Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 23.02.2022

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Костоева, А. А. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников / А. А. Костоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89070/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на втором, формирующем этапе исследования.

Ключевые слова: культура общения, формирование, развитие.

Общение — это важная сторона жизни общества. Оно является главным условием социализации и реализации потенциала человека. Посредством общения он выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром, осваивает социокультурный опыт. Основы культуры общения закладываются с детства, поэтому формирование культуры общения — это первоочередная задача воспитания и обучения детей в школе и дошкольных ОУ.

Для изучения особенностей культуры общения у учащихся 1 класса (20 учеников) одной из школ Республики Ингушетия была проведена диагностика уровня сформированности знаний и навыков речевого общения. Проверка проводилась по трём критериям:

  1. Знание этикетных формул (выражения приветствия, благодарности, просьбы, жалобы, обиды) и норм (вежливость в обращении);
  2. Владение нормами речевого этикета (обращение на «ты» и «Вы», использование средств интонационной выразительности);
  3. Применение норм речевого этикета (умение ясно и грамотно, в соответствии с нормами русского языка, изъясняться)

Уровень развития культуры общения оценивается тремя показателями: высокий, средний и низкий уровень (таблица 1).

Таблица 1

Высокий уровень

Хорошее знание этикетных речевых формул и норм общения, понимание их смысла, систематическое их применение, правильное употребление обращений «ты», «Вы», учёт эмоционального состояния собеседника в общении, активность и инициативность в общении. Ребёнок обращается за помощью к сверстникам и взрослым, умеет её принимать.

Средний уровень

Неполное, частичное представление о нормах речевого этикета и этикетных речевых формулах, речевые нормы и формулы применяются под контролем.

Низкий уровень

Незнание речевых этикетных норм и формул или знает мало, но не понимает их смысла. Ребёнок часто ошибается при выборе форм обращения «ты», «Вы», не проявляет вежливости и активности в общении, не умеет просить и принимать помощь от взрослых и сверстников, ведёт себя агрессивно, в речи применяет однотипные и простые речевые формулы.

Основные методы диагностики, используемые в исследовании — наблюдение и анкетирование. Программа наблюдения состояла из вопросов: какие речевые этикетные формулы дети употребляют в своей повседневной речи; применяют ли дети слова приветствия; применяют ли дети слова извинения при возникновении конфликтных ситуаций и слова признательности в соответствующих речевых ситуациях.

Выводы, сделанные при наблюдении: не все учащиеся применяют формулы речевого этикета при общении. Наиболее употребляемые формулы — это приветствие, прощание, просьба. Небольшое количество детей не применяют этикетные формулы даже при напоминании, не здороваются со своими сверстниками. Сложнее ситуации с разрешением конфликтных ситуаций: не все дети применяют вежливые формы обращения, проявляя грубость и агрессию. Слова благодарности также применяются не всеми детьми.

Итак, не все учащиеся применяют нормы культуры общения. Наблюдается ситуативное следование нормам речевого этикета.

Следующий этап диагностики уровня сформированности речевой культуры — анкетирование. Учащиеся заполнили несколько опросников с вопросами и заданиями на выявления знания ими этикетных форм общения. Первое задание — подобрать этикетные формы-синонимы приветствия.

Таблица 2

Критерии оценивания

Уровень оценки

Высокий

Средний

Низкий

Количество слов

3–4

2–3

1–2

По результатам анкетирования определён средний уровень знания этикетных форм общения: высокий уровень — 10 % (2 ученика), средний — 60 % (12 учеников), низкий уровень — 30 % (6 учеников). Это говорит о недостаточно развитой культуре общения у учащихся.

Второе задание — записать формы вежливого обращения при просьбе, извинении и выражении благодарности. Уровни оценки те же, что и в первом задании (см. таблицу 2). По итоговым данным определён средний уровень знания этикетных форм общения: высокий уровень — 5 % (1 ученик), средний — 75 % (18 учеников), низкий уровень — 25 % (5 учеников). Это говорит о недостаточно развитой культуре общения у учащихся. Они знают этикетные выражения, но в повседневном общении не всегда ими пользуются.

По данным наблюдения за учебным взаимодействием и общением детей во внеучебное время в течение двух недель высокий уровень культуры речевого общения по всем трём критериям: знание, владение и применение этикетных форм высказывания, не обнаружен ни у одного ребенка. Большинство учеников — 14 детей (70 %) обладают средним уровнем культуры речевого общения. Они знают и применяют в повседневной речи по две-три формулы речевого общения (приветствие, прощание, просьба, благодарность, разговор по телефону), запас речевых этикетных формул достаточен. В основном они правильно выбирали речевую формулу, с учётом эмоционально-психологического состояния собеседника, речь учеников была интонационно выразительной. Использовали 1–2 мотивировки («Привет, рад тебя слышать», «До свидания, пока»). Последняя фраза развёрнута за счёт мотивировки.

Низким уровнем речевой культуры обладают 30% учащихся (6 учеников). Их запас этикетных формул крайне беден: используют в речи одну-две формулы общения (приветствие, прощание). Дети не всегда правильно выбирали формулу приветствия и прощания. Мотивировки отсутствуют. Дети не владеют конфликтными ситуациями, не умеют общаться вежливо, используя интонацию и приветливый тон, что иногда приводит к возникновению конфликтных ситуаций с окружающими или замыканию ребёнка в себе.

Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения детей показала недостаточно высокий уровень. Для решения этой проблемы необходимо разработать и внедрить в образовательную работу в рамках внеурочной деятельности детей программу по формированию культуры речевого развития детей.

Эта работа должна проводиться в 3 этапа на протяжении месяца: первый — обогащение словарного запаса речевых этикетных формул; второй — закрепление словарного запаса путём его регулярного воспроизводства в повседневной речи; третий — стимулирование активности учеников в применении полученных знаний, умений и навыков в реальных речевых ситуациях.

Для выполнения этой работы была проанализирована литература по теме и подобран комплекс игровых занятий. Эти игры можно разделить на 3 группы: первая — это игры для первичного овладения лексическим материалом; вторая — игры для закрепления полученных знаний; третья — игры для закрепления умений применять соответственно речевой ситуации усвоенные речевые формы.

Использование игр и заданий, построенных на игровой основе, обеспечит эффективность формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, сделает его эмоционально привлекательным для детей, поскольку игровой метод позволяет педагогу в легкой, ненавязчивой форме организовать многократное восприятие и воспроизведение речевого материала.

Итак, в статье даны основные направления работы, направленнеы на формирование культуры общения у младших школьников во внеурочной деятельности. Эта работа проводится поэтапно. Особо значимой является работа по введению в речь младших школьников синонимических вариантов формул и выражений речевого этикета. Вежливость, доброжелательность, положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игровых заданий и в повседневном общении детей. Описанная последовательность применения этих игр соответствует закономерностям усвоения умений культуры общения учащимися 1 класса и является эффективной в их обучении.

Литература:

  1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника и младшего школьника / Л. А. Абрамян. — М.: Детство-Пресс, 2018. — 285 с.
  2. Баринова, Е. В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету / Е. В. Баринова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. — 254 с.
  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2020. — 196 с.
  4. Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. — М.: Флинта, 2017. — 80 с.
  5. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // 71 Начальная школа. — 2014. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, речевое общение, формула, высокий уровень, ребенок, повседневная речь, учащийся, ученик, этикетная форма общения, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Задать вопрос