Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Попова Л. Н. Геокэшинг как основа познавательного туризма в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 178-182. — URL https://moluch.ru/archive/147/41246/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: геокэшинг, познавательный туризм, Республика Саха (Якутия)

Информационные технологии крепко внедрились во многие отрасли человеческой деятельности. Возрастает роль информационных ресурсов и в сфере туризма. В данной статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).

Геокэшинг — это туристическая игра с применением спутниковых систем, суть которой заключается в нахождении тайников, которые заложены по заданным координатам другими участниками игры, или в прохождении заранее заданного маршрута. И тайники чаще всего расположены в местах, которые представляют собой географический, культурно-исторический и природный интерес.

  1. История геокэшинга как современной туристической игры.

История геокэшинга началась в 2000 году. 2 мая, на следующий день после официальной отмены загрубления сигнала GPS для гражданских приёмников [10], Дэйв Алмер из Портленда в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash («Пряталки»). Суть новой игры была в том, что один человек создавал тайник, публиковал его координаты в интернете, а другие по этим координатам пробовали найти тайник. На следующий день Дэйв отправился в лес и неподалёку от своего города спрятал первый тайник.

В Россию классический геокэшинг пришел весной 2002 г. Несколько единомышленников создали веб-сайт с автоматической базой данных по тайникам, и тогда же заложили первые тайники в Московской области. Уже через год игроки отметили первый юбилей — сотый тайник. Хорошую конкуренцию москвичам составили игроки из Санкт-Петербурга. В Новосибирске на базе Сибирского государственного университета геосистем и технологий доцентом кафедры кадастра и территориального планирования Алексеем Дубровским был предложен геокэшинг архитектурных или исторических достопримечательностей. Под его руководством геокэшинг проводится ежегодно, что привлекает внимание населения города к проблеме охраны и сохранения объектов историко-культурного наследия, также у студентов появляются навыки применения навигационного оборудования и специализированных программных средств для решения задач поиска объектов на местности [4].

Для проведения геокэшинга с целью культурного познания нужны определенные туристские ресурсы. Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [1].

Так, ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Саха (Якутия) велик. Например, если геокэшинг проводить в самой столице республики — Якутске, то в качестве точек маршрута могут быть взяты различные памятники истории и культуры — монументы, памятники, скульптуры, музеи, музеи-усадьбы (Усадьба Атласовых, Этнографический комплекс «Чочур Мыраан»), архитектурные сооружения и т. п. Также стоит отметить, что в отличие от многих видов туризма, которые зависят от сезонности (пляжный, горнолыжный), то познавательный туризм не имеет таких ограничений.

  1. Познавательный вид туризма.

Далее рассмотрим понятие термина «познавательный туризм», также ее место в системе классификации видов. Существует множество классификаций видов туризма. Они определяются на основе различных базовых критериев. Согласно Тезаурусу по туристской и досуговой деятельности Всемирной туристской организации, существует около 200 терминов, отражающих сущность видов туризма [5]. Базовым принципом классификации познавательного (культурно-познавательного) туризма является мотивационно-целевой принцип [3].

Познавательный (культурно-познавательный) туризм является зонтичным термином для многих близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и многих других. Это объясняется тем, что все они «базируются на культуре» (culture-based), т. е. объединены общими интересами и мотивациями путешественников (познанием культуры «Другого», поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов), а также использованием общих культурно-исторических ресурсов [3].

Культурно-познавательный или познавательный туризм (cultural tourism) относится к числу наиболее востребованных видов туризма. Цель участников культурно-познавательных туров может состоять в посещении и знакомстве с объектами и явлениями культуры какого-либо народа или страны: памятниками архитектуры, истории, археологии, народными ремеслами, предметами быта, произведениями музыкального и танцевального искусства, устного народного творчества, обычаями, традициями, праздниками, живой культурой местных сообществ, а также живое межкультурное общение с представителями посещаемых территорий. В развитых дестинациях достопримечательности культурного туризма включают художественные музеи, галереи, театры, концертные залы, музыкальные представления. Так, например, основной целью туристов может быть посещение всемирно известного музея, такого, как Прадо в Мадриде или Лувр в Париже, или посещение концерта, например, Венского симфонического оркестра, или балета, например, Большого театра. В менее развитых дестинациях культурные достопримечательности могут включать традиционные религиозные практики, народные культурные представления, фольклорные праздники, традиционные ярмарки, действующие центры ремесел и народных промыслов [3]. Несмотря на существующий подход, что любой вид международного туризма может быть назван культурным, так как связан с пересечением национальных границ, временным проживанием в других культурных сообществах, межкультурной коммуникацией гостей и хозяев, а также гостей из разных культур на территории хозяев, культурный туризм выделился в самостоятельный вид в 1970-е гг., а уже в 1990-е гг. стал четким, массовым направлением [6].

В XXI веке культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, т. е. уважению, принятию и пониманию богатого многообразия культур мира [2]. Что касается значения культурного (культурно-познавательного) туризма как самого активно развивающегося вида, культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных направлениях:

− познание культуры и культурного наследия;

− охрана и возрождение культуры;

− диалог культур.

То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции:

− культурно-познавательная и образовательная;

− культуроохранная и консервационная;

− коммуникационная и миротворческая [3].

  1. Применение геокэшинга в познавательном туризме.

Рассмотрим пример маршрута геокэшинга в познавательном туризме. Туристскими ресурсами для проведения геокэшинга с целью познавательного в г. Якутске могут быть скульптуры, бюсты и памятники исторических личностей, сыгравших значительную роль в истории республики и города и событий, памятники архитектуры и градостроительства, этнографические комплексы.

В данном маршруте, который представлен на рисунке 1, в качестве туристских ресурсов были взяты памятники и бюсты великих деятелей и личностей Республики Саха. Как показано на таблице маршрут состоит из нескольких точек (каждому человеку/команде дается одинаковое количество точек), и соответственно, даны их координаты. Так, маршрут начинается с Точки 1, где расположен памятник Авксентию Егоровичу Мординову — выдающемуся мыслителю, первому ректору Якутского Государственного университета. Точка 2 — бюст Герою Советского Союза Федору Кузьмичу Попову; Точка 3 — мемориал «Журавли над Ильменем», посвященный памяти 220 воинов-якутян, погибших в 1943 году на озере Ильмень Новгородской области; Точка 4 — памятник Платону Алексеевичу Ойунскому, якутскому писателю и общественному деятелю; Точка 5 — памятник Герою Советского Союза Николаю Алексеевичу Кондакову; Точка 6 (завершение маршрута) — это памятник Максиму Кировичу Аммосову, советскому государственному деятелю, активному участнику борьбы за установление Советской власти в Сибири.

Таблица 1

Координатные данные точек маршрута

точек

Широта, с. ш.

Долгота,в. д.

Точка 1

62° 0' 56"

129° 42' 13"

Точка 2

62° 1' 17"

129° 40' 54"

Точка 3

62° 1' 53"

129° 39' 54"

Точка 4

62° 2' 3"

129°44' 33"

Точка 5

62° 1' 37"

129°43' 26"

Точка 6

62° 1' 15"

129°42' 44"

Также вместе с координатами точки дается описание местности и вопрос, на который должны ответить команды-участники. Например, по Точке 3 можно задать следующий вопрос — «Чему посвящен этот мемориал?», по точкам 2, 5 — «Какой подвиг совершил этот человек?» и другие вопросы.

В качестве технических средств могут быть использованы различные GPS-навигаторы, качестве средств пространственного позиционирования — сотовые телефоны, имеющие GPS либо GLONASS модуль [4]. Так, в спутниковых GPS-навигаторах фирмы Garmin есть функциональность по работе с геокэшерскими тайниками, в том числе с использованием ANT+ передатчика Garmin Chirp [8]. Также в форматах данных Garmin заложены два типа точек для простых тайников: невзятый тайник и взятый тайник. В последних моделях навигаторов реализованы и многие дополнительные функции, помогающие геокэшеру [9].

В конце побеждает тот человек, или та команда, которая быстрее всех прошла маршрут, при этом правильно ответив на все вопросы. Также должны быть предоставлены документальные данные (например, фотография с каждой точки маршрута).

D:\full\1. PAPERs\ГЕОКЭШИНГ\Маршрут познав.jpg

Рис. 1. Пример маршрута геокэшинга как познавательного туризма в г. Якутске

Заключение.

Сейчас в туризме происходят качественные изменения, настолько кардинальные, что многие ученые и исследователи заявляют о том, что произошло зарождение «нового туризма», «нового туристского рынка» и соответственно «нового туриста» [7]. Глобализация формирует новую парадигму туризма, новую модель и образ туризма XXI века. Сегодня туризм уже не рассматривается главным образом как форма отдыха с ориентацией на формулу 3S (Sun — солнце, Sea — море, Sand — песок) [3].

Рост туризма в Республике Саха, быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, систем глобального позиционирования, высокая мобильность человеческих ресурсов требуют таких же быстрых обновлений в сфере туризма. В перспективе внимание и интерес к культурно-познавательному туризму будут только расти, так же, как будет расширяться различие его форм и видов.

Геокэшинг способствует активизации познавательного процесса, развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, расширению кругозора. Геокэшинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и в качестве основы для познавательного туризма. Так, геокэшинг дает возможность:

− повысить интерес студентов и школьников к историческим, природным местам республики;

− лучше узнать историю своего города/деревни;

− расширить кругозор и познакомиться с достопримечательностями, памятниками культуры;

− исследование близлежащей территории.

Также образовательный потенциал геокэшинга заключается в том, что учащиеся осваивают спутниковые навигационные системы (GPS/GLONASS), исследуют территории, знакомятся с достопримечательностями, выполняют творческие задания. Задания предполагают поисковую и исследовательскую деятельность, связанную с поиском определенных объектов или информации о них, необходимой для ответа на вопрос задания. Точками могут быть памятники культуры, исторические места и др. Геокэшинг — это активный познавательный процесс, наполняющий обучение новым практическим значением.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  2. Декларация терпимости ЮНЕСКО, 1995 г. М., 1996. с. 9–10.
  3. Писаревский Е. Л. Основы туризма. / Е. Л. Писаревский. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
  4. Дубровский А. В., Малиновский М. А. Геокэшинг инновационный способ привлечения внимания к проблеме охраны памятников историко-культурного наследия // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2011. — Том 6.
  5. Thesaurus on Tourism and Leisure Activities, Madrid: WTO, 2001
  6. McKercher B., du Cros H. Cultural Tourism: the Partnership between Tourism and Cultural Heritage Management. NY: London: Oxford: The Yaworth Hospitality Press, 2002. p. 1
  7. Poon A. Tourism, Technology and Competitive Strategy. — Oxon, New York: The Free Press, 1993; Rudez H. N. Challenges of Developing Intellectual Capital//New Trends in Tourism and Hospitality Management, 2004. p. 1009–1018.
  8. Обзор-тестирование геокешерского мини-передатчика Garmin chirp // NEOCACHING. URL: http://neocaching.ru/gps/chirp (дата обращения: 17.03.2017)
  9. Обзор-тестирование Garmin Dakota // GARMIN. URL: http://www.garmin.ru/about/posts/15053/ (дата обращения: 17.03.2017)
  10. GPS-гонка: России не хватает спутников, cnews.ru, 4 июня 2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): видов туризма, познавательного туризма, сфере туризма, Республике Саха, культурный туризм, «Об основах туристской, основах туристской деятельности, Познавательный вид туризма, характеру видов туризма, классификаций видов туризма, востребованных видов туризма, достопримечательности культурного туризма, потенциал культурно-познавательного туризма, сущность видов туризма, познавательный туризм, вид международного туризма, новую парадигму туризма, образ туризма xxi, маршрута геокэшинга, garmin chirp.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос