Сущность конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 11.05.2017

Статья просмотрена: 7510 раз

Библиографическое описание:

Рудой, Е. В. Сущность конкурентоспособности предприятия / Е. В. Рудой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43305/ (дата обращения: 26.04.2024).



Конкурентоспособность можно охарактеризовать как один из наиболее важных интегральных показателей, используемых для анализа эффективности деятельности предприятия. Термин конкурентоспособность фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать конкуренцию (потенциальную и/или реальную).

Прежде всего, следует определить понятие конкурентоспособности предприятия. В таблице 1 «Трактовка понятия конкурентоспособность» проранжированы 10 трактовок понятия конкурентоспособность, которые наиболее точно отражают его сущность.

Таблица 1

Трактовка понятия конкурентоспособность

Литературный источник

Трактовка понятия

Экономика. Толковый словарь.

Способность конкурировать на рынках товаров и услуг [1].

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки.

Способность, преодолевать барьеры для входа в рынок, выступать на этом рынке, выдерживая конкуренцию других аналогичных субъектов рыночных отношений [2].

Толковый словарь Ожегова.

Способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3].

Большая актуальная политическая энциклопедия.

Способность к соревнованию, к лидерству, к победе [4].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг».

Результат реализации конкурентных преимуществ, который отражает способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступает условием ее эффективного функционирования [5].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью».

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей [6].

Учебное пособие: «Современная реклама».

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [7].

Учебное пособие: «Основы менеджмента».

Относительная характеристика, которая выражает отличия развития от развития конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности деятельности [8].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организации».

Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [9].

Научно-практический журнал: «Современная конкуренция 2013 № 6».

Свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и прочее [10].

Осуществив компиляцию данных трактовок, можно выдвинуть определение термина «конкурентоспособность предприятия», наиболее подходящее для данной работы, а именно:

Конкурентоспособность предприятия — это свойство, характеризующее уровень развитости предприятия в рамках удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей потребителей.

Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его потенциальное качество, включающее:

  1. Способность предприятия выявлять реальные ожидания целевых групп потребителей и грамотно определять тренды в потребительском поведении. Иными словами, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как в текущем времени, так и на прогнозный период в будущем. Данный анализ возможен благодаря использованию научной модели целевой потребительской группы, которая учитывает её психологические, экономические и социально–культурные факторы;
  2. Способность предприятия организовать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям потребителей, в отношении цена — качество. В данном случае, речь идет не только о потребительских качествах товара, но и его маркетинговых свойствах (гарантия, цена и т. д.);
  3. Способность реализации эффективной маркетинговой политики;
  4. Способность предприятия в поиске и создании условий снижения затрат на обеспечение факторами производства, а именно: рабочей силой, капиталом, энергией, сырьем и материалами;
  5. Способность создавать и удерживать технологическое производство в сравнении с отраслевыми конкурентами. Следовательно, создается необходимость в постоянном и своевременном технологическом обновлении;
  6. Способность создавать и проводить эффективную маркетинговую и производственную стратегию, базирующуюся на инновациях;
  7. Способность создавать и реализовывать, на исполнительском и управленческом уровнях, высокий кадровый потенциал. Исполнительский персонал является качественным, если он способен эффективно использовать производственные технологии, существующие на предприятие, и готов осваивать новые технологии [11]. Управленческий персонал является качественным, если он способен выявлять и эффективно использовать рыночные возможности.

Реализация данных качеств дает возможность предприятию создать реальные конкурентные преимущества, выражающиеся в укреплении торговых марок, росте рыночной стоимости и создании дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды [12].

В совокупности, это способствует расширению возможностей предприятия и снижению его удельных затрат, что в свою очередь отражается на цене производимых товаров (работ, услуг) и приносимой прибыли.

Следовательно, конкурентоспособность предприятия и рыночная конкуренция соотносятся между собой как потенциал и его использование. Качества 1, 2 и 3 способствуют увеличению доходов организации за счёт сравнительно более точного осознания потребностей основных потребителей и умения удовлетворять данные потребности [13].

Качество под номером 4 позволяет снижать затраты на выпуск продукции. В совокупности, качества с 1 по 4 обеспечивают экономическую эффективность деятельности организации и характеризуют его способность адаптироваться под текущие требования внешней среды.

Качества 5 и 6 способствуют планированию и реализации технологических, товарных и маркетинговых стратегий, которые создают базис конкурентоспособности предприятия. Данные качества, в сущности, являются инновационным потенциалом предприятия. Они позволяют прогнозировать состояние внешней среды в будущем и генерируют условия для более успешной адаптации.

Качество под номером 7 может быть охарактеризовано, как необходимое условием для создания, удержания и реализации потенциальных преимуществ на продолжительных временных интервалах, тем самым превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании [14].

Литература:

  1. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И. М. 2010.
  2. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2009.
  3. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
  4. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.
  5. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: Учебное пособие. – СПб.: Изд‐во СПбГУЭФ, 2009.С. 52.
  6. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л Год: 2009, С. 27.
  7. Бовэ К. Л., Аренс Ч. Ф. Современная реклама. «Довгань», — Тольятти, 2009. С. 79.
  8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2010. С. 94.
  9. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М: Изд-во Эксмо, 2009, С. 31.
  10. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 67.
  11. Еленева Ю. Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2010. – 215 с. С. 43.
  12. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб., доп. — М: Маркетинг, 2009. – 596 с. С. 97.
  13. Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: ЗАО «ТК Велби», 2010. – 264 с. С. 87.
  14. Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Три характеристики успешной организации // Монография, Казань, 2016.
  15. Конников Е. А., Алексеев А. А., Метелев П. С., Мокейчев Е. В., Шматко А. Д. Экономика передовых производственных технологий // Монография, Казань, 2016.
  16. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Погребова О. А. Природа сопротивлений персонала в свете неизбежности изменений на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3–1 (80–1). С. 901–904.
  17. Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Методические вопросы управления процессом принятия решений // Вестник научных конференций. 2017. № 1–2 (17). С. 49–52.
  18. Карлик А. Е., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Оперативно-производственное планирование на предприятиях машиностроения // Монография / Казань, 2016.
  19. Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. № 136. С. 42–46.
  20. Жилюк Д. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Анализ эффективности комплексных моделей прогнозирования финансовой несостоятельности (банкротства) промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12–1 (77–1). С. 831–841.
  21. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мартынов В. И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2–1 (67–1). С. 955–958.
  22. Конников Е. А. Оценка вероятности потенциального банкротства // Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (60). С. 31–34.
  23. Конников Е. А. Технология недобросовестной конкуренции // В сборнике: Пути стабилизации экономики региона в условиях кризисных явлений материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией И. А. Максимцева. 2011. С. 180–183.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное пособие, конкурентоспособность предприятия, способность, внешняя среда, способность предприятия, качество, конкурентоспособность, отличие развития, относительная характеристика, толковый словарь.


Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика

— СПб., 2008–300 с. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий график, розничная торговля, стабильный спрос, продовольственная продукция.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна, Маркин Максим Сергеевич.

В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

‒ Уровень научного исследования развития предприятия. Данный аспект является важным фактором в технологическом обновлений предприятия, а именно в изменениях качества, производительности

Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [4, с. 44–47].

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика

— СПб., 2008–300 с. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий график, розничная торговля, стабильный спрос, продовольственная продукция.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна, Маркин Максим Сергеевич.

В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

‒ Уровень научного исследования развития предприятия. Данный аспект является важным фактором в технологическом обновлений предприятия, а именно в изменениях качества, производительности

Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [4, с. 44–47].

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика

— СПб., 2008–300 с. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий график, розничная торговля, стабильный спрос, продовольственная продукция.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна, Маркин Максим Сергеевич.

В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

‒ Уровень научного исследования развития предприятия. Данный аспект является важным фактором в технологическом обновлений предприятия, а именно в изменениях качества, производительности

Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [4, с. 44–47].

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика

— СПб., 2008–300 с. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий график, розничная торговля, стабильный спрос, продовольственная продукция.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Оценка конкурентоспособности предприятия. Авторы: Пострелова Алена Владимировна, Маркин Максим Сергеевич.

В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в...

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

‒ Уровень научного исследования развития предприятия. Данный аспект является важным фактором в технологическом обновлений предприятия, а именно в изменениях качества, производительности

Критерии для оценки конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [4, с. 44–47].

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Задать вопрос