Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Мельникова Т. Ф., Куприянова В. С., Денисюк С. Я. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 431-435. — URL https://moluch.ru/archive/149/42199/ (дата обращения: 23.05.2018).



Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что одно из важнейших положений экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит очень насущно.

Цель статьи заключается в выявлении основных подходов к обоснованию экономической сущности конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия

С развитием конкуренции во всех сферах жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.

Понятие конкурентоспособность имеет множество различных определений, некоторые из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определение понятия «конкурентоспособность»

Автор

Определение

Блинов А. О., Захаров В. Я.

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей.

Захаров А. Н.

Конкурентоспособность организации — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Завьялов П. С.

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Зайцев Н. Л.

Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность как разноплановая экономическая категория может быть рассмотрена с нескольких сторон, между которыми существует тесная взаимосвязь — конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее. В теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону [4, с. 74]. На наш взгляд в условиях отечественной экономики этот термин точнее отражает следующее определение: конкурентоспособность предприятия — комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которое определяют его успех на рынке за определенный промежуток времени.

Для достижения конкурентоспособности на рынке предприятию необходимо иметь:

1) конкурентоспособный товар;

2) конкурентный потенциал;

3) уровень интеллектуального потенциала [1, с. 91].

Данные элементы достаточно характеризуют категорию «конкурентоспособность предприятия» и могут быть приняты за основу в целях измерения и управления ее уровнем (Рисунок 1).

Рис. 1. Структура категории «конкурентоспособность предприятия»

Каждый из этих трёх элементов конкурентоспособности является сложной категорией, которая оценивается совокупностью комплексных и индивидуальных показателей. Данные показатели, в свою очередь, характеризуют либо результат, либо процесс деятельности предприятия в какой-либо сфере. Так, к примеру, реализованные в товаре показатели качества — это результат деятельности предприятия, применяемые технологии производства и управления характеризуют внутренние процессы. Для управленческих целей эти результаты, процессы должны каким-то образом измеряться. Известное в менеджменте изречение гласит «управлять можно только тем, что измеряется». Показатели качества, которые и определяют суть объекта, во-первых, могут быть измерены методами квалиметрии, во-вторых, объединены в один интегральный количественный показатель, в-третьих, подвергнуты к улучшению заинтересованной стороной на этапах жизненного цикла объекта. Таким образом, измеряя и системно воздействуя на показатели вышеназванных трех элементов, можно управлять, с одной стороны, с каждым из вышеуказанных элементов, с другой — конкурентоспособностью предприятия в целом [5, с. 105].

Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ. К такому набору конкурентного преимущества можно отнести: конкурентоспособность изделия, эффективность маркетинговой деятельности, имидж предприятия, финансовое состояние предприятия, рентабельность продаж, эффективность менеджмента [3, с. 61].

Анализ экономической литературы позволяет выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий:

– продуктовые методы;

– матричные методы;

– операционные методы;

– комбинированные методы;

– методы оценки стоимости бизнеса;

– динамические методы;

– графические методы [2, с. 92].

Перечислив основные методы оценки конкурентоспособности предприятий, применим графический метод к оценке конкурентоспособности магазина «Престиж», а именно построим многоугольник конкурентоспособности.

Для оценки конкурентоспособности магазина «Престиж» можно использовать методику расчета сводного показателя конкурентоспособности, согласно которой сводным показателем является отношение произведения значения i-го критерия и его весомости к общему количеству рассматриваемых критериев, а именно показать графически на многогранники конкурентоспособности.

Критерии конкурентоспособности были выбраны и оценены экспертами (посетители исследуемых магазинов; менеджеры магазинов; случайные прохожие на улице; уполномоченные лица департамента потребительского рынка Администрации Матвеевского района; специалисты отдела маркетинговых исследований предприятий розничной торговли).

Экспертам было предложено ответить на вопросы анкеты и оценить по 5-ти балльной шкале 10 критериев конкурентоспособности магазина. Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности выбранных заведений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспертной оценки критериев конкурентоспособности магазинов

Критерий оценки

Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

Местоположение

5

4

4

3

5

Качество обслуживания

5

5

5

4

5

Качество продукции

4

4

4

3

5

Цена

4

5

4

4

3

Ассортимент

4

3

4

5

5

Расположение товаров

5

5

4

4

3

Режим работы

4

5

5

4

4

Парковочная зона

5

5

3

5

4

Известность, репутация

5

5

4

4

3

Дополнительные услуги

4

5

5

4

4

По результатам бальной оценки невозможно дать комплексную оценку конкурентоспособности магазинов без учета значимости, весомости каждого критерия. Для того чтобы сравнить на сколько конкурентоспособен магазин «Престиж» среди основных конкурентов (выбранного как магазин-эталон), примем значения его оценок за «эталон», а также определим экспертным путем весомость каждого критерия оценки (таблица 3).

Таблица 3

Характеристика весомости критериев изначения эталонных оценок конкурентоспособности магазинов

Критерий оценки конкурентоспособности

Параметры критерия

Магазин «Престиж»

Весомость критерия

Местоположение

5

0,07

Качество обслуживания

5

0,15

Качество продукции

4

0,10

Цена

4

0,05

Ассортимент

4

0,09

Расположение товаров

5

0,17

Режим работы

4

0,10

Парковочная зона

5

0,06

Известность, репутация

5

0,11

Дополнительные услуги

4

0,10

Сравнивая относительно «эталона» значения оценок каждого конкурента в разрезе критериев получаем индексы конкурентоспособности каждого заведения (таблица 4).

Таблица 4

Индексы конкурентоспособности рассматриваемых магазинов

Критерий оценки

Средняя оценка критерия по 5 балльной шкале

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

Местоположение

1

0,8

0,8

0,6

1

Качество обслуживания

1

1

1

0,8

1

Качество продукции

1

1

1

0,75

1,25

Цена

1

1,25

1

1

0,75

Ассортимент

1

0,75

1

1,25

1,25

Расположение товаров

1

1

0,8

0,8

0,6

Режим работы

1

1,25

1,25

1

1

Парковочная зона

1

1

0,6

1

0,8

Известность, репутация

1

1

0,8

0,8

0,6

Дополнительные услуги

1

1,25

1,25

1

1

На основании расчетных индексов конкурентоспособности и показателей весомости определяем сводный показатель конкурентоспособности каждого магазина в отдельности (таблица 5).

Таблица 5

Сводные показатель конкурентоспособности исследуемых магазинов

Сводный показатель конкурентоспособности

Магазин «Престиж»

Магазин «Пятёрочка»

Магазин «Алина»

Магазин «Центр»

Магазин «Стрела»

1

1,026

0,956

0,884

0,911

Проведенный анализ и оценка конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов в предыдущем пункте позволил выявить направления и резервы повышения конкурентоспособности заведения. На рисунке 2 представлен многоугольник конкурентоспособности для каждого рассматриваемого заведения.

Рис. 2. Многоугольники конкурентоспособности магазина «Престиж» и его конкурентов

Из диаграммы видно, что конкурентного преимущества, относительно других заведений, магазину «Престиж» можно добиться в следующих направлениях: качество обслуживания; цена; качество продукции; режим работы; известность и репутация; дополнительные услуги.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости организации, ее умения эффективно использовать свой производительный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Литература:

  1. Береговая, И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. Б. Береговая // Символ науки. — Уфа: Омега-сайнс, 2015. — № 12. — С. 90–93.
  2. Воронов, Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий / Д. С. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 92–102.
  3. Рыкова, И. Н. Индикаторы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на современном этапе / И. Н. Рыкова, Р. С. Губанов // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 1. — С. 58–64.
  4. Фальцман, В. К. Маркетинговые исследования конкурентоспособности внешнеэкономической деятельности / В. К. Фальцман // Маркетинг в России и за рубежом, 2016. — № 4. — С. 65–77.
  5. Фасхиев, Х. А. Системный подход к управлению уровнем конкурентоспособности предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом,2014. — № 5. — С. 103–114.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособности магазина, конкурентоспособности магазина «Престиж», конкурентоспособности предприятия, конкурентоспособность предприятия, оценки конкурентоспособности, Конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособности предприятий, методы оценки конкурентоспособности, оценки конкурентоспособности предприятий, многоугольник конкурентоспособности, оценке конкурентоспособности, конкурентоспособности магазинов, сущности конкурентоспособности предприятия, критериев конкурентоспособности, понятию конкурентоспособности предприятия, деятельности предприятия, уровнем конкурентоспособности предприятия, России проблема конкурентоспособности, критериев конкурентоспособности магазина, оценке конкурентоспособности магазина.


Ключевые слова

конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентные преимущества предприятия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос