При назначении биоактивного цинка детям с очаговой алопецией улучшение структуры волос наступало на неделю раньше, продолжительность межрецидивного периода была на 1,5 месяца дольше, а рецидивы наблюдались реже (в 1,8 раза) по сравнению с группой без включения биоактивного цинка.
Ключевые слова: алопеция, лечение, дети
Среди разновидностей заболеваний, сопровождающихся выпадением волос, часто встречающимся является очаговая алопеция (ОА), этиология и патогенез которой до настоящего времени до конца не изучены. По последним данным, очаговая алопеция составляет 4 % от общего числа дерматологических заболеваний [3],1–3 % среди заболеваний волос [4],и 4–8 % среди кожных болезней детей [2].Втечение жизни риск возникновения ОА среди людей составляет приблизительно 1,7 % случаев [6].
В основе возникновения причин заболевания важное значение имеют нейрогенные, эндокринные, иммуннологические, микроциркуляторные измененения, метаболические нарушения и наличие очагов хронической инфекции и т. д. [2, 5].
В последнее время увеличение частоты встречаемости ОА связано не с отсутствием полноценного изучения этиопатогенеза, диагностики, клинического течения болезни, а с недостаточной разработкой эффективных методов лечения и профилактических мероприятий [3].
Влияние цинка на волосы выражается в том, что данный компонент влияет на усвоение белка, работу сальных желез и рост локонов. Объем этого элемента, содержащийся в волосах, обеспечивает усвоение белка. Но если организм испытывает дефицит, то для обеспечения работы жизненно важных органов начинает его забирать из волос. При этом начинаются выпадение волос, приводящее к алопеции. Цинк для роста волос — это мощный антиоксидант, который позволяет организму быстро избавиться от всего ненужного и дает возможность лучше усваивать полезные вещества из употребляемой пищи [1, 4].
Цель исследования: изучить эффективность назначения биоактивного цинка среди детей, больных очаговой алопецией.
Материалы иметоды исследования: в основу исследования положены данные обследования 99 детей, больных ОА.
Обследование всех больных проводилось по общепринятой программе, которая включала оценку анамнестических данных, изучение клинического течения заболевания, проведение трихоскопических исследований.
Дети были подразделены на 2 группы. В первую группу вошли 45 детей, в комплексное лечение которых был назначен биоактивный цинк. Биоактивный цинк назначался по 1 саше — 3 раза в день в течении 10–14 дней во время еды. 1 пакетик саше разбавляется в 10–50 мл кипяченой охлажденной жидкости.
Результаты исследования: при осмотре детей с ОА волосы были заметно истончены, а кожа головы раздраженной и сухой, в некоторых случаях отмечалась перхоть, а также воспаления, которые долго не проходили.
Прогрессивная стадия ОА наблюдалась у 45,7 %, стационарная — у 42,9 %, регрессивная — у 11,4 %. Отмечались очаги облысения размером от 2x2 до 10x15 см округлой или овальной формы.
После начала применения лечебных процедур у всех участников эксперимента первой группы через 3,5–4,5 месяца появился первый слой пушковых волос (как у младенца), затем эти волосы по мере дальнейшего роста превратились в нормальные (полноценные). Одновременно появился следующий слой пушковых волос. Отмечалось ощущение постоянного нарастания «плотности» в коже головы. Отмечается особенность, что сначала волосы растут очень медленно, но затем уверенно и стабильно, в геометрической прогрессии. Каждые 3,5–4 месяца происходит удвоение количества волос и скорости их роста.
Отмечены также такие положительные сопутствующие результаты, как устранение перхоти и себорейных проявлений, кожа головы становится чистой и здоровой. Побочных негативных проявлений не отмечалось.
Клиническое выздоровление при включении биоактивного цинка наступило у 40 % больных, в группе сравнения — у 30 %, значительное улучшение — у 42,5 % и 33,3 %, соответственно. Иными словами эффективность лечения биоактивным цинком составила 82,5 %, в группе сравнения — 63,3 %, что достоверно в 1,3 раза выше (р<0,05).
Улучшение в основной группе достигнуто у 10 % больных, в группе сравнения — у 26,7 %, эффект отсутствовал в обеих группах у 7,5 % и 10 %. соответственно (рис. 1).
Рис. 1. Показатели эффективности лечения
Улучшение структуры волос в основной группе наступало в среднем через 2 недели, а патологическое выпадение волос прекращалось в среднем через 3 недели. Для группы сравнения эти сроки были на неделю больше и соответствовали 3 неделям и месяцу.
При лечении биоактивным цинком число больных с отсутствием рецидивов заболевания было достоверно в 1,8 раза больше, чем при в группе сравнения (35 % против 20 %). Несколько преобладали (на 10 %) больные с одним рецидивом в год.
Продолжительность ремиссий после лечения с использованием биоактивного цинка (в 1,4 раза) и без его включения (в 1,3 раза) достоверно увеличилась. Однако более эффективным этот показатель был для биоактивного цинка. При его применении длительность межрецидивного периода была на 1,5 месяца больше.
Заключение: таким образом,сравнительное исследование эффективности комбинированной терапии с применением биоактивного цинка при ОА показало его высокую эффективность у 87 % пациентов. Разработанная и научно обоснованная комбинированная терапия, способствует более быстрому и эффективному росту волос.
Сравнительная оценка эффективности терапии ОА с применением биоактивного цинка показала, что клинический эффект от выше (82,5 % против 63,3 %) при назначении биоактивного цинка, улучшение структуры волос наступало на неделю раньше, продолжительность межрецидивного периода была на 1,5 месяца дольше, а рецидивы наблюдались реже (в 1,8 раза).
Литература:
- Баткаев Э. А., Галлямова Ю. А., Кантимирова Ю. А. Гомеопатические препараты в практике дерматолога. Учебное пособие, 2006. 30 с.
- Верхогляд И. В., Олисова О. Ю., Пинсон И. Я. Современные возможности терапии гнездной алопеции // Экспериментальная и клиническая дерматокосметология. 2010. — № 3. — С. 38–45.
- Ребров В. Г., Громова В. А. Витамины и микроэлементы. М.: «АЛЕВ-В», 2003. С. 670.
- Шарова А. А. Перспективы применения биологических препаратов в лечении выпадения волос. //Пластическая хирургия и косметология. 2009. — № 1. — С. 101–108.
- Akar A. HLA class II alleles in patients with alopecia areata. // Eur J Dermatol. — 2002. — vol.12(3). — 236–239.
- Happle R. Алопеция гнездная. // Европейское руководство по лечению дерматологических болезней. Под ред. А. Д. Кацамбаса, Т. М. Лотти. М., «Медпресс — инфо» — 2008.