Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Вопросы речевого этикета рассматриваются в трудах А. А. Акишиной, Б. В. Бушелевой, Т. О. Винокур, Б. Н. Головина, М. Р. Львова, Н. И. Формановской и других.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
В настоящее время приходится констатировать недостаточный уровень речевого этикета школьников, в том числе и младших. Несомненно, на этот факт должны ориентироваться учителя начальных классов. Когда ребёнок приходит в 1 класс, кроме обучения его навыкам чтения, письма и счёта, стоит учитывать и воспитание культурного человека. Культурный человек — это человек вежливый. Он не только усвоил правила поведения, которые ему передают родители и учителя; он постоянно стремится к совершенствованию, следит за собой, за своими поступками и за своей речью. Умение грамотно использовать свою речь нужно формировать как можно раньше. Особая роль при этом отводится школьным учебникам.
Рассмотрим действующие учебники по русскому языку для 1 класса с точки зрения обучения речевому этикету.
В учебнике «Русский язык» под редакцией В. Г. Горецкого и В. П. Канакиной (УМК «Школа России») существует параграф, посвященный «вежливым» словам («Какие слова мы называем «вежливыми»?) [1, с. 25]. Ученики знакомятся со словами-приветствиями «Здравствуйте» Доброе утро», самостоятельно вспоминают слова-прощания, определяют слова-благодарности: «спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры». Здесь же приводится определение «вежливых» слов: «вежливые слова делают нашу речь более тёплой и доброжелательной, а человека, употребляющего в своей речи такие слова вежливым и воспитанным». [1, с. 25] В качестве домашнего задания ребятам предлагается работа с толковым словарём в виде разграничения понятий «невежа» и «невежда». Кроме того, школьников знакомят с происхождением некоторых формул речевого этикета: «…Произнося слово «здравствуйте», люди желали собеседнику быть здоровым, крепким, сильным…», «…Произнося слово «благодарю», люди желали кому-либо блага, добра, изъявляли свою благодарность, признательность…» [1, с. 29]. Работа с формулами речевого этикета встречается в учебнике в знакомстве с вариантами слов-приветствий. Например, в упражнении 1: «Прочитай.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днём!
Вот так славно мы поём!
Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово «славно»? Как можно сказать по-другому?» [1, с. 46], а также, в знакомстве с обращениями и приглашениями. Например, в упражнении 11: «Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.
Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?» [1, с. 120]. Итак, в данном учебнике представлены упражнения, предусматривающие обучение младших школьников речевому этикету.
В учебнике по русскому языку под редакцией Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (УМК «Школа России») знакомство с формулами речевого этикета происходит при изучении темы «Предложение» на примере художественных произведений. Например, в упражнении 14:
«Ветер, ветерок, ветрище!
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Скажите, что содержит каждое предложение: сообщение, обращение, вопрос, просьбу или приказ?» [2, с. 11]. На основе данных в учебниках текстов школьникам предлагается подумать над вежливостью написанного. Аналогичная работа проводится на примере поговорок, загадок и составления текста, что, несомненно, развивает речь учащихся. Например, в упражнении 16: «Составьте несколько предложений про весенний лес. Предложения могут содержать сообщение, вопрос, просьбу, приказ, совет, пожелание». [2, с. 12]; в упражнении 24: «Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Сначала подумай, потом говори.
Что содержит предложение: сообщение, вопрос, просьбу, совет?» [2, с. 18].
Рассмотримучебник «Русский язык» под редакцией Н. С. Кузьменко и М. С. Соловейчик (УМК «Гармония») [3]. Здесь, наряду с понятием «речь», вводится понятие «хорошей» речи. Так, по мнению авторов: «Хорошая речь — понятная и вежливая». Таким образом, с первых страниц учебника ученик усваивает, что вежливость неотъемлемая черта грамотного человека. Кроме этого, проводится работа над уместным использованием слов-обращений. Например, в упражнении 33: «Как зовут мальчика? А как его будут звать, когда он станет взрослым? Добавь к его имени добрые прозвища». [3, с. 23]. В дальнейшем, на уроках учащиеся познакомятся с жанром «записка» [3, с. 109] и, соответственно, со словами-приветствия и прощания, обращениями, приглашениями, благодарностями, просьбами, пожеланиями. Например, в упражнении 173: «Ты знаешь, как правильно пишутся имя и отчество учителя? Уточни, а потом напиши записку в тетради. Помни о вежливости, о знакомых тебе правилах письма». [3, с. 114]. Авторы знакомят младших школьников с жанрами: «письмо», «телеграмма», «поздравление». Упражнения, представленные в этих параграфах, позволяют ребёнку не только познакомиться с формулами речевого этикета, но и сформировать своё мнение о культурном и вежливом поведении человека. Например, в упражнении 178: «С разрешения автора прочитай письмо. Найди части, из которых оно состоит. Проверь, правильно ли расставлены знаки.
Здравствуй, дорогой папа!
Я получил твоё письмо. Спасибо. У нас в саду красиво, много цветов. У нас растёт лук, редиска, картошка. Малина ещё не поспела. Я живу хорошо, весело. А ты? Пиши мне. Целую тебя. До свидания. Андрей.
Вежливо ли письмо? Что делает его таким? Чем дополнено письмо? В начале двух предложений автор без необходимости повторяет слова. Попробуй их в одном месте убрать. Что изменишь в записи?» [3, с. 117]; в упражнении 179: «Прочитай все вежливые слова в словаре учебника. Выпиши сначала те, которые можно использовать в обращении, приветствии, а потом те, которые нужны при прощании». [3, с. 119].
Рассмотрим учебник «Русский язык» под редакцией Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой (УМК «Перспектива») [4]. Так, первый раздел учебника «В мире общения» знакомит учащихся с видами приветствий, выбором обращений, словами вежливости и вежливым отношением к окружающим. Например, в упражнении 3: «Рассмотрите рисунок. Умеет ли мальчик внимательно выслушивать родителей, друга?» «Какие вежливые слова используют дети в общении друг с другом?» [4, с. 5]. Кроме того, на страницах учебника помещены пословицы о речевом этикете. Например, «Не торопись сказать сам, умей и других послушать». [4, с. 6]. В следующем разделе «Слово и его значение» авторы знакомят ребят с такими качествами речи как точность и ясность. Например, в упражнении 34: «О чём пытается рассказать мальчик? Почему его трудно понять? Всегда ли вы ясно выражаете свои мысли?» [4, с. 18].
Проанализировав учебник по русскому языку для 1 класса под редакцией Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева и О. В. Прониной (УМК «Школа 2100») [5], учебник под редакцией Н. А. Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа») [6] и учебник по русскому языку под редакцией Т. М. Андриановой и В. А. Илюхиной (УМК «Планета знаний») [7], отмечаем, что в данных учебниках не представлены упражнения по развитию речевого этикета.
Рассмотрим учебники по русскому языку, которые относятся к системе развивающего обучения. Учебник «Русский язык» под редакцией С. В. Ломакович и Л. И. Тимченко (УМК «Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова») [8] знакомит учащихся с ролью слов в нашей речи, одновременно, подводя к значению вежливых слов (Глава 2. Могут ли люди общаться без добрых слов?). Кроме того, ученики узнают функции речевого этикета и правила ведения диалога. Например, «Мальчик, из стихотворения С. Я. Маршака тоже знает множество вежливых слов:
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо» говорил.
Можно ли такого мальчика назвать вежливым?» [8, с. 21].
В учебнике «Русский язык» под редакцией Е. В. Восторговой и В. В. Репкина того же УМК («Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова») не уделяется должного внимания вопросу речевого этикета [9].
В учебнике «Русский язык» под редакцией Н. В. Нечаевой в УМК «Система Л. В. Занкова» предлагаются упражнения на овладения формулами речевого этикета. Например, в упражнении 6: «Разыграйте речевые ситуации:
- Ты просыпаешься и приветствуешь маму. Она отвечает.
- На улице ты приветствуешь одноклассника. Он отвечает.
- В классе ты приветствуешь учителя. Он отвечает». [10, с. 7].
Также учащимся предлагается самим классифицировать формулы речевого этикета по их предназначению: слова-приветствия, слова-прощания и т. д. Например, в упражнении 8:
«Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет».
Какие слова мы говорим при встрече? А какие при прощании?» [10, с. 8]. Встречаются и задания, позволяющие ребёнку оценить и смоделировать свою речь и поведение. Например, во время взаимопроверки, в упражнении 14: «Посмотри на себя со стороны. Ты умеешь слушать одноклассников? Как ты возражаешь?» [10, с. 10]. Кроме того, значительную часть упражнений в учебнике составляет работа с пословицами, связанными с речью и этикетом. Например, в упражнении 54: «Оказалось, что твой новый знакомый сильно заикается. Как ты поведёшь себя? Помнишь: «Доброму слову добрый ответ»?» [10, с. 27]. Итак, работе над речевым этикетом в данном учебнике уделяется достаточно много внимания.
Таким образом, анализ учебников по русскому языку для первого класса позволил сделать следующие выводы: а) часть учебников содержит упражнения, направленные на обучение речевому этикету младших школьников, б) в упражнениях представлены такие речевые ситуации, как приветствие, прощание, просьба, отказ, приглашение, благодарность и другие. Однако, следует отметить, что упражнений, представленных в учебниках, явно недостаточно. Следовательно, возникает необходимость создание специальных дополнительных упражнений, направленных на обучение младших школьников речевому этикету.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Л.МЗеленина, Т. Е. Хохлова.. — М.: Просвещение, 2004. — 143 с.
- Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник для 1 класса (1–4) 7-е изд. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. — М.: Ассоциация 21 век, 2014. — 144 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2011. — 128 с.
- Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1 класса (1–4) 4-е изд., перераб./ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. — М.: 2016. — 64 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) 3-е изд., испр. / Н. А. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник, 2007. — 96 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. М.: Астрель, 2016. — 96 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)/ С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 104 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)/ В. В. Репкин, Е. В. Восторгова. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 96 с.
- Русский язык: Учебник для 1 класса (1–4) / Н. В. Нечаева. — Самара: Федоров: Учебная литература, 2003. — 79 с.