Факторы конкурентоспособности российских предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Полькина А. Ю., Сухоручкин Ю. А. Факторы конкурентоспособности российских предприятий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 927-929. — URL https://moluch.ru/archive/111/27852/ (дата обращения: 20.07.2018).



В настоящее время повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде является фундаментальной проблемой современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

На российском рынке на данный момент наблюдается значительное усиление конкуренции, в связи, с чем на этом этапе развития необходимы разработки по повышению конкурентоспособности российских предприятий.

Известный современный экономист М. Портер отмечает, что конкуренция — это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [1].

Р. А. Фатхутдинов дал определение конкуренции, как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [2].

Понятие «конкурентоспособность» является достаточно многосторонним, синтетическим, его составляющими является множество факторов, виляющих на состояние и развитие производственной системы, а именно:

 величина и эффективность использования всех ресурсов предприятия;

 динамичный показатель, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;

 характер степени удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;

 способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

 уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

 отражение величины привлекательности данного предприятия для инвестора.

Конкурентоспособность можно рассматривать на четырех уровнях, каждому из которых соответствуют свои подходы к организации управления на предприятии.

На первом уровне менеджеры предприятий рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральным». Роль менеджеров заключается только в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь о конкурентах. Данный подход будет действовать, если компания сумеет найти свою нишу на рынке, свободную от конкуренции.

Выделяют следующие характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности:

 недостаток внимания к квалификации и мотивации работников;

 маркетинг как одна из функций управления, в лучшем случае более важной, чем остальные;

 непонимание в целом роли фактора управления.

Большинство российских предприятий находятся именно на этом уровне конкурентоспособности — это обусловлено слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его ненасыщенности.

Предприятия второго уровня стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Такие предприятия стремятся полностью соответствовать стандартам, установленными их конкурентами в конкретной отрасли. Они пытаются стремительно максимально заимствовать технические приемы, технологии и методы организации производства у ведущих предприятий отрасли.

Успех в конкурентной борьбе предприятий третьего уровня конкурентоспособности зависит главным образом от управления, его качества и эффективности в широком смысле.

Отличительными чертами предприятий третьего уровня является следующее:

 уделяется большое внимание маркетингу, ориентированному на потребителя;

 любые инновации в области производства продукции осуществляется, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями;

 в российском бизнесе компаний достигших этого уровня насчитывается совсем не большое количество.

Компании четвертого уровня оказываются впереди конкурентов на многие годы. Такие компании готовы составить конкуренцию любой фирме в любом аспекте производства или управления. Здесь любые изменения в стратегии развития, в организации производства, управлении осуществляются с учетом результатов изучения рынка.

Конкурентоспособность предприятия формируется через определение конкурентных преимуществ, которыми будет обладать фирма. Компании, у которых шире набор конкурентных преимуществ, тем благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и тем более устойчивыми являются позиции фирмы в определенных сегментах рынка.

Каждая из теорий дополняла предыдущую факторами, от которых зависела способность страны участвовать в процессе международного обмена. Возникновение теории конкурентного преимущества обусловлено научно-техническим прогрессом общества глобализацией и интернационализацией конкурентных отношений [3].

Ориентация стратегий на поддержание конкурентоспособности за счет уже созданных конкурентных преимуществ может быть неэффективной во времени в силу динамичности и оперативности изменений внешней среды. Любые преимущества рано или поздно будут копированы конкурентами. В результате единственным устойчивым конкурентным преимуществом, на котором следует выстраивать базу формирования конкурентоспособности компании, становится планомерное изменение и продвижение определенных элементов путем внедрения инноваций. Именно инновации обеспечивают изменения.

В первую очередь инновации — это применение новшеств, не используемых ранее или используемых не полной мере. К конкурентным инновациям можно отнести любые преобразования, связанные с выявлением и реализацией возможностей предприятий, направленных на развитие, рост, универсализацию процессов производства и удовлетворение спроса потребителей. Для российских компаний инновациями является довольно значительное количество различных законов, механизмов, способов и разработок, уже существующих и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, которые следует адаптировать под специфику отечественного рынка.

На современном российском рынке существуют так же проблемы, с которыми сталкиваются компании, препятствующие развитию и повышению конкурентоспособности в настоящее время. Проблемы в свою очередь являются факторами, отрицательно влияющими на деятельность предприятий. Можно выделить две основные группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы оказывают затормаживающий эффект на повышение конкурентоспособности российских производителей. В настоящее время к таким факторам можно отнести:

 неиспользование в полной мере потенциала российских ученных и специалистов для проведения необходимых исследований;

 значительное давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов;

 финансирование наукоемких технологий и инноваций в условиях рыночной экономики означающий отсутствие гарантий твердого дохода, что придает ему вероятностный характер;

 отсутствие единого концептуального подхода, состояние научно-методологической базы формирования комплексной инновационной системы РФ;

 слабое развитие системы финансирования инновационной деятельности коммерческими банками и венчурными фондами;

 незащищенность отечественного рынка от дешевой некачественной продукции.

Внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Выделяют следующие внутренние факторы:

 слабо развитая инновационная политика, маркетинг технологий;

 высокие издержки;

 устаревшее оборудование;

 длительный период окупаемости нововведений;

 не достаточная компетентность кадров;

 недостаток информации о новых технологиях, полное отсутствие информации о рынках сбыта и недостаточное кооперирование, интегрирование с другими предприятиями [4].

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке.

Подведя итог, следует сказать, что лишь конкурентоспособная организация в настоящее время способна выжить, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Главным образом, основным смыслом развития экономики в стране и главной идеей вхождения в мировое сообщество должно стать повышение уровня конкурентоспособности отечественной экономики предприятий.

Литература:

  1. Портер М. Конкуренция. М.: ИНФРА-М, 2002. — 325с.
  2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА -2000.- 312с.
  3. Портер М. Э. Конкурентное преимущество. — М.: 2008. — 25с.
  4. Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-Издат. 2014. 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): повышение конкурентоспособности, уровень, управление, преимущество, предприятие, любой, конкурент, компания, время, уровень развития, уровень конкурентоспособности, отечественный рынок, главный образ, фирма.


Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими

Основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей современного рынка являются

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Именно конкурентоспособность отражает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [1, с. 66]. Каждое предприятие имеет свои преимущества...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия -задача непростая.

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам)...

Пути повышения уровня конкурентоспособности

Пути повышения уровня конкурентоспособности. Автор: Рудой Евгений Владимирович.

Конкурентными преимуществами является, прежде всего, более высокое в сравнении с конкурентами техническое оснащение и качество продукции, сравнительно низкий уровень...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами.

Рис.2. Иерархия уровней конкурентоспособности.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности...

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Фундаментальная проблема современной экономики состоит в повышении уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизации их функционирования.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими

Основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей современного рынка являются

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

Именно конкурентоспособность отражает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [1, с. 66]. Каждое предприятие имеет свои преимущества...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия -задача непростая.

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам)...

Пути повышения уровня конкурентоспособности

Пути повышения уровня конкурентоспособности. Автор: Рудой Евгений Владимирович.

Конкурентными преимуществами является, прежде всего, более высокое в сравнении с конкурентами техническое оснащение и качество продукции, сравнительно низкий уровень...

Оценка конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами.

Рис.2. Иерархия уровней конкурентоспособности.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество...

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности...

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Фундаментальная проблема современной экономики состоит в повышении уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизации их функционирования.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Задать вопрос