Пути повышения конкурентоспособности строительных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 30.04.2018

Статья просмотрена: 625 раз

Библиографическое описание:

Белякова К. А. Пути повышения конкурентоспособности строительных организаций // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/archive/203/49806/ (дата обращения: 26.05.2019).



В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных. В статье даны различные трактовки определения «конкурентоспособность», рассмотрены некоторые методы ее оценки, а также предложены способы конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, строительство, материально-техническая база, инновационный прогресс.

В условиях современной рыночной экономики важное значение приобрело понятие конкуренции как основного механизма регулирования экономических отношений и хозяйственного процесса. Наиболее остро проблема конкуренции в настоящее время проявляет себя в строительной отрасли.

Конкуренцию как понятие, определяющее соперничество между организациями в заданных определенных условиях и по нескольким факторам, таким как финансовые ресурсы, ценовая политика, кадровый потенциал, использование инноваций и другое, рассматривают во многих классификациях.

Предлагаемое в экономической литературе различными авторами понятие конкурентоспособности, показывает, что чаще оно сводится к способности организаций производить конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность строительной организации характеризует величину и эффективность использования всех имеющихся у нее ресурсов, и является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. Основанием для сравнения служат аналогичные показатели конкурентоспособности организаций-конкурентов. Таким образом, конкурентоспособность продукции и организации являются взаимосвязанными понятиями.

Важно отметить, что конкурентоспособность организации показывает уровень ее развития в сравнении с конкурентными организациями по степени удовлетворения покупателей своими товарами и по эффективности производственной деятельности. Кроме того, данное понятие характеризует величину привлекательности для инвестора.

Немаловажное влияние оказывают экологическая и социальная среды. Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Она характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Существуют разнообразные методы оценки конкурентоспособности организации, такие как:

– система изучения конкурентов, основанная на SWOT- анализе;

– концепция «4Р»;

– BKG-матрица;

– анализ пяти конкурентных сил Портера;

– матрица MC Kinsey

– метод, основывающийся на анализе конкурентоспособности продукции;

– матричный метод;

– финансовый метод;

– рейтинговая оценка и другие.

SWOT-анализ при исследовании конкурентов содержит следующие элементы:

– изучение возможностей (угроз) рынка, за счет анализа конъюнктуры рыночного спроса, а также системы потребительских предпочтений;

– анализ возможных действий других участников рынка, по отношению к данным возможностям (угрозам);

– определение действий самой компании (разработка стратегии) по использованию данных возможностей, и устранению угроз;

– анализ конкурентов, в целях выявления конкурентных преимуществ, зачастую производится по основным аспектам хозяйственной деятельности;

– определение слабых сторон компании организации, разработка плана мероприятий по их устранению.

Концепция «4P» является сравнительной характеристикой компаний по следующим категориям:

– Product — рассматриваются основные и второстепенные товары и услуги.

– Price — рассматривается финансовое состояние, а также проводится анализ ценовой политики.

– Promotion — анализ стратегии продвижения товаров на рынке.

– Place — анализ по территориям/каналам сбыта.

Матрица BKG разработана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности производимых товаров и услуг, в зависимости от занимаемой доли на рынке и спроса на продукцию (услуги), и служит стратегическим инструментом для планирования эффективной деятельности организации.

Модель анализа пяти конкурентных сил Портера описывает структурные единицы, свойственные каждой отрасли, а также способы формирования конкурентного преимущества и удержание прибыльности товара.

Матрица MC Kinsey используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y — привлекательность отрасли [1].

При применении матричного метода, анализ конкурентоспособности компании проводится исходя из жизненного цикла продукции предприятия. Каждый товар, представленный на любом рынке, проходит все стадии жизненного цикла: внедрение, рост; зрелость; упадок. Прохождение стадий жизненного цикла, сопровождается изменениями в объеме продаж и доле товара на рынке сбыта. Оценка изменений происходит при анализе матрицы, построенной по принципу системы координат, где по горизонтали учитывается относительный объем реализации продукции, а по вертикали учитываются показатели роста(снижения) объема реализации. Конкурентная позиция организации оценивается исходя из доли, занимаемой на рынке.

Кроме того, для оценки конкурентоспособности можно использовать и «многоугольник конкурентоспособности», который строится на основе важных для организаций характеристик, представленных векторами и направленными в разные стороны из одной точки. Например, такими определяющими характеристиками могут быть:

– цена продукта (услуги);

– определяющая концепция товара, услуги;

– уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала);

– сервисное обслуживание после продажи (доставка, сборка, гарантия, ремонт);

– рынок сбыта продукции;

– финансы, которыми располагает организация;

– новизна продукта;

– уровень информационного воздействия на потребителя.

Для оценки конкурентоспособности компании также необходимо рассматривать и ее финансовые показатели, например, платежеспособность и финансовую устойчивость, определяющие в основном внешние показатели конкурентоспособности. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности компании сопряжен с анализом большого объема показателей, определяющих различные стороны хозяйственной деятельности компании. Анализ финансовой деятельности, проводимый на основе бухгалтерской отчетности, позволяет выявить тенденции развития организации, обнаружить слабые «узкие места» компании, дать общую оценку ее деятельности.

Одну из важных функций в повышении эффективности конкурентоспособности строительной продукции и организации в целом выполняет ее материально-техническая база, которая проявляется в количестве и качестве использования ресурсов производства, применений инновационных подходов в строительстве и научно-технического прогресса. Все это оказывает прямое влияние на оптимальное использование ограниченных ресурсов и факторов производства. При оценке уровня конкурентоспособности важным условием является оптимальная загрузка строительных механизмов в ходе выполнения строительных работ.

В настоящее время совершенствование уровня производственно-технического потенциала строительной компании может осуществляться за счет приобретения современного строительного оборудования, реконструкции предприятий, диверсификации производства. Обновления производственной базы сопровождаются ростом технической оснащенности и улучшением условий труда, что повышает квалификацию кадров, делает рабочие профессии значительно привлекательнее. Кроме того, повышается качество производимой продукции и уменьшаются временные затраты на строительные работы.

Таким образом, для повышения своей конкурентоспособности, строительной организации необходимо соблюдать следующие основные условия:

– иметь необходимые производственные фонды и финансовые ресурсы;

– грамотно вести кадровую политику, привлекая в свои ряды квалифицированных работников, а также опытных, ответственных и успешных менеджеров;

– изучать и использовать современные строительные технологии и инновационные материалы;

– особое внимание уделять политике ценообразования на возведенные здания и сооружения;

– разрабатывать маркетинговую стратегию, направленную на продвижение, рекламу своих зданий и сооружений, предназначенных для продажи или сдачи в аренду;

– строго придерживаться строительных норм и правил, изложенных в различных ГОСТ, СНиР и ЕНиР., а также осуществлять свою деятельность в соответствии с Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ и другими законодательными документами РФ [3].

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основными критериями рыночного успеха строительного предприятия являются качество готовой строительной продукции, квалификация и компетентность менеджеров, сроки реализации инвестиционного проекта и эффективность маркетинговых мероприятий строительного предприятия.

Таким образом, были приведены некоторые методы оценки конкурентоспособности. Они позволяют определить долю рынка, которую занимает как компания в целом, так и ее конкретные производимые продукты и оказываемые услуги, а также указывают на «узкие места» организации, с целью выявления проблем и их устранения.

Кроме того, были выявлены основные факторы повышения конкурентоспособности строительных организаций, которые заключаются в необходимости периодически обновлять производственную базу с учетом научно-технического прогресса, а также использования грамотной ценовой политики, квалифицированного персонала и эффективной ценовой стратегии. Важную роль играет и законодательство Российской Федерации, различные документы, регламентирующие строительную деятельность и предъявляющие требования к качеству строительной продукции. Все факторы в совокупности, при правильном и эффективном их использовании, позволяют строительным организациям повышать свои конкурентные преимущества.

Литература:

  1. Антонов Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Управление конкурентоспособностью организации. — М.: НИЦ Инфра-М, 2016. — 300 с.
  2. Асаул В. В. Автореферат «Методология повышения конкурентоспособности строительных организаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodologiya-povysheniya-konkurentosposobnosti-stroitelnykh-organizatsii (дата обращения 19.03.2018).
  3. Шацких Е. А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9041/ (дата обращения: 27.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): анализ, товар, рынок, конкурентоспособность, конкурентоспособность организации, SWOT, BKG, хозяйственная деятельность компании, конкурентный сила Портера, ценовая политика, строительное предприятие, строительная продукция, строительная организация, производственная база, научно-технический прогресс, матричный метод, материально-техническая база, жизненный цикл, услуга.


Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Матричные методы оценивания конкурентоспособности предприятия основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяют провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические достижения, маркетинг, качество, товар. В условиях жесткой конкуренции между производителями...

Анализ инструментов стратегического планирования

Пути повышения конкурентоспособности строительных... – BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера. – рейтинговая оценка и другие. SWOT-анализ при исследовании конкурентов содержит следующие элементы.

Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия...

Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия ОАО «Балткран». Автор: Фирсова Любовь Леонидовна.

Одним из них является метод SWOT-анализа, сущность которого заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия, а также его...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция. Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе.

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации

Проведенная несколькими методами оценка конкурентоспособности (Модель Портера, «Многоугольник конкурентоспособности предприятия»[3], Метод рейтинговой оценки [4]) предприятия сферы... Анализ конкурентоспособности обувной марки Carlo Pazolini.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия.

Конкурентоспособность организации — обладание свойствами

матричные методы

Анализ модели пяти сил Портера и ее применение...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкуренция, конъюнктура рынка, модель конкурентных сил, прибыль организации, конкурентоспособность, бизнес-стратегия. Модель 5-ти сил Портера — инструмент стратегии...

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Матричные методы оценивания конкурентоспособности предприятия основаны на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяют провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические достижения, маркетинг, качество, товар. В условиях жесткой конкуренции между производителями...

Анализ инструментов стратегического планирования

Пути повышения конкурентоспособности строительных... – BKG-матрица; – анализ пяти конкурентных сил Портера. – рейтинговая оценка и другие. SWOT-анализ при исследовании конкурентов содержит следующие элементы.

Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия...

Анализ конкурентоспособности промышленного предприятия ОАО «Балткран». Автор: Фирсова Любовь Леонидовна.

Одним из них является метод SWOT-анализа, сущность которого заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия, а также его...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятия, прибыль, спрос, рынок, анализ, расходы, динамика, технологические инновации, рост, продукция. Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе.

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.

Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации

Проведенная несколькими методами оценка конкурентоспособности (Модель Портера, «Многоугольник конкурентоспособности предприятия»[3], Метод рейтинговой оценки [4]) предприятия сферы... Анализ конкурентоспособности обувной марки Carlo Pazolini.

Конкурентоспособность предприятия: основные методы...

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия.

Конкурентоспособность организации — обладание свойствами

матричные методы

Анализ модели пяти сил Портера и ее применение...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкуренция, конъюнктура рынка, модель конкурентных сил, прибыль организации, конкурентоспособность, бизнес-стратегия. Модель 5-ти сил Портера — инструмент стратегии...

Задать вопрос