Культурно-речевое воспитание обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Кочерова, Т. М. Культурно-речевое воспитание обучающихся / Т. М. Кочерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37555/ (дата обращения: 22.11.2024).



Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Джон Леббок

Культурно-речевое воспитание — дело огромной социальной важности. И чем раньше начинается обучение, тем больше возможностей для прочного, на уровне привычки, овладения детьми нормами речевого поведения.

Л. А. Введенская пишет: «Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуры, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, своим обязанностям».

В основе учения о культуре речи лежат работы таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, Л. А. Введенская, П. Я. Гальперин, Г. О. Винокур, А. М. Пешковский, Д. Э. Розенталь, Л. В. Щерба и многие другие.

В современном мире одной из важнейших проблем нашего общества является культура речи. Речь человека — это немаловажный фактор образованности, благодаря которому мы понимаем, кто перед нами: ребёнок или взрослый, вежливый или грубый, эмоциональный или сдержанный. И если человек в своей речи употребляет слова-паразиты, ставит неправильные ударения, использует ненужные слова, то мы его считаем некультурным и неприятным.

Общаясь с разными людьми, человек «тренирует» свою коммуникабельность.

Коммуникабельность — способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей.

Коммуникабельность — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

Коммуникабельность открывает путь к достижению успеха, даёт освобождение от замкнутости и комплексов, даёт независимость от обстоятельств, в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими, даёт радость от общения с самыми разными людьми,помогает адаптации в социуме.

Как достичь коммуникабельности:

− семейное воспитание. Родители, радушно принимающие гостей, показывающие детям пример дружелюбия и открытости — таким образом воспитывают в детях коммуникабельность;

− интерес к людям. Только искренне интересуясь окружающими, стараясь понять их желания, надежды, страхи — возможно развить в себе коммуникабельность.

Очень ценный источник знаний о нормах общения и поведения — художественное произведение. Я устраиваю с обучающимися диспуты, круглые столы, где мы читаем стихотворения, басни, сказки, рассказы с их последующим обсуждением, действует на ребят впечатляюще. С большим интересом они воспринимают юмор. Важно показать обучающимся в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Важной формой занятий по выработке навыков и привычек правил являются тренировки — упражнения. Для планомерной отработки отдельных коммуникативных навыков я проигрываю с ребятами различные ситуации общения и поведения. Эти упражнения обогащают словарный запас обучающихся речевыми формулами этикета.

Упражнения — проговаривания речевых формул: «Интервью в парах»,«Объявление в газету»,«Контакт»,«Объединение по качествам»,«Стратегия ведения беседы»,«Я и другие»,«Прощание».

Упражнения — проигрывания речевых ситуаций (ролевые игры) включаю в занятия для выработки умений, использую речевые формулы в конкретных жизненных ситуациях. Ребятам предлагаю проигрывать реальные ближние роли, жизненные ситуации самих ребят, деловые речевые ситуации: на уроке, на перемене, в гардеробе, в библиотеке и т. д. Собеседники осознают свои ролевые позиции (мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребёнок — взрослый, старший — младший, знакомый — незнакомый и др.). Усвоение связанных с этими ситуациями норм речевого поведения помогает обучающимся преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок (особенно в общении с незнакомыми взрослыми), избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

− Ты идёшь по коридору и видишь директора школы. Как нужно правильно поздороваться? Покажи.

− В класс входит учитель, как нужно его приветствовать?

− Использую игру «Цепочка волшебных слов». Обучающиеся становятся вокруг воспитателя, по его указанию первый игрок говорит любое «волшебное слово», второй — повторяет сказанное слово и добавляет своё и т. д.

Часто использую игру «Вежливо — невежливо»: поздороваться при встрече, толкнуть и не извиниться и т. д.

Игра-тренинг «Речевая ситуация». Для своей пары выбирается тема речевой ситуации. Составляется диалог, состоящий из 5–6 реплик. Озвучивается диалог, соблюдая правила общения.

Тренинги: «Ищу друга», «Нарисуй себя», «Двое молча, двое в парке», «Ваши желания».

Неотъемлемый атрибут занятий — беседа, диалог. По форме она разнообразна: это и беседа — разъяснение понятий, правил; беседа — дискуссия, по предлагаемым или неожиданно возникшим проблемам. Я составляю вопросы. Отвечая на них, обучающиеся высказывают свои понимания, суждения, дополняют друг друга. Высказывания обучающихся позволяют мне судить о том, что хорошо известно ребятам, что мало известно, с чем ребята совсем незнакомы.

Во время диспутов происходит обмен информацией, что способствует заинтересованности обучающихся, желанию высказать свою точку зрения, а, следовательно, и формированию речевой культуры обучающихся.

В ходе беседы я:

− дополняю имеющиеся понятия;

− корректирую высказывания ребят;

− привожу знания в определённую систему;

− подвожу к выработке определённых правил;

− раскрываю секреты общения.

Для формирования коммуникативных умений использую текстологическую цепочку, которая состоит из трех действий:

  1. действие первое: проигрывание ситуаций ребятами на уровне их собственных представлений или сложившегося опыта общения;
  2. действие второе: анализ проигранной ситуации, коллективный поиск допущенных речевых и поведенческих ошибок и выбор нужных (уместных) выражений и действий;
  3. действие третье: вторичное проигрывание ситуаций с учетом норм и правил общения и поведения.

Упражнение — выбор вежливого ответа или этикетного действия. Обучающимся предлагается несколько вариантов выборов ответов или способов поведения. В таких ситуациях обучающиеся оказываются перед необходимостью сделать самостоятельный выбор в соответствии или вопреки установившимся нормам поведения в обществе. Данные задачи активизируют мысль обучающихся.

Культура общения — это формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом; умение просить извинения; умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания.

Вежливые обращения:

− приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим!

− прощание: До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.

− просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …

− благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!

− извинение: Извините. Простите, пожалуйста.

− вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но … Я бы охотно, но … Я бы с радостью, но … Мне бы очень хотелось, но …. Жаль, но…

У ребят я развиваю коммуникативные умения:

− умение слушать и слышать других;

− умение участвовать в свободной беседе;

− умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

− умение понимать чувство и настроение других;

− умение осмысливать свои поступки и поступки других.

Для закрепления и запоминания социально-поведенческих норм предлагаю ребятам «секреты общения»:

− называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также;

− будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;

− будь вежлив и у тебя будет много друзей;

− умей внимательно слушать других, и ты можешь много узнать нового;

− умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его.

Невербальные — несловесные средства общения, используются с целью научить умелому и уместному использованию жестов и мимики в процессе общения.

Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к обучающимся.

Я создаю непринужденную обстановку, чтобы ребята не боялись, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок порицаний, замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением показываю, что принимаю ребенка таким, каков он есть.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к обучающемуся дают им поделиться со мной своими проблемами, а мне узнать и для себя по-новому открыть возможность «раскрыться» его внутреннему миру.

М. Е. Богуславская в своей книге «весёлый этикет» пишет, что речевое обучение обучающихся предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов; во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако, речь и поведение взаимосвязаны. Освоение обучающимися собственно речевых норм должно осуществляться в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения Антуан де Сент-Экзюпери.

Литература:

  1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) — Екатеринбург: «АРГО», 2009. – 192 с.
  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: «Мысль» – 2000. – 176 с.
  3. Грудцына Н. Г. Азбука общения. — Самара СИПКРО 1994.
  4. Кипнис М.Тренинг коммуникации — М: «Ось-89», 2007 г., — 128 с.
  5. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия». 2003. — 256 с.
  6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка — М., 1974.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
  8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения: / Н. И. Формановская.М.: — Высш. шк., 2000. – 159 с.
  9. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. — М.: Издательский центр «Академия». 2005. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребята, умение, обучающийся, Введенская, действие, коммуникабельность, культура речи, правило общения, речевое поведение, речь.


Задать вопрос