Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 15.03.2017

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатова, Ю. Г. Ткачук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 446-448. — URL: https://moluch.ru/archive/144/34191/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проверке навыков письма предшествует обследование состояния чтения, звукопроизношения, фонематического развития, лексико-грамматического строя речи каждого ученика по традиционной методике. Это позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения разных сторон речи.

Основные задачи: исследование нарушения письма у детей младшего школьного возраста; выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (отсутствие или наличие специфических ошибок, их характер и степень выраженности).

Критерии оценки:

  1. Возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности.
  2. Отсутствие/наличие (количество, характер, преобладающий тип) специфических ошибок письма (классификация Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской).
  3. Отсутствие/наличие (количество и характер) орфографических ошибок.
  4. Особенности процесса письма, наличие и характер моторных затруднений при письме (по результатам наблюдения).
  5. Темп письма.
  6. Способность к саморегуляции и самоконтролю при письме (включаемость в работу, отвлекаемость, темп выполнения задания в процессе работы, способность самостоятельно находить и исправлять ошибки).

Апробированный речевой материал для обследования письма, отвечает следующим требованиям:

– речевой материал включает звуки всех фонетических групп;

– предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;

– включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.

В экспериментальном исследовании принимала участие группа детей младшего школьного возраста с нарушением письма МБОУ «СОШ № 1» г. Абакана.

Исследование проводилось методом индивидуального эксперимента. Перед началом проведения каждого задания давалась инструкция.

Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей младшего школьного возраста были проведены:

– слуховой диктант,

– списывание с печатного и рукописного текста.

В процессе выполнения заданий ребенком отмечалось количество ошибок и затруднений, испытываемых ребенком при выполнении задания.

В результате были получены данные:

– ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (смешение согласных по глухости/звонкости; твердости/мягкости; смешение аффрикат; смешение гласных под ударением) — 70 %;

– ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных; согласных букв; перестановка букв и слогов, повтор слога в слове) — 40 %;

– ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом; разрыв слова на части) — 30 %;

– ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения) — 30 %;

– ошибки письма оптического характера (смешение букв по оптическому сходству, зеркальное изображение букв, зеркальное написание части слова, элементы зеркального изображения букв) — 10 %;

– трудности каллиграфического характера (неряшливый почерк, поправки, исправления и нечитаемости, недописывание элементов букв) — 40 %;

– наличие орфографических ошибок (безударные гласные, в корне слова) — 50 %.

Таким образом, мы видим, что у исследуемых детей младшего школьного возраста есть особенности нарушений письма, которые заключаются в наличии стойких специфических ошибках. Наибольшее количество ошибок совершаемых детьми, относятся к ошибкам, связанным с недостаточностью фонематического восприятия — 70 %. На втором месте, ошибки с наличием орфографических ошибок, таких как безударные гласные в корне слова — 50 %. Далее — связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза и с трудностями каллиграфического характера — по 40 %, следом — связанные с несформированностью анализа структуры предложения и с неумением выделять предложение из текста — по 30 %, менее всего — ошибки оптического характера — 10 %.

Рис. 1. Уровень наличия специфических ошибок полученных у детей младшего школьного возраста с нарушением письма

Для выявления уровня письменных работ у детей результаты оценивались по 3-х бальной системе по следующим критериям:

– высокий уровень (3 балла) — выполнение работы без ошибок;

– средний уровень (2 балла) — выполнение работы с 1–2 ошибками;

– низкий уровень (1 балл) — выполнение работы с 3 и более ошибками.

В процессе выполнения заданий ребенком отмечалось количество специфических ошибок и затруднений, испытываемых ребенком при выполнении задания.

В ходе обследования было выявлено, что дети допускали ошибки на уровне слогов, слов и предложений. Высокий уровень письма имеет 0 детей — это составляет 0 %. Средний уровень преобладает — 40 %. На данном уровне дети допускают небольшое количество ошибок. Низкий уровень — 60 %. — справились, допустив большое количество ошибок.

Рис. 2. Результат выявленного уровня письменных работ у детей

Результаты, полученные в ходе диагностики, позволили определить направления логопедической работы, подобрать соответствующий лексический и наглядный материалы, направленные на исправления специфических ошибок письма.

Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для детей необходимо сформировать:

– полноценные фонематические процессы;

– навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.

Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т. д.) к полноценной учебной деятельности.

Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.

При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.

II этап это восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и дальнейшее их совершенствование.

Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно — основа овладения правилом правописания безударных гласных, отработка его постановки занимает одно из основных направлений логопедической работы. Так как нами было выявлено наличие орфографических ошибок, таких как безударные гласные в корне слова, нам важно научить ребенка не только правильно ставить ударение, но и уметь на материале большого числа родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной позиции. Должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению такой важнейшей темы программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне.

В связи с тем, что нами были так же выявлены ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом и раздельное написание приставок), то в процессе логопедических занятий должна постоянно осуществляется работа, направленная на овладение моделями различных предложений с образованием слов при помощи приставок. Значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется, прежде всего, в словосочетании и предложении.

В течение II этапа обязательно осуществляется активная работа по развитию и совершенствованию навыков письма.

В том числе, нами были выявлены ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения), следовательно основной задачей III этапа является отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов.

В начале III этапа проводится работа по совершенствованию различных синтаксических конструкций — построение, переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опорам словам, по иллюстрации); распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений; составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Все это создает необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Литература:

  1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Уч.-методич. пособ,- СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  2. Лалаева Р. И. Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. — № 4.
  3. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Т. А. Власова, И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
  4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. — М., 1983.
  5. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, ошибка письма, ребенок, младший школьный возраст, III, выполнение работы, корн слова, наличие, нарушение письма, несформированность анализа структуры предложения.


Похожие статьи

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос