Обеспечение конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Боровских Н. В., Паскевич Е. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 299-302. — URL https://moluch.ru/archive/137/38279/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкуренция, продукция, потребительский спрос, квалификация персонала

Фундаментальная проблема современной экономики состоит в повышении уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизации их функционирования. Категория «конкурентоспособность предприятия» является основой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей.

По нашему мнению, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать обобщающую комплексную характеристику деятельности предприятия, основанную на его способности вести производственно-финансовую деятельность более эффективно по сравнению с конкурентами на основе максимально эффективного использования ресурсов. Обеспечение конкурентоспособности различных экономических объектов должно носить системный характер. Наиболее полно содержание системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов отражено в работах Р. А. Фатхутдинова 3, по мнению исследователя, под системой обеспечения конкурентоспособности любого экономического объекта необходимо понимать комплекс мероприятий планового, производственного, сбытового характера, ориентированных на достижение конкурентоспособности управляемого объекта 3.

Анализ литературы 1, 2, 3 позволяет определить структуру системы обеспечения конкурентоспособности предприятия. Она представлена внешним и внутренним окружением. К внешнему окружению относятся вход, выход, связь с внутренней средой. Внутреннее окружение формируют такие блоки, как управляющий, обеспечивающий, целевой (рис. 1).

Рис. 1. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на уровень конкурентоспособности товаров, следовательно, и организации, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет, но при этом предприятие приспосабливает свою деятельность к условиям внешней среды. К факторам макросреды организации относятся международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, природно-климатические, научно-технические и культурные. К компонентам внешней среды относятся также непосредственные конкуренты по выпускаемым товарам, все конкуренты-поставщики, контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. д.). К компонентам обратной связи системы обеспечения конкурентоспособности объекта относятся: дополнительные требования на стадии НИОКР к нормативам конкурентоспособности объектов, рекламации потребителей, новая информация по инновациям и т. п.

Анализ литературы 1, 2, 3 позволяет выделить следующие основные факторы целевой подсистемы в зависимости от рассматриваемого объекта, для предприятия в качестве основных факторов рассматриваемой подсистемы будут выступать: конкурентоспособность ее товаров на внешнем и внутреннем рынках, конкурентоспособность отрасли, региона и страны.

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов: правовое, методическое, ресурсное и информационное обеспечение. Структура управляемой подсистемы формируется функциями стратегического маркетинга, инновационного, финансового и производственного менеджмента, тактического маркетинга, которые необходимо выполнить для достижения целей (конкурентоспособности) системы.

Основными компонентами управляющей подсистемы являются: психологические аспекты управления персоналом, нацеленного на конкурентоспособность; принятие конкурентоспособных управленческих решений; организация труда; учет, контроль и стимулирование реализации решений; подготовка кадров для решения проблем конкурентоспособности.

Формирование и функционирование системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов предполагает:

1) установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;

2) определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;

3) разработку совокупности базовых показателей ее функционирования;

4) формирование состава задач системы;

5) установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;

6) определение порядка развития и совершенствование системы.

Мы считаем, что процесс обеспечения конкурентоспособности экономического объекта должен состоять из нескольких этапов, включающих:

1) выявление факторов, влияющих на конкурентоспособность объекта;

2) определение критериев, показателей конкурентоспособности;

3) оценку конкурентоспособности;

4) разработку основных мероприятий, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности объекта;

5) организацию и контроль исполнения мероприятий.

Очевидно, что конкретное содержание перечисленных факторов будет существенно различаться в зависимости от объекта обеспечения конкурентоспособности, например — товара или предприятия.

Рассмотрим проблемы повышения конкурентоспособности на примере конкретного предприятия — ООО «Созвездие», предприятие находится в г. Омске. Основным видом деятельности данного предприятия является розничная торговля продовольственными товарами, включая разливные напитки, розничная торговля осуществляется с использованием сети продовольственных магазинов, также ООО «Созвездие» занимается собственным производством натуральных морсов и мучных изделий.

Основной задачей ООО «Созвездие» является продвижение собственной продукции, а также реализация населению разливных напитков, сопутствующих товаров отечественных и импортных производителей. Для анализа конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности предприятия была использована методика SWOT-анализа, результаты представлены в табл. 1.

Проведя данный SWOT-анализ мы видим следующее, что ООО «Созвездие» имеет хорошее географическое расположение, развитую инфраструктуру, широкий ассортимент продовольственной продукции. Также мы видим слабые стороны у магазина, к ним относятся отсутствие системы скидок и невысокая квалификация персонала. Из результатов SWOT-анализа также можно сделать вывод о том, что макросреда предприятия является благоприятной для ведения бизнеса, так как присутствует высокий и стабильный спрос на продовольственную продукцию и у отдельных категорий населения происходит увеличение материального благосостояния, что положительно сказывается на товарообороте ООО «Созвездие». Но и также имеются угрозы для предприятия, к ним следует отнести высокий уровень конкуренции, нестабильность цен поставщиков, а также снижение покупательской способности населения.

Таблица 1

SWOT-анализ на предприятии ООО «Созвездие»

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

− цена товара

− географическое расположение

− инфраструктура

− широкий ассортимент товаров

− наличие постоянных клиентов

− отсутствие системы сидок

− низкий уровень квалификации продавцов

Возможности (O)

Угрозы (T)

− стабильный спрос на продовольственные товары со стороны конечных потребителей

− рост благосостояния отдельных категорий населения

− сокращение времени на обслуживание

− высокий уровень конкуренции

− нестабильность цен поставщиков

− снижение покупательской способностей населения

Нами была проведена оценка конкурентоспособности рассматриваемого предприятия в сравнении с основными предприятиями–конкурентами с использованием методики рейтингового анализа. На основе результатов проведенного исследовании для повышения конкурентоспособности данного предприятия нами были предложены ряд мероприятий:

  1. Повышение квалификации продавцов.

Повышение квалификации продавцов позволит улучшить культуру обслуживания и сократит время на работу с каждым клиентом, что в свою очередь положительно повлияет на финансово-экономические показатели деятельности организации. На повышении квалификации предлагается направить 6 продавцов, так как у 5 продавцов за год были снижены личностные продажи, а один продавец является «новичком» в штате и ему необходимы навыки и обучения для увеличения продаж.

  1. Премирование продавцов за увеличение объёмов продаж.

Введение материального стимулирования приведет к увеличению личных продаж продавцов, и, как следствие, к росту выручки всего предприятия. Предполагаемый размер премии будет варьировать в пределах 10–25 % от уровня оклада.

  1. Внедрение в производство нового оборудования, например, автоматов по продаже отдельных видов продукции. Это позволит увеличить ассортимент предлагаемой продукции, и привлечь новых клиентов. Так же это приведет к увеличению товарооборота и повысит конкурентоспособность предприятия.
  2. Совершенствование рекламной деятельности.

Увеличение рекламы на ТВ, баннеры и листовки позволят привлечь новых клиентов, и приведет к увеличению проходимости магазина. Так же это приведет к увеличению товарооборота.

  1. Внедрение дисконтных карт.

Это позволит увеличить объем реализации за счет использовать системы скидок на определенные группы товаров, предоставляемых по дисконтным картам. Так же это приведет к увеличению числа покупателей. Дисконтные карты будут давать скидку на товары от 2 % до 5 % от суммы покупки.

  1. Изменение рабочего графика.

Следует изменить рабочий график торгово-оперативного персонала, за счет введения дневной и вечерней смены по 6 часов в день.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Литература:

  1. Азоев Г. Л. Маркетинговые технологии ведения конкурентной борьбы / Г. Л. Азоев // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 1999. — № 1. — С. 69.
  2. Боровских Н. В. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития. Боровских Н. В. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 2. – С. 37.
  3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий график, розничная торговля, стабильный спрос, продовольственная продукция.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос