Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета
Авторы: Зимукова Татьяна Ивановна, Буянова Алла Юрьевна, Пименова Зинаида Николаевна, Купцова Антонина Васильевна, Михайлова Ольга Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 31.05.2016
Статья просмотрена: 2219 раз
Библиографическое описание:
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета / Т. И. Зимукова, А. Ю. Буянова, З. Н. Пименова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1013/ (дата обращения: 16.12.2024).
Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. Диалог — процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации [4, с. 8].
Одной из универсальных форм развития диалогической речи можно считать соблюдение правил речевого этикета. Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся.
К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается «дефицит» уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательным становится здороваться с соседом, в общественном месте можно не благодарить за оказанную услугу, допустимо перебивать собеседника. В связи с этим тема формирования речевого этикета становится достаточно актуальной на данный момент. Если человек обладает речевым этикетом, то с ним и приятно общаться другим, к нему тянутся люди, он легко заводит знакомство и поддерживает их теплыми беседами. Этикет есть внешняя, видимая часть этики, которая сложилась в течение веков и тысячелетий в обществе людей и составляет неотъемлемую часть, даже основу духовного мира личности.
Следует констатировать, что в настоящее время как детьми, так и взрослыми используется минимальное количество формул и выражений речевого этикета, ограничиваясь наиболее типичными, шаблонными фразами, типа: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «до свидания». Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей, даже с нормой речевого развития, речевые формулы весьма просты и примитивны.
Коммуникативная способность детей с недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения: у них наблюдается бедность этикетного словаря, наличие большого количества лексико-грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений. Дети испытывают определенные сложности при усвоении эмоционально-экспрессивной лексики. Часто они говорят шаблонными фразами, с трудом распространяют предложение, наблюдаются вербальные парафазии: слова, трудные по семантике, они заменяют более простыми. Кроме того, можно отметить, что дети с нарушением речи характеризуются кроме нарушенного произношения, нарушением просодической стороны речи. Они испытывают определенные трудности в эмоциональном оформлении своего речевого высказывания: они зачастую недостаточно эмоциональны, амимичны, с трудом воспроизводят вопросительную или восклицательную интонацию, имеют различные голосовые особенности в виде нарушения темпа и ритма речи, слабой голосоподачи, общей смазанности дикции. Диффузность ответов, бедность и однообразие называемых речевых штампов у дошкольников с речевыми нарушениями объясняется как их общими психофизическими особенностями, так и незнанием норм речевого этикета, отсутствием упражнений детей в его употреблении. При организованной, целенаправленной работе, уровень развития речевого этикета возрастает с каждой группой, поднимаясь от низкого в младшем дошкольном возрасте к высокому — в старшем. Уровень развития данного навыка находится в прямой зависимости от воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с речевым этикетом, его правилами и способами употребления в разных ситуациях общения.
Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику [2, с. 6].
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, в процессе работы дошкольник усваивает:
– разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
– доступные способы «развертывания» вежливых формул;
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами. [3]
Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в следующей последовательности: [3]
Первый этап |
||
Автоматизация в речи знакомых речевых штампов. Для реализации поставленной задачи используется художественная литература, просмотр инсценировок. Работа направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни. Используется любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому-либо и как именно это будет сделано. В любой коммуникативной ситуации ребёнку подсказывают, как ему, например, предложить игрушку, или пригласить сверстника для совместной игры. Взрослым обязательно поощряются попытки ребенка в использовании формул речевого этикета. Это позволяет активизировать их восприятие: – Давайте пригласим ребят из умывальника в игровую, скажем им: «Проходите в группу, на столе накрыт обед»; – Ребята, послушайте, как Миша предложил мне поиграть с ним. Он сказал: «Татьяна Ивановна, давайте с вами поиграем в эту игру». В группе завели «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми рисунками (открытками), на которых написаны «волшебные слова». Сундучок постоянно пополняется. Дети могут брать этот сундучок, когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения, а также в каких ситуациях они используются. [3] |
||
Игра-этюд «Молчок». Цель: Активизировать в речи детей фразы речевого этикета, сопровождающиепоявление в группе нового ребенка. Развивать чувство сопереживания. |
Ход игры:Ребенок, исполняющий роль Молчка, садится на стульчик в уголке группы. Педагог ставит перед детьми проблемную ситуацию: в группе появился новый мальчик. Он робеет, стесняется, не знает, как себя вести:«В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел!» (А.Бродский «Новичок»). — Ребята, как нам поступить? Что мы с вами можем сделать, чтобы новичку было в нашей группе комфортно, весело, приятно? Дети высказывают свои предположения. Педагог направляет действия детей, активизируя у них в речи фразы, типа: «Давай вместе играть!», «Хочешь, я покажу тебе наши игрушки?», «Посмотри, какая интересная игра…» и т. п. В результате проведенной беседы Молчок преображается в смелого: «А потом, глядим, привык, словно зайка — скок, да прыг. До чего же осмелел, даже песенку запел». (А.Бродский «Новичок»). Педагог предлагает детям общую игру или исполнение общего танца под музыку, подчеркивая значимость и удовольствие совместной игры. |
|
Дидактическая игра «Комплимент». Цель:Активизировать в речи детей слова одобрения, похвалы. Закреплять умение похвалить друг друга, отвечать на побуждение. Развивать фонематический слух детей и интонационную выразительность речи. |
Ход игры:Дети становятся в круг. Выбирается водящий, он садится посередине круга настульчик и закрывает глаза. Дети идут по кругу, проговаривая слова:«Раз, два, три, четыре, пять, постарайся угадать, кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит?».Споследним словом педагог дотрагивается до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий должен, не открывая глаз, отгадать, кто сказалкомплимент. |
|
Второй этап |
||
Перенос детьми знакомого речевого штампа в аналогичные речевые ситуации. На этом этапе для активизации в речи, воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию и расширению формул речевого этикета в разных ситуациях общения. Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы. После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул. [3] |
||
Подвижная игра «Остановимся— познакомимся». Цель:Активизировать в речи детей различные варианты приветствия. |
Предварительная работа.Игрушки на всех детей. Каждый ребенок дает своей кукле имя. С целью расширения активного словаря детей, педагог может помочь детям в придумывании имени своему персонажу (например, дедушку из кукольного театра можно назвать Антон Николаевич, а игрушечному котенку можно дать имя котенка из мультфильма — Гав). Ход игры: Дети образуют два круга — большой и маленький. С куклами, или другими игрушками в руках они перемещаются в двух кругах противоходом и хором говорят слова: «Мы бежим, бежим, бежим, потому, что мы спешим. А теперь мы остановимся и друг с другом познакомимся». Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большого круга:«Здравствуй, меня зовут лиса Алиса. А тебя?», «А мое имя — кукла Маша. Очень приятно познакомиться», «И мне очень приятно». По сигналу круги опять перемещаются. Дети знакомят кукол с новыми соседями. |
|
Дидактическая игра «Передай письмо». Цель:Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. |
Ход игры: в игре участвуют 5–7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Ребенок- почтальон вынимает из сумки конверт и говорит «Передай письмо Зинаиде Николаевне». Ребенок передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр передай письмо Зинаиде Николаевне» или «Ты не сможешь передать письмо Зинаиде Николаевне?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную ребенком фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Из детей выбирается другой почтальон. Почтальон передает письмо теперь кому-нибудь из детей. Педагог может поменять варианты выражении просьбы. Усложнение.Вдальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Юля, я тебя очень прошу, передай письмо.»... |
|
Дидактическая игра «Заколдованный». Цель: Помочь детям в употреблении различных фраз речевого этикета в нестандартной ситуации. Активизировать в речи детей антонимы. Учить вежливому общению |
Ход игры: детиспомощью считалки выбирают водящего, который уходит за дверь. Остальные рассаживаются на стульчиках или на ковре. Педагог (прячет у кого-нибудь из детей мелкий предмет или игрушку и обращается к ведущему): «Найди, у кого игрушка». Дети. «Волшебную игрушку спрятал тот, кто скажет все наоборот» Водящий, для того чтобы узнать, у кого игрушка, поочередно с каждым ребенком вступает в беседу, называет фразу речевого этикета. Все дети правильно отвечают на приветствие или прощание, только «заколдованный» ребенок (тот, у кого игрушка) должен ответить неправильно, например:«Алеша, добрый вечер»., «Здравствуй, Катя», «Миша, как ты себя чувствуешь?», «Спасибо, Катя, я чувствую себя хорошо», «Привет, Саша!», «Приятного аппетита, Катя». По несоответствующей реплике водящий обнаруживает «заколдованного» ребенка: «Я знаю, кто «заколдованный», это Саша, у него игрушка». Саша отдает игрушку и становится водящим. Игра продолжается. |
|
Третий этап |
||
Обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие и воспроизведение развёрнутых формул речевого этикета. Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются. В ходе работы выявилась такая особенность: дети без особого затруднения в развёртывании формул пользуются адресованностью, а мотивированность в формулах вызывает затруднения. Проведённая на этом этапе работа способствует тому, что дети учатся понимать смысл развёрнутых фраз. Использование приглашений, предложений помогает дошкольникам в повседневных контактах. Дети быстрее идут на контакт со взрослыми, их приглашения и предложения становятся адресованными и со временем мотивированными. [3] |
||
Дидактическая режиссерская игра «Капитан». Цель: Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей. |
Материал:Игровое поле с изображением моря и берега, игрушки или плоскостные изображения кораблей и капитанов. Ход игры:(предполагает действия на игровом поле). Вигре участвуют 4 подготовленных детей, которые показывают мини-спектакль, а остальные дети смотрят действие. Педагог читает текст, а дети передвигают игрушки по игровому полю, сопровождая свои действия речью. Педагог: — В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море. Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал: 1-й ребенок: — Здравия желаю! Пароход прогудел: 2-й ребенок: — Здравия желаю, товарищ капитан! А огромный корабль проревел: 3-й ребенок: — Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас! Капитан поприветствовал корабли, а катер ему прокричал: 1-й ребенок: — Выведи меня в море, пожалуйста. И пароход прогудел: 2-й ребенок: — И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста. 3-й ребенок: — Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль. Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана. Они сели на свои корабли и отправились в плавание. Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания. 1-й ребенок: — Счастливо оставаться, — отвечал ему катер. 2-й ребенок: — Счастливо оставаться, наш друг! — прогудел в ответ пароход. 3-й ребенок:— Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! — проревел огромный корабль. После усвоения данных речевых обращений, в игру могут играть другие дети группы, которые могут вносить в данные речевые фразы некоторые изменения и дополнения. Педагогу остается только проследить, чтобы дети пользовались распространенными, развернутыми фразами. |
|
Четвертый этап |
||
Обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т. д.) Обучение доброжелательности интонации, приветливости мимики проводилась уже на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам называют формулы речевого этикета и подсказывают, с какой интонацией её лучше произнести. Как показывает практика, они с некоторым затруднением воспроизводят тон и мимику, требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики. [3] |
||
Дидактическое упражнение «Эхо». Цель: Отрабатывать с детьми силу голоса. Учить слушать напарника, действовать коллективно. |
Ход игры: дети делятся на две команды и выполняют упражнение по ролям. Группы становятся напротив друг друга. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями. «В лесу кричу: «Ау! Ау!»», «А мне в ответ: «Ау! Ау!»», «Горе кричу: «Ау! Ау!»», «Гора в ответ: «Ау! Ау!»». |
|
Дидактическое упражнение «Который час?». Цель: Отработка вопросительной интонации в процессе развития диалогической формы речи. Развитие чувства юмора. |
Ход игры: вигре могут принимать участие как двое детей, так и большее их количество, разделенное на две команды. Дети проговаривают слова французской народной песенки, отрабатывая вопросительную и повествовательную интонации. Затем дети меняются местами. «Который час? Двенадцать бьет. Кто вам сказал? Знакомый кот. А мышка где? В своем гнезде. Чем занята? Штанишки шьет. Кому? Супругу своему. А кто ее супруг? Барон Кукарекук!» |
|
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета — к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т. д. [3]
Приобретение коммуникативных умений как правил речевого общения включает в себя овладение формулами речевого этикета. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Вот простейшая формула речевого этикета [1, с. 4]:
Знакомство детей с данной формулой речевого этикета происходит постепенно с опорой на примеры из художественной литературы или проблемные речевые ситуации. [1, c.4]
Подводя итоги, можно отметить, что дошкольный возраст — сензитивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет — это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений.
Обучая дошкольников способам речевого этикета педагоги решают важнейшую цель дошкольного возраста — научить их пользоваться диалогом, как формой общения.
Литература:
- Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 40 с.
- Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
- Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.- URL: http://festival.1september.ru//articles/602525/ (дата обращения 13.04.2016)
- Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников / А. В. Чулкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 220 с.