Модель технологии обучения на практическом занятии
Учебное время— 2 часа |
||
Форма учебного занятия |
Практическое занятие |
|
План практического занятия |
*Опрос знаний по ранее пройденной теме. *новый материал; *работа с новыми словами; *работа с текстами “В нашей семье все работают или учатся”; «Автобиография». *грамматический материал; *практическое закрепление нового материала; *задания для самостоятельной работы. |
|
Цель учебного занятия: обучение работе с текстом, выделение основной информации из текста, подготовка устного сообщения о себе, о своей семье. |
||
Задачи преподавателя: *Опрос сообщений по домашнему заданию; *активизировать всех студентов присутствующих на занятии; *научить составлять рассказ о себе, о своей семье, проводить интервью; *объяснить правильное использование в речи количественных числительных обозначающих возраст; *ознакомить с правилами переноса слов; *научить работе с текстом, нахождению основной информации текста. |
Результаты учебной деятельности: Студенты должны: *уметь пересказать содержание текста; *активно участвовать в беседе по теме; *суметь рассказать о себе, о своей семье; *правильно использовать в речи количественные числительные обозначающий возраст; *провести интервью в парах поданной теме; *уметь находить краткую информацию из текста и фиксировать ее в тетради; *Знать правила ударения и переноса слов. |
|
Методы итехника обучения |
Практич. раб.блиц опрос, работа в мини груп. Письмен.задания, опрос. |
|
Средства обучения |
Учебное пособие “Русский язык”. Визуальные материалы (приложение …), учебная доска... |
|
Формы обучения |
Коллективная, фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
|
Условия обучения |
Аудитория для работы с визуальными материалами |
|
Контроль:устныйконтроль, вопросы иответы, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Оценивание, поощрение. |
|
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО. МОЯ СЕМЬЯ. АВТОБИОГРАФИЯ
Текст: Внашей семье все работают или учатся.
Грамматика: Обозначение возраста сочетанием числительных с существительными. Формулы знакомства.
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа означении русского языка всовременном мире.
III. Новый материал.
Работа с текстом Текст: «В нашей семье все работают или учатся». «Автобиография».
Работа с новыми словами.
В НАШЕЙ СЕМЬЕ ВСЕ РАБОТАЮТ ИЛИ УЧАТСЯ
В этом году я поступил учиться в Узбекский государственный институт физической культуры. Меня зовут Каримов Бунёд. Мне 18 лет. Сейчас я учусь на первом курсе. В институте у меня уже есть друзья. Постепенно мы привыкаем к жизни в общежитии, учимся правильно распределять свое время, чтобы успевать делать все необходимое своевременно. Сначала это было нелегко, но сейчас мы уже привыкли к студенческой жизни.
Мой отец — фермер. Ему 48 лет. Его зовут Фарход. Он хорошо знает сельское хозяйство, много работает, очень заботится о семье, о детях. Моя мама — учительница, её зовут Нигора. Ей 42 года. У меня есть братья и сестры. Старший брат окончил Национальный университет и сейчас работает в школе. Ему 23 года. Моя старшая сестра замужем, у нее двое детей. Она окончила сельскохозяйственный колледж и теперь помогает отцу на ферме. Ей 21 год. Мой младший брат и сестренка учатся в школе. Младшему брату 12 лет, а сестрёнке 10 лет.
У меня есть дедушка и бабушка. Дедушке 75 лет. Бабушке 73 года. Они пенсионеры. Дедушку и бабушку мы все очень уважаем.
Наша семья дружная и трудолюбивая.
Словарь
постепенно — аsta-sekin
своевременно — o’z vaqtida
забота — g’amxo’rlik
замужем — turmush qurgan,erga tekkan
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте автобиографию. Обратите внимание на словосочетания (даты), имеющие временные значения и отвечающие на вопрос когда? Если дата приводится полностью (число, месяц, год), то порядковые числительные существительные употребляются в родительном падеже.
Например: Я родился 5 (марта)1999 (тысяча девятьсот девяносто шестого) года.
Но если указывается только год, то порядковые числительные и существительные употребляются в предложном падеже.
Например: Я поступил в институт в 2015 (в две тысячи пятнадцатом) году.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Каримов Бунёд Ильхамович, родился 3 мая 1988 года в городе Навои. Мой отец работает врачом в поликлинике, мать — учительница. Мой старший брат — тренер, три младшие сестры и один брат учатся в школе.
Я поступил в школу в 2001 году. Окончил школу в 2010 году. В этом же году поступил в колледж.
В 2013 году я поступил в Узбекский государственный институт физической культуры. Сейчас я студент первого курса факультета футбола.
Дата, подпись
ЗАДАНИЕ 2.Составьте предложения, используя на таблицу.
ВОЗРАСТ. ЗАПОМНИТЕ ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННО-ИМЕННЫХ СОЧЕТАНИЙ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ:
1, 21, 31 и т. д. год: 1 год, 21 год, 31 год;
2, 3, 4, 22, 23, 24, 32, 33, 34, и т. д. года: 22 года, 43 года, 84 года;
5,6,7 и т. д. до 20, 25, 126 и т. д. лет: 5 лет, 67 лет, 48 лет.
ЗНАКОМСТВО
В русском языке есть несколько способов привлечения внимания собеседника.
Каждому человеку приходится общаться с кем–нибудь на улице, в транспорте, в магазине, в аптеке, в гостях, в театре, на лекциях и т. д. Как это сделать, как начать разговор?
Общение с незнакомым человеком удобнее всего начать словами простите! или извините! Вежливый характер фразы усилится словом, пожалуйста. Например: Извините, пожалуйста, вы не скажете, как доехать до университета?
Однако чаще всего для привлечения внимания собеседника мы пользуемся обращениями: называем человека по имени, по имени-отчеству, фамилии. Например: Гайрат ака, будьте добры, передайте эту книгу Шухрату. Или: Гайрат Худойбердиевич, скажите, пожалуйста, завтра у нас будет занятие по узбекскому языку?
На улице, в общественном транспорте, в магазине уместны обращения типа молодой человек, девушка, мальчик и т. п. Например: Девушка, передайте, пожалуйста, деньги кондуктору!
Как доброжелательное обращение к постороннему человеку звучат иногда слова бабушка, дедушка и т. п., не обозначающие в данном случае родственников. Например: Бабушка, садитесь, пожалуйста, на моё место.
ЗАДАНИЕ 3. Расставьте ударения. Научитесь правильно произносить следующие слова и словосочетания. Запомните их.
Простите, извините, вежливый, характер, пожалуйста, изучение, минуточку, товарищ, гражданин, подруга, родственник, садитесь, передайте, транспорт, деньги, понимание текста, выразительное чтение, говорение, монологический, диалогический, девушка, мальчик, будущий специалист, бабушка, профессиональная подготовка, русская речь, задавать вопросы, молодой человек, выражать своё согласие, одну минуточку, свободно излагать свои мысли, будьте добры, собеседник.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ ИРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения (С. И. Ожегов).
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — это правила речевого поведения, принятые национальным коллективом, представляющие собой устойчивые формулы общения в ситуациях установления контакта с собеседником, поддержания общения в доброжелательной тональности. Основные из этих ситуаций: обращение (к незнакомому и знакомому); знакомство (без посредника и через посредника); приветствие; прощание; пожелание; сочувствие; утешение; соболезнование; просьба; приглашение; предложение; совет; предостережение; комплимент; одобрение и др. (И.Формановская)
Формулы знакомства
Знаете ли вы…
Ознакомьтесь снекоторыми часто встречающимися русскими личными именами.
Полное имя |
Уменьшительное имя |
Полное имя |
Уменьшительное имя |
Мужские |
Мужские |
||
Аркадий |
Аркаша |
Степан |
Стёпа |
Александр |
Саша |
Сергей |
Серёжа |
Алексей |
Алеша, Лёша |
Юрий |
Юра |
Борис |
Боря |
Константин |
Костя |
Виктор |
Витя |
Дмитрий |
Митя, Дима |
Женские |
Женские |
||
Анастасия |
Настя |
Екатерина |
Катя |
Анна |
Аня |
Елена |
Лена |
Валентина |
Валя |
Ирина |
Ира |
Варвара |
Варя |
Лариса |
Лора (Лара) |
Юлия |
Юля |
Надежда |
Надя |
IV. Практическое закрепление нового материала.
- Пользуясь выделенными в тексте образцами, назовите возраст членов вашей семьи. Ответы запишите.
- Спишите слова и словосочетания, поставьте в них ударение. В выделенных словах укажите возможные варианты переноса слов.
Соревнования, марафонский бег, офицерское пятиборье, трамплин, обруч, беговая дорожка, гимнастическое бревно, подкидной мостик, вышка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ
Условия проведения интервью: студенты разбиваются на пары и поочередно задают друг другу вопросы.
– Сколько тебе лет?
– Когда ты окончил школу?
– Кем работает твой папа?
– А чем занимается твоя мама?
– У тебя сестры и братья?
– А где ты сейчас учишься?
– Откуда ты приехал?
– Где ты сейчас живешь?
– Каким видом спорта ты занимаешься?
– Какой у тебя спортивный разряд?
– Сколько лет ты занимаешься спортом?
– Кто был твоим первым тренером?
– В каких соревнованиях ты участвовал?
– Что дал тебе спорт?
Интерактивная минутка
Игра «Имя, отчество, фамилия»
(соревнование)
Подготовка к игре. Учащиеся должны знать образование узбекских, русских имён, отчеств, фамилий. Придумать поочерёдно как можно больше имён, отчеств, фамилий и на русском, и на узбекском языках. Выигрывает тот, кому за 5 минут удастся назвать большее количество людей полным именем, отчеством, фамилией.
Если задание выполнено не полностью, оно не засчитывается.
* * *
Определите, какой вид спорта?
(игра-соревнование)
Учащиеся должны знать названия видов спорта на русском языке.
Ход игры. Учащиеся делятся на 2 группы. В каждой избирается водящий.
а) С помощью характерных движений водящий одной группы изображает какой-нибудь вид спорта.
б) Вторая группа называет изображаемый вид спорта.
Реализуемый материал. Названия видов спорта.
Комментарий. Водящий в случае необходимости может повторить движения несколько раз, показывая с помощью характерных приёмов футболиста, боксёра, гандболиста и т. п. Побеждает команда, назвавшая правильно большее число видов спорта.
V.1. Оценка работы студентов.
Раздаточный материал для ситуационных мини-игр
№1
Вы хотите познакомиться со студентами, которые вместе свами сдавали вступительный творческий экзамен вуниверситет. |
№2
На концерте свами рядом сидит юноша (девушка) скоторым(-ой) вы видились недавно, но сним (с ней) не знакомы. Вы хотите познакомиться иузнать онём. |
№3
Вы пришли вгости кдругу (подруге) изнакомитесь сего (ее) родителями, сёстрами ибратьями. |
Литература:
- Русский язык: Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Ахмедова Х. О. Министерство высшего и среднего специального образования Руз. Узбекский государственный институт физической культуры.- Ташкент: «Ta′ lim», 2016, -256 С.