рук, воспитание работоспособности, терпеливости, аккуратности, чувства цветовой гармонии, стимулирует любознательность. Можно предложить сначала обвести изображение по контуру, а потом раскрасить, например:

Очень полезна артикуляционная гимнастика. Её цель- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Например, такие упражнения:

Для успешного развития ребёнка можно заниматься по книгам серии «Школа семи гномов», эта серия разработана для занятия с детьми по возрастам.

Также вам поможет литература: книги Жуковой Н. С. «Я говорю правильно», «Уроки логопеда»; Жуковой Олеси «Учим малыша думать»; Гавриной С. Е., Топорковой И. Г., Щербининой С. В., Кутявиной Н. Л. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3–6 лет»; Трясоруковой Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

А самое главное, читайте детям книжки с яркими картинками, рассматривайте их, и будет у вашего ребёнка развитие речи, он будет пополнять свой словарный запас и расширять кругозор. Читать детям — значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственные связи.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 111-115):
Часть 2 (стр. 77-161)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 111-115стр. 161

Молодой учёный