Конец XIX века был ознаменован для России, как, впрочем, и для всего остального мира, крупными изменениями, затронувшими жизни многих стран и народов. Между странами Европы назревал клубок противоречий, впоследствии, приведший к первой мировой войне. Создавались новые военные коалиции, такие как Антанта и Тройственный союз. Для России, стоявшей на пороге нового времени тоже многое менялось. Россия вступала в военные союзы, участвуя тем самым в изменении расстановки сил в мире. Отношения двух великих империй — России и Германии в это нестабильное время оказались в подвешенном состоянии.
В это время на престоле Российской Империи находился Александр III, прозванный миротворцем за то, что за время его правления с 1881 по 1894 года Россия не вела внешних войн. После смерти своего отца Александра II, он избрал курс усиления самодержавия. Во внешней политике он активно занимался поиском союзников. Так, во время его правления был заключен второй договор между Германией, Австро-Венгрией и Россией, получивший название «Союз трех императоров».
Положил начало «Союзу трех императоров» визит в Вену в 1873 году Александра II и министра иностранных дел Александра Михайловича Горчакова. Там был подписан договор с императором Австрийской империи Францем Иосифом I. Позже к этому союзу подключилась и Германия, возглавляемая кайзером Вильгельмом I. Но этот союз оказался непрочным, и уже в 1878 году Германия и Австро-Венгрия выступили против России в войне с Турцией.
Второй союз был заключен 6 (18) июня 1881 года в Берлине. Договор вступал в силу со дня размена ратификаций и был действителен в течение трех лет. Подписан он был Рейхсканцлером Германской империи О. Бисмарком, полномочным Австрийским послом графом Э. Сечени и П. А. Сабуровым Русским дипломатом, тайным советником и послом в Берлине [1, с. 228–231].
В этом договоре оговаривались действия сторон в случае войны одной стороны с другой великой державой. В этом случае, две другие стороны обязались держать нейтралитет и способствовать скорейшему разрешению конфликта. Отдельно оговаривалась возможность войны с Турцией. В этом случае страны союза сначала должны обсудить ход войны и договориться о результатах.
Оговаривалось и разделение интересов трех стран. Было признанно закрытие проливов Босфор и Дарданелл, основанное на международном праве. Страны отказывались от возможной оккупации Балкан и Восточной Румелии.
Позднее в марте 1884 года в Берлине было принято решение продлить действие договора. Помимо этого, внутри союза заключались другие договора, нацеленные на то, чтобы максимально обезопасить себя и расширить зоны своего влияния для каждой из сторон. Так в 1887 году канцлером О. Бисмарком и Русским послом П. А. Шуваловым был подписан «Перестраховочный договор» между Россией и Германией, действовавший до 1890 года. По этому договору у России появлялась возможность овладеть черноморскими проливами и Болгарией. Для Германии же этот договор открывал полную свободу действий в отношении Франции [1, с.267].
Второй договор, с его последующим продлением, на время восстановил довольно хрупкие отношения между Россией, Германией и Австро-Венгрией. [1, с.268] В целом же, соглашение не имело существенного влияния на складывающуюся в Европе ситуацию, оно лишь разделяло зоны влияния стран-участниц.
Данный союз был выгоден всем трем сторонам, так как, в это не спокойное время, каждая страна пыталась как можно сильнее обезопасить себя, при этом расширяя свои территории. Россия, помимо прочего, благодаря этому договору хотела выйти из политической изоляции, в которой она очутилась после разгромного поражения в Крымской войне [1, с.269].
Во многом, не только страны участницы Союза трех императоров, но и другие государства подбирали союзников по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе» и строили мир, который лишь отдалял назревающую войну.
Политика Александра III, в отличие от Бисмарка, велась открыто и честно. Александр старался не вмешиваться в дела Европы, при этом, не забывая использовать все допустимые возможности для процветания России. Русский писатель, публицист и переводчик Сементковский Р. И. отзывался о политике канцлера, как о насильственной. «Он торопится, он несколькими смелыми ударами хочет достичь того, что при естественном ходе дел получилось лишь спустя десятилетия. Вот почему он желания своего народа не ставит ни во что, а свою собственную волю превратил в закон, которому все должны подчиняться» [2, с. 19]. Также он пишет о том, что европейские страны не симпатизировали Бисмарковской политике и находили ее опасной [2, с. 20] [2, с. 37].
Принятый в начале царствования Александра III договор о Союзе трех императоров перестал приносить ожидаемые плоды, и был расторгнут. Позже не поступило подписания продления Перестраховочных и Секретных договоров с Германией. Отношения между странами начинали медленно ухудшаться. В новых военных союзах две великие державы оказались по разные стороны баррикад. Германия в 1882 году втайне от России вступила в Тройственный союз с Австро-Венгрией и Италией. Россия же позже присоединится к Антанте. Так в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века наметилось серьезное ухудшение отношений России и Германии.
Объективным фактором возникновения противоречий между странами в конце XIX века была сама личность Германского канцлера, после объединения страны в 1871 г. «железом и кровью», он старался всеми силами удержать порядок и спокойствие между, еще не давно существовавшими независимо друг от друга, германскими государствами. При этом Бисмарк показывал чудеса дипломатии как на международной арене, при создании системы союзов, выгодных для Германии, так и во внутренней политике. И вполне логично, что на пути стремлений Бисмарка встала Россия с ее непреклонным и справедливым императором. Позднее, в 1887 году Россия вновь оказывает поддержку Франции, предотвращая военный конфликт с Германией.
Так же, к объективным факторам можно отнести и размолвку между последним князем А. М. Горчаковым и О. Бисмарком, произошедшую еще в 1875 году, когда русский канцлер встал на сторону Франции. Что положит начало явных противоречий между Бисмарком и Россией. Позднее этим вопросом вдохновится русский писатель В. С. Пикуль и посвятит ему исторический роман «Битва железных канцлеров».
К субъективным факторам, повлиявшим на ухудшение отношений между странами можно отнести, так называемую, таможенную войну, развязанную в 1893 году. Бисмарк сделал этот ход, нанесший урон экономике обеих стран, после того, как Россия в очередной раз поддержала Францию, в противоречие Германским интересам.
Тему изменения политических и экономических отношений России и Германии затрагивал автор книги «Россия и Германия. Партнеры и противники» Ю. Ф. Субботин. Он считал, что ухудшение отношений между странами не было временным или случайным явлением. «К разрыву вело несколько главных линий — политическая борьба в условиях перехода к глобальному характеру экспансии великих держав, рост милитаризма, обострение экономического соперничества и на рынках обеих империй и на мировом». [5, с.10].
В 1887 появился еще один повод для ухудшения отношений между странами. Александр III выступал миротворцем в набирающем обороты конфликте между Францией и Германией. Обратившись к своему дальнему родственнику императору Германии Вильгельму I, ему удалось урегулировать конфликт, не допуская начала войны. Но такой исход не устраивал канцлера Германии Отто фон Бисмарка. Вскоре Бисмарк начнет выплескивать свое недовольство на Россию с помощью «таможенной войны».
Торговля между империями была важным элементом в экономике обоих государств. Причем почти одинаково был развит как импорт, так и экспорт между странами [3, с. 23]. Диапазон поставляемых и вывозимых товаров был так же широк. Россия экспортировала Германии: канаты, бечевки, войлок, парусное полотно, тюфяки, изделия из дерева и гуттаперчевую обувь, рогожи и кули. На импорт из Германии шли: металлические изделия, машины, каменный уголь, металлы, химические изделия, краски, ножи, меха, шерстяные изделия, кокс и хлопок [5, с.14–15]. Как мы видим, на Российский рынок поступало много продуктов тяжелой промышленности. Поэтому хорошие торгово-экономические отношения между странами являлись элементом обоюдно-выгодным для обеих держав.
Но, как известно, даже взаимовыгодный союз между двумя великими державами не может продолжаться долго. Ухудшение торгово-экономических отношений наметилось на конец 80-х годов XIX столетия. Одной из причин послужила конкуренция, второй же была затаенная обида Бисмарка на решение Александром III «французского вопроса».
Долгое время между двумя странами не существовало конкретных торговых договоров. По сути, их надобность отсутствовала в связи с тесными отношениями стран, кровным родством с Российским императорским двором и постоянными заключаемыми союзами. Но к концу 80-х годов из-за резкого ослабления взаимопонимания и отношений между странами, появилась острая необходимость в заключении регламентированных договоров, которые разложат по полочкам все экономическое взаимодействие стран [5, с. 27].
Так в 1886 году в Берлине Русский посол П. А. Шувалов (уже известный нам по подписанию продления договора о союзе трех императоров) произвел первую попытку перевести торговые отношения на договорную основу.
Уже к началу 90-х годов XIX века торговые отношения между странами ухудшились на столько, что в 1893 году была развязана таможенная война. За короткие сроки обоими странами таможенные пошлины были взвинчены в среднем на 50 %. Этот факт, учитывая значение торговли между странами в их экономике, был тяжелым решением для обоих государств и сильно ослаблял их [5, с. 30].
В ноябре 1887 года Бисмарк издал указ, который запрещал Рейхсбанку принятие Российских ценных бумаг. Этот запрет еще больше охладил отношения между двумя империями, подтолкнул Россию к сближению с Францией и заложил основу для будущего русско-французского союза».
Неудивительно, что в1880-е годы отношения между Россией и Германией носили напряженный характер. В Берлине серьезно обсуждали планы не только сухопутной, но и морской войны против русских. Так, например,27 мая 1882 года прошло заседание комиссии по обороне государства, на которой были подробно разобраны вопросы об организации вооруженных сил и их подготовке для нападения на Россию. Ими планировалось нападение на Ревель, после его взятия Северной армией, войска должны были обратиться на осаду Кронштадта [7, л. 36–40].
Но в своих далеко идущих планах Германия не учитывала силу российского военно-морского флота, которому на порядок уступала в тот момент. В те годы Россия превосходила Германию по количеству и качеству орудий. Это иллюстрирует нам картина, сложившаяся на 1882 год. Германский флот располагал на тот момент восьмью миноносками, в то время, как у России их имелось уже около сотни [7, л.41]. Ситуация изменится буквально через пару десятилетий, когда немцы начнут реализовывать знаменитый план военно-морского статс-секретаря Альфреда Тирпица по строительству нового флота [8, с. 87–97]. Однако и главный противник у немцев будет уже другой — Великобритания [9, с. 246–252].
Планы Германии по нападению на Россию в начале1880-х годов было довольно опрометчивой идеей. Даже Англия со своим развитым флотом признавала силу Российского флота и находила неоправданно рискованной подобную военную кампанию. Так в 1885 году Англия отказалась от нападения на Россию, имея в Балтийском море флот из 53 судов, включающий в себя сильнейшие броненосцы того времени, и это без учета миноносок. При этом Англичане посчитали свой флот слишком слабым для ведения войны в Балтийском море и Финском заливе [7, л. 42].
Нападение Германии на Россию в уходящем XIX веке так и не состоялось, но, тем не менее, сам факт его планирования внес лепту в ухудшение отношений между странами.
Одним из первых исследований германо-российских отношений был Альберт Шрайнер (1892–1990). Им была написана монография «К истории внешней политики Германии с 1871 по 1945гг» [4, с.17]. В этой работе Шрайнер уделяет немало внимания отношениям России и Германии в эпоху канцлерства Бисмарка. Соглашение между Россией, Германией и Австро-Венгрией, получившее название «Союз Трех Императоров» он назвал не иначе, как «ни к чему не обязывающий консультативный пакт». Ухудшение российско-германских отношений в 70-х и 80-х гг. XIX века он объяснил таможенной политикой Германии, означавшей ее переход к империализму. Шрайнер считал, что окончательный разрыв между Германской империей и Россией произошло после ухода Отто фон Бисмарка [4, с. 18–19].
Ф. Энгельс дал такое определение этой перегруппировке сил в Европе и мире, которая, по его мнению, произошла с 1879 по 1894 года: «Крупные военные державы континента разделились на два больших, угрожающих друг другу лагеря: Россия и Франция — с одной стороны, Германия и Австро-Венгрия — с другой» [6, с. 72].
Подведя итог всего вышесказанного, можно сказать, что главным объектом противоречий между Россией и Германией являлось столкновение интересов в экономической и политической сферах.
О. Бисмарк вел ухищренную политику, профессионально играя на мировой арене того времени, и заключая выгодные союзы с европейскими державами, подкрепленные в большинстве случаев еще и тайными, перестраховочными соглашениями. Изворотливый канцлер просчитывал каждый ход на много шагов вперед. Главной его целью было усиление Германской империи, которую он фактически создал сам из разрозненных до этого государств.
Александр III вел более прямолинейную политику, нежели германский канцлер. Во время его правления шло укрепление влияния на Балканах, установление границ на юге Средней Азии, а также закрепление России на новых территориях Дальнего Востока. Ему удалось устранить экономический кризис, возникший в начале 80-х годов XIX века, во многом благодаря назначению на высокие посты самых образованных людей страны. Не последнее место в устранении проблем экономики России играли хорошие торговые отношения с Германией, существовавшие до, выше упомянутой, таможенной войны.
Так почему же в итоге между двумя государствами, которые всеми силами стремились к процветанию и могли продолжать плодотворно сотрудничать на взаимовыгодных условиях, к концу XIX в. нарос «Гордиев узел» из противоречий и недовольства? Возможно, ответ кроется в нарастающей напряженности в Европе в последней четверти XIX в. Россия Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия делили мировую карту на зоны влияния, при этом каждое государство стремилось обеспечить себе поддержку в случае войны с помощью многочисленных союзов и договоров. Противостояние этих стран определяло обстановку в мире, затрагивая интересы и других государств.
В этих условиях ухудшение отношений между Россией и Германией были неизбежны. Роль этих двух государств в истории нового времени возрастала, и вместе с ней возрастали противоречие. Появлялось все больше экономических и политических конфликтов между странами, что в конечном итоге и привело к охлаждению отношений России с недавним союзником
Литература:
- Адамов А. Е. Сборник договоров России с другими государствами 1856–1917. — М.: Госполитиздат, 1952. — 463 с.
- Сементковский Р. И. В ожидании войны. Дневник публициста. — СПб.:типо-лит. А. Е. Ландау, 1887. — 2, II, 250, II с.
- Тимирязев В. И. Торговля России с Германией в 1887–1901 гг. по данным германской имперской статистики..— СПб.:, 1903.
- Кириллова В. М. Гуркин И. Х. Германо-Российские отношения во второй половине XIX века в оценке восточногерманских историков (1950–1990 гг.). — М.: «Перо», 2014. — 140 с.
- Субботин Ю. Ф. Россия и Германия: партнеры и противники. — М.: Институт российской истории РАН, 1996. — 272 с.
- Маркс К., ЭнгельсФ. Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 22. — 2. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. — 887 с.
- Российский государственный архив военно-морского дела. Ф. 417, Оп.1. Д. 446.
- Синегубов С. Н., Шилов С. П. Российские флотоводцы в оценках германских морских атташе в 1901–1912 гг.//Вестник Тюменского госуниверситета — 2013. № 2. С. 87–97.
- Синегубов С. Н. Начало канцлерства Бетман-Гольвегаи попытка заключения германо-английского флотского соглашения (июль-ноябрь 1909 г.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 66. С. 246–252.