Григорий Распутин является одной из самых неординарных личностей конца XIX — начала XX в. Григорий Ефимович родился в уральском селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии 9 января 1869 г. Г. Е. Распутин рос единственным ребенком в семье. Был он слаб, из-за чего предпочитал уединение, которое настраивало его на молитву. Мама Гриши, напуганная его замкнутостью, отрешённостью, пыталась подтолкнуть сына к сверстникам. Но он говорил одно и то же: «Не надо мне никаких друзей. У меня есть Бог» [19, с. 25].
Уже с 14 лет Г. Е. Распутин стал изучать Евангелие. Так как он не умел читать, то наизусть запоминал евангельские тексты, услышанные на церковных службах. Услышав на церковной службе, что «Царствие Божие внутрь вас есть» [3, с. 13]. Г. Е. Распутин бросился в лес, т. к. он настолько глубоко осознал эти слова, что с ним стало происходить необъяснимое. Г. Е. Распутин впоследствии говорил, что именно тогда, молясь в лесу, он почувствовал Бога [19, с. 26]. С этого времени у Г. Е. Распутина проявился дар прозорливости.
Вскоре Г. Е. Распутин стал посещать монастыри, странствовать по святым местам. Изменил образ жизни. Стал усерднее молиться.
Во время своего пребывания в Киеве, Г. Е. Распутин остановился в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей [3, с. 37], находившихся на богомолье.
Когда Г. Е. Распутин узнал, кем были его новые знакомые, сообщил им, что обладает способностью лечить все болезни, а также может предсказывать будущее и отогнать беду. Узнав, что старец может лечить гемофилию, недуг которым болел цесаревич Алексей, Анастасия и Милица решили привезти старца в Петербург.
Через старца великий князь Николая Николаевич и другие императорские родственники, хотели влиять на политическую жизнь России, зная слабость царя и то, что Александра Федоровна оказывала на него огромное влияние. Но этому не суждено было сбиться. Свое положение Г. Е. Распутин использовал только по своему усмотрению.
Первая встреча Григория Ефимовича Распутина с царской семьей состоялась в 1905 г. [22, с. 9].
Он приехал в Петербург не на поезде, а пришел пешком. После чего Григорий остановился в монастырской гостинице. Так началось знакомство петербургского общества с отцом Григорием.
Вскоре после появления Григория Ефимовича в столице великая княгиня Анастасия познакомила его с Александрой Федоровной. «Как завороженная сидит ее величество под пронизывающим, пригвождающим взором Г. Е. Распутина, слушает его вкрадчивую, пересыпанную мистическими вывертами, мужскую речь» [11, с. 162]. После чего последовало и знакомство с Николаем II, и приглашение во дворец, Григорий Распутин быстро овладевал вниманием семьи и вжился в роль святого человека, роли, которой он остался верен до конца.
Г. Е. Распутин познакомился с императором в тяжёлые для страны годы. Россию охватили политические забастовки. Организовывались боевые группировки революционеров, желавших свергнуть монархию. Представители международного еврейского капитала, ненавидящие православие, и хотевшие полного контроля над финансами и природными богатствами Российской империи готовили вооружённое восстание против самодержавия.
В сложившейся ситуации Николай II искал опору в народе, все еще верившему в священность царской власти Помазанника Божия. Представителем именно такого народа и являлся Г. Е. Распутин. Он простой сибирский крестьянин, обладающий даром дерзновенной молитвы к Господу, с помощью которой происходили чудеса. Но вначале императора и императрицу впечатлил другой дар, бывший у Григория Ефимовича — дар духовного рассуждения, который побудил Самодержавного Государя подолгу беседовать с простым мужиком [6, с. 27].
Высочайшие особы в свою очередь познакомили Григория Ефимовича со своими детьми, которые полюбили его.
Известно, что, увидев Г. Е. Распутина впервые, царевич Алексей радостно воскликнул: «Новый!» [14, с. 92], т. е. новый человек в Царском Дворце. Позже Григорий Ефимович даже получил разрешение о смене фамилии Распутин на фамилию Распутин-Новый [3, с. 316].
Царские дети очень привязались к Г. Е. Распутину [16, с. 42]. Особенно он обладал необъяснимой властью над царевичем Алексеем, болевшем гемофилией. Призывали старца при малейшем его недомогании. Иногда достаточно даже было короткого телефонного разговора, чтобы устранить тот или иной недуг. «Наследник жив, покуда жив я!» [8, с. 489]. Такой ультиматум ставил старец царской чете, перестраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благосклонности к нему на немилость. Соответственно, что после этих слов царица, ведомая своими материнскими инстинктами, молилась на Григория Ефимовича.
Первый случай молитвенной помощи наследнику произошёл в 1907 г. Трёхлетний царевич, гуляя по саду в Царском Селе, упал и ушиб ногу. У него открылось внутренне кровотечение. Доктора ничем не могли ему помочь. Императрица послала за Г. Е. Распутиным. Он прибыл во дворец около полуночи. Наутро Алексей был не просто жив, он был здоров. Царевич сидел в кроватке, лихорадка прошла, опухоли не было.
Сибирский старец приучал царских детей к молитве. И, благодаря ему, они понимали всю её важность.
Поверив в то, что старец послан императорской семье Богом, чтобы охранять их династию, и в то, что из его уст исходит истина, императрице не составило труда убедить в этом Николае II.
Убедившись в том, что они нуждаются в постоянном присутствии старца во дворце, царская чета задумалась над тем, как можно было бы объяснить присутствие Г. Е. Распутина в императорских покоях. Таким образом, Григорию Ефимовичу присвоили должность царского лампадника.
Именно этот царский лампадник стал впоследствии управлять великой империей через Александру Федоровну.
Григорий Ефимович Распутин стал для императорской семьи одним из самых близких людей. «Наш Друг», — так император и императрица называли человека Божия Григория [16, с. 503]. И это не случайно. Ещё Царь Алексей Михайлович называл своим Другом юродивого Василия, который являлся для него ближайшим помощником и советчиком. Николай II решил возродить эту древнюю традицию через Григория. Царь хотел иметь при себе старца из простого народа. Таким и явился для них Г. Е. Распутин — представитель крестьянства, распространенного сословия Российской империи. Он, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности и житейского опыта твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, стал для царской четы настоящим Другом и помощником. Григорий, со своей стороны, искренне любил Николая II.
Г. Е. Распутин предупреждал Николая II о ряде решений, грозивших стране бедой: не хотел последнего созыва Думы, просил не печатать думских антимонархических речей, а накануне Февральской революции старец просил подвезти в Петроград продовольствие из Сибири — хлеб и масло, даже фасовку муки и сахара придумал, чтобы не было очередей. И оказывался прав, ведь именно в очередях, при искусственной организации хлебного кризиса, зародились питерские волнения, которые переросли в революцию.
Благодаря дару предвидение и рассуждения Григорий Ефимович умел заглядывать в человеческую душу. Знал мысли ближайших царских слуг и поэтому при назначении их на высокие посты Государь принимал во внимание мнение старца. Кроме того, старец видел последствия тех или иных государственных решений. Г. Е. Распутин, прежде всего, старался оградить Россию от войны, отговаривая императора от вступления в военный конфликт на Балканах. Старец ясно видел, что она принесёт русскому народу огромные страдания, которые приведут к всеобщему недовольству и революции.
Особенно остро вопрос об участии в войне на стороне балканских стран встал перед русским императором в 1912 г., когда Черногория, Сербия и Болгария начали воевать против Турции [10, с. 218]. Николай II, хотел освободить Константинополь от турок, и собирался поддержать их, а Австро-Венгрия, считая Черногорию частью своей территории, готова была воевать с Россией.
Помня о том, что первые попытки развязать мировое кровопролитие провалились из-за Григория Ефимовича Распутина, масоны решили его убить. На него было организовано покушение в Ялте. Но оно не состоялась.
Николай II уже был готов объявить мобилизацию. Но Г. Е. Распутин срочно добился с ним встречи, и встал перед императором на колени, со слезами прося его не начинать войну. По свидетельству тогдашнего С. Ю. Витте «он [Распутин] указал все гибельные результаты европейского пожара, и стрелки истории повернулись по-другому. Война была предотвращена» [14, с. 107].
В тот момент было решено убить старца. Но, прежде всего, уничтожить его духовно — оболгать, оклеветать, очернить. Создать из него образ дьявола Гришки и послушного этому дьяволу безвольного, ни на что не способного императора [6, с. 267].
В кампании лжи и клеветы, обрушившейся на Г. Е. Распутина с 1910 г. использовались самые подлые и циничные средства. Писательница Н. А. Тэффи в книге «Подлинная царица» вспоминает о том, как её и других литераторов и журналистов приглашали на специально организованные встречи с якобы Г. Е. Распутиным. На них он пил, вёл разнузданно и непристойно. Но присутствующим было понятно, что перед ними был не старец.
О двойнике Г. Е. Распутина сообщал и председатель IV Государственной Думы М. В. Родзянко. А близкая Императрице княгиня Ю. А. Дэн писала: «Доходило до того, будто бы Распутин развратничает в столице, в то время как на самом деле он находился в Сибири» [9, с. 138].
Но журналисты не желали выяснять истину. Средств массовой информации были заполнены свидетельствами безобразного развратного поведения Г. Е. Распутина. Огромными тиражами печатались смонтированные фотографии, на которых он был в окружении женщин легкого поведения.
К 1910 г. царь и царица имели уже свой взгляд на Г. Е. Распутина и не желали уступать давлению родни и столичного общества, требовавших выслать Григория из столицы. Помимо прочих соображений Николай II в силу особенности своей натуры не мог принять решение, которое ему навязывалось. Отказ прогнать «исчадие ада» от подножия трона Государь ясно и просто объяснял министру двора В. Б. Фредериксу: «Сегодня требуют выезда Распутина, а завтра не понравится кто-либо другой, и потребуют, чтобы и он уехал» [1, с. 215].
Сам Григорий Ефимович понимал, какое необычное положение он имел, чувствовал, что окружающий мир его не любит и хочет его гибели. Он каждый год на несколько месяцев уезжал из Петербурга или к себе на родину, или по скитам и монастырям. С его отъездом разговоры о нем стихали, а возвращение вызывало всегда новую волну клеветы.
Обосновавшись в столице Империи, став объектом интереса и восхищения для господ, Г. Е. Распутин не подстраивался под принятые в столице нормы и стандарты жизни отношений. Не изменил старец и повседневных привычек. Но, не желая меняться, старец всё же менялся, т. к. трудно было выдержать испытание властью и лестью. При своем природном уме он всё-таки оказался слишком открытым, простым и незащищенным для особой среды, где корысть, ханжество, лицемерие, интрига являлись непременными норма жизни.
Многие ему признавались в обожании, а потом они же бежали к знакомым и рассказывали с хохотом, как общались с «пройдохой» Григорием; ему клялись в верности, ловили все его слова, после чего публиковали фельетоны в газетах, в которых все перевирали.
До самой смерти старец так и не мог понять и объяснить этот бездушный столичный мир, где «молитве тяжело». Он, как и императрица, видел двуличие его и лживость. Но, в отличие от Александры Федоровны, которая стремилась отгородиться от него, старец к нему тянулся.
Ему нравилось быть в центре внимания. Начала льстить известность. Это искушение Е. Г. Распутин не смог преодолеть. Он начал любить застолье, стал принимать спиртное. Хотя пил он, в основном, мадеру, но огромные дозы выпитого, предоставляемого почитателями, не раз приводили его в состояние алкогольного веселья, когда он пускался в пляс. Организаторы и очевидцы таких моментов потом передавали увиденное, дополняя его задуманными деталями.
Весь 1913 г. в журналах и газетах велась травля Г. Е. Распутина-Нового [13, с. 9]. А с начала 1914 г. в них начали говорить о неизбежности войны с Австрией. Но на пути к мировой войне и революции опять встал Г. Е. Распутин, заявивший в интервью итальянской корреспондентке о приближающейся катастрофе: «Да, они затевают… Но, Бог даст, войны не будет, а я об этом позабочусь» [9, с. 286]. В тот момент на повестку дня ненавистников православной монархии встал вопрос об устранении старца.
Григорий Ефимович часто посещал свое родное с. Покровское. Во время одной из таких поездок, 29 июня 1914 г., на старца и было совершено первое покушение [21, с. 27].
Выйдя из дома, чтобы отправить телеграмму, Г. Е. Распутин увидел женщину с провалившимся носом, которая стояла около его дома. Григорий Ефимович решил, что она просит милостынею и начал искать деньги. В это время женщина вытащила кинжал и ударила им старца в живот. Г. Е. Распутин стал убегать от нее, но женщина гналась за ним, чтобы нанести ему смертельный удар. Г. Е. Распутин схватил оглоблю, и ударил ее по голове. На шум прибежали односельчане, они схватили нападавшую женщину и доставили ее в полицию.
Это оказалась жительница Царицына по имени Хиония Гусева [2, с. 112]. В полиции она свой поступок объяснила тем, что считает старца лжепророком и антихристом, поэтому решила совершить над Г. Е. Распутиным «суд божий».
Ранение Г. Е. Распутина оказалось серьезным. Доктора побоялись за его здоровье и отправили его в Тюмень на операцию. Операция прошла успешно, но угроза жизни сохранялась.
Во многих газетах мгновенно стали публиковаться статьи о смерти Друга императорской четы, о его таинственном завещании и другие слухи.
Г. Е. Распутин не умер. Он выздоровел и 17 августа 1914 г. его выписали из больницы. После чего старец отправился в столицу. Но, несмотря на то, что для старца все кончилось благополучно, этот инцидент имел важное историческое значение, ведь если бы Г. Е. Распутин был в столице, с Николаем II, во время начала Первой Мировой Войны, то он, скорее всего, убедил императора не начинать военные действия против Германии.
Что касается вопроса о влиянии старца на управление Российской империей, то следует отметить, что современники описывали Г. Е. Распутина человеком, хорошо понимавшим психологию царицы, человеком, бесцеремонность и внешняя грубость которого были точно взвешены и основывались на знании того, что его покровительница ждала «простоты и народности». Обращаясь к императрице и императору на «ты», называя их «мамашей» и «папашей», старец показывал не только эти качества, но и подлинный ум человека, понимавшего своих покровителей [23, с. 96].
Но, где касалось вопросов политики и назначений на высшие посты, тактика Г. Е. Распутина была иной. «Надо... признать, — писал по этому поводу В. И. Гурко, — что Григорий Ефимович, проводя своего кандидата, сначала тщательно старался выяснить степень приемлемости его самой государыне и лиц ей неугодных поддерживать не решался» [7, с. 69]. В этот момент выступал «посредник» — А. А. Вырубова. Только, узнав, что А. А. Вырубова убедила императрицу, Г. Е. Распутин высказывался открыто. «Таким образом, Распутин, — делал вывод В. И. Гурко, — действует только наверняка, хорошо понимая, что если его указание хотя бы однажды будет отвергнуто, он утратит значение оракула, советы коего обязательны» [7, с. 70].
Основной вывод В. И. Гурко по поводу влияния старца на императрицу заключался в следующем: «Влияние Г. Е. Распутина на царицу в вопросах государственных построено было главным образом на том, что и он и его клика умела внушить Александре Федоровне сознание, что она одна способна отстоять самодержавную власть русского царя, которую сама, по всей вероятности, этого не сознавая, она стремилась фактически присвоить себе» [7, с. 73]. Г. Е. Распутин и А. А. Вырубова пытались так подсказать государыне собственных кандидатов в министры, чтобы она считала их собственными.
Получается, что с одной стороны Григорий Ефимович обладал всесилием, которое обеспечивал благодаря гибкой тактике, учитывая особенности характера и мировоззрения императорской семьи. Но в тоже время, поскольку старец действовал не напрямую и предлагал только те назначения и меры, устраивавшие правящую чету, никакого важного влияния на ее решения он не оказывал.
Точно известно, что до 1914 г. Александра Федоровна почти не вмешивалась в государственные дела, а влияние Г. Е. Распутина в довоенный период было хотя и существенно, но ограниченно. Постепенно это вмешательство и влияние стали нарастать, достигнув апогея в 1915–1916 гг. [17, с. 175].
Сначала император на политические темы с женой не разговаривал. Александра Федоровна занималась только домашними делами. Впервые императрица заинтересовалась политическими аспектами в 1905 г. и то только по инициативе Николая II, который начал обращаться к ней за советами.
Таким же было в этот период и влияние Г. Е. Распутина. До осени 1915 г. ни одного министра не назначили по его указанию. Исключением являлся обер-прокурор синода В. К. Саблер, которого назначили благодаря императрице. «Императрица, — пояснял С. Д. Сазонов, — была инспирирована Распутиным, который в это время еще не вмешивался в государственные дела, но был озабочен устранением одних епископов, которые были ему враждебны, и протежировал другим, на поддержку которых он мог рассчитывать» [20, с. 65]. Старец в то время занимался только церковными делами. Т. к. во-первых, ведя развратную и пьяную жизнь, он мог ждать протесты, которые были, против его близости к императорской чете, в основном, со стороны церковных иерархов, синода, главной обязанностью которых было сохранение достоинства и нравственности правящего дома.
1915–1916 гг. — период абсолютной неуязвимости Г. Е. Распутина, максимального его влияния на императорскую чету.
С сентября 1915 г. почти все министерские назначения этого периода произошли по требованию Г. Е. Распутина. Из документов видно, как старец и Александра Федоровна вошли во вкус руководства страной, увеличивая сферу своего влияния. Внутренняя политика целиком стала сферой их влияния.
Предметом забот и указаний императрицы и Григория Ефимовича стали продовольственный вопрос, добыча угля, выпуск новых бумажных денег [5, с. 309]. Кроме того, Г. Е. Распутин решил заняться военными вопросами, чтобы улучшить дела на фронте. В 1916 г. сфера вмешательства Александры Федоровны и Г. Е. Распутина в государственные дела еще более расширилась. Фактически императрица управляла Российской империей. Она вызывала министров, принимала их доклады и отдавала распоряжения, против которых они не только не возражали, но которых просили. Причем делалось это не захватным порядком, а по горячему желанию и требованию Николая II.
Следует отметить, что отношение Николая II к Г. Е. Распутину все же отличалось от отношения жены. Оно было более сдержанным, даже скептическим. Очень точно и верно подмечено различие во мнении супругов к псевдосвятым и юродивым вообще, и к Г. Е. Распутину в частности, выразил Г. Шавельский. «Если, — писал он, — разные «блаженные», юродивые и другие «прозорливцы» для императрицы были необходимы, то для него они не были лишними. Императрица не могла жить без них, он к ним скоро привыкал. Скоро он привык и к Распутину» [4, с. 243].
Таким образом, все дело было в Александре Федоровне, и недаром окружение императора, понимающее губительную роль Г. Е. Распутина, заботилось о сохранении престижа власти, решение сложившейся проблемы усматривали в изоляции Николая II от жены (заточить в монастырь).
Из вышеизложенного следует, что формула «царем управляла царица, а ею — Распутин» [12, с. 27] была в действительности, как и то, что это двойное подчинение касалось коренных вопросов внутренней и внешней политики; состава правительства, характера управления страной и т. д.
Возникает сразу вопрос: как объяснить причины и силу влияния старца на государыню, а ее — на монарха? Многие объясняли это его бесхарактерностью, неспособностью Николая II противостоять напору истеричной супруги и одновременно любовью к ней.
А источник всепоглощающего влияния Г. Е. Распутина на Александру Федоровну современники связывали с ее экзальтированным истерическим характером, который обусловливал и ее мистицизм.
Отношение Александры Федоровны к старцу строилось только на чувстве, ее преданность Григорию Ефимовичу была эмоциональной, без участия разума, поэтому абсолютной и слепой. [15, с. 145].
Но тезис о том, что вера императрицы в Г. Е. Распутина была слепой, в частности высказывание, что государыня не верила фактам о его образе жизни и проделках не выдерживает проверки: для Александры Федоровны не было секретом, что Друг имел незаконные деловые связи.
Неизвестно, к чему бы привело это правление сибирского старца и Александры Федоровны, если бы 17 декабря 1916 г. Г. Е. Распутина не убили [24, с. 204]. Об этом мы можем только догадываться. Как и о том, как Г. Е. Распутину удалось оказывать такое влияние на царскую семью.
Литература:
- Боханов A. Н. Николай II. — М., 1997. — 474 с.
- Боханов A. Н. Распутин. Анатомия мифа. — М., 2000. — 413 с.
- Варламов А. Н. Григорий Распутин-Новый. — М., 2007. — 851 с.
- Вишняк М. В. Падение русского абсолютизма // Современные записки. — Париж, 1924.
- Воейков В. Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. — M., 1994. — 423 с.
- Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. Т.1. — М., 1997. — 2000 с.
- Гурко В. И. Царь и царица. — Париж, Б. г. — 123 с.
- Дневники императрицы Марии Федоровны. — М., 2005. — 810 с.
- Дэн Ю. А. Подлинная Царица. — М., 1998. — 304 с.
- Жильяр П. Император Николай II. По личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. Т.2. — М., 1997. — 480 с.
- Касвинов М. К. Двадцать три ступени вниз. — М., 1987. — 559 с.
- Ковыль-Бобыль И. Царица и Распутин. — Пг., 1917. — 32 с.
- Литературная газета. 2003. № 29.
- Миронова Т. Л. Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин. — СПб., 2005. — 171 с.
- Палеолог М. Палеолог М. Дневник посла. — М., 2003. — 832 с.
- Переписка Николая и Александры Романовых. 1914–1917 гг. / Под ред. М. Н. Покровского. Т. III. — M., Л., 1923–1927. — 511 с.
- Платонов O. A. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. — М., 1996. –288 с.
- Радзинский Э. С. Распутин. — М., 2002. — 576 с.
- Распутина М. Г. Распутин. Почему? Воспоминания дочери. — М., 2000. — 384 с.
- Сазонов С. Д. Воспоминания. — Париж, 1927.
- Сафьянова А. О старце Григории и русской истории. Сказка наших дней. — М., 1917. — 56 с
- Симанович А. Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина. — Рига, 1924. — 181 с.
- Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина: Воспоминания. — Париж, 1927. — С. 96.
- Юсупов Ф. Ф. Мемуары. — М., 2002. — 432 с.