Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1306 раз

Библиографическое описание:

Ермакова И. А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 256-259. — URL https://moluch.ru/archive/150/42409/ (дата обращения: 18.06.2018).



В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий

Индивидуальные предприниматели и крупные предприятия стремятся к увеличению прибыли и расширению своей хозяйственной деятельности, а именно к увеличению мощности производства и занимаемой доли на рынке. Эти процессы приводят к конкурентной борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг.

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями за обеспечение благоприятных условий сбыта продукции, удовлетворение различных потребностей потребителей [4, с. 35].

Определение конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса, экономического выживания и своеобразной борьбы «всех против всех».

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей-покупателей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность отражает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [1, с. 66].

Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо уникальная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Преимущества находятся в взаимозависимости с эффективностью использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей.

Основополагающее качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности — конкурентная стратегия. Это комплекс принципов деятельности предприятия и его связей с внешним и внутренним миром, перспективных целей предприятия. Конкурентная стратегия разрабатывается в форме плана или программы, которые направлены на достижение стратегических целей.

Экономистами-исследователями сформулировано 4 основных типа стратегий:

− стратегии концентрированного роста, т. е. стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта;

− стратегии интегрированного роста, т. е. стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение новой собственности, усиление контроля над поставщиками, создание дочерних организаций);

− стратегии диверсификационного роста, т. е. стратегия горизонтальной диверсификации (реализуется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках конкретной отрасли);

− стратегии сокращения, т. е. стратегия ликвидации, стратегия сокращения чего-либо.

Основа эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства — это наличие точных знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, а также оценка внутреннего потенциала предприятия и выработка конкурентных преимущества и ведущих позиций на рынке определенной отрасли [1, с. 123].

Факторы, влияющие на выбор стратегии для повышения конкурентоспособности предприятия, представлены на рисунке 1.

C:\Users\1\Downloads\strat1.gif

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия

При поиске различных способов укрепления предприятием своих позиций на рынке необходима разработка стратегии реагирования на изменчивость рыночной среды. На уровне предприятия в долгосрочном периоде конкурентная стратегия решает следующие задачи [2, с. 139]:

− анализ особенностей внешней и внутренней среды и сравнение их с реальными и будущими возможностями предприятия, а также определение направлений экономического развития и структурных преобразований на предприятии;

− контроль за внешними и внутренними преобразованиями, влияющими на деятельность предприятия;

− продвижение основных идей и нововведений, способствуя их развитию и восприятию кадровым персоналом, заинтересованных в существовании, функционировании и достижении целей предприятия.

На основе исследований российских и зарубежных ученых-экономистов выделяются несколько базовых стратегий повышения конкурентоспособности [1, с. 120]:

  1. Стратегия лидерства на основе низких издержек. То есть преимущество в затратах перед конкурентами, а также возможность стать поставщиком на рынок более дешевых товаров. Недостаток стратегии проявляется в препятствовании таких факторов, как инфляция, изменчивость законодательства, ограниченность ресурсов.
  2. Стратегия индивидуализации. Индивидуализация — это стремление сделать продукцию предприятия уникальной. Так чтобы она выгодно отличалась от товаров конкурентов и за счет этого стала более привлекательной для широкого круга покупателей. Стратегия будет успешной в том случаи, если тщательно будут изучены потребности потребителей-покупателей.
  3. Стратегии концентрации на рыночной нише. Направлена на сосредоточение внимания на узком сегменте (участке) рынка. Задача состоит в лучшем, чем это делают конкуренты, обслуживании покупателей выбранной рыночной ниши.
  4. Стратегия наилучшей стоимости. При предложенной стратегии необходимо сочетание низких издержек и высокого качества. Чтобы стать производителем с наилучшей стоимостью, предприятию необходимо обеспечить высокое качество продукции и придать ей нужные свойства при более низких, в сравнении с конкурентами, издержках.
  5. Стратегия инновации. Инновации — это общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших продуктов и технологий. Ориентированные на инновационную деятельность предприятия должны располагать высококвалифицированным персоналом, достаточными финансовыми ресурсами для создания и выхода нововведений на рынок.
  6. Стратегия фокусирования. Используется, чаще всего, небольшими и мелкими предприятиями, которые организуют свою деятельность только на одном сегменте рынка и расположены в небольших населенных пунктах, т. е. деятельность направлена на определенный круг покупателей.

Составляющими стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия являются: товарно-рыночная стратегия, ресурсно-рыночная стратегия, технологическая стратегия, интеграционная стратегия, инвестиционно-финансовая стратегия, социальная стратегия, управленческая стратегия [2, с. 141] (рис. 2).

C:\Users\1\Downloads\image001.png

Рис. 2. Конкурентные стратегии предприятия, как система

Реализация конкурентной стратегии предприятия периодически сталкивается с проблемами и необходимостью корректировки действий в зависимости от изменений внешней среды, которые не поддаются контролю. Поэтому после разработки стратегии внедряется система оперативного управления реализацией данной стратегией. Эффективное управление реализацией стратегии выполняет следующие базовые функции: планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль.

Таким образом, конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. Для поддержания уровня конкурентоспособности разрабатывается стратегия, чаще всего на несколько лет вперед, конкретизируется в определенном направлении и отображается в программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Предложенные стратегии служат ориентиром будущей деятельности предприятия в зависимости от уровня его конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих. На практике чаще используется совокупность стратегий в виде их рационального сочетания. Специалисты считают, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами абсолютно по всем параметрам. Поэтому необходима четкая расстановка приоритетов и разработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих условиям рыночной ситуации и способствующих развитию сильных сторон предприятия — конкурентных преимуществ.

Литература:

  1. Аренков И. А., Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития / И. А. Аренков, Я. Ю. Салихова, М. А. Гаврилова // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — С. 120–127.
  2. Доможилкина Ж. В. Разработка конкурентной стратегии предприятий АПК / Ж. В. Доможилкина, Н. О. Джаббарова // Интерактивная наука. — 2016. — № 2. — С. 139–142.
  3. Дубинина Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н. А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2010. — № 2. — С. 65–71.
  4. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. — с. 194.
  5. Наумова Е. А. Анализ определений стратегии и ее место в системе функционирования предприятия. Разнообразия взглядов и подходов к стратегии / Е. А. Наумова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2011. — № 8. — С. 111–114.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, предприятие, конкурентная стратегия, рынок, конкурент, разработка стратегии, преимущество, наилучшая стоимость, конкурентная стратегия предприятия, стратегия сокращения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос