В статье раскрывается развитие орфографических умений и навыков у обучающихся 5-х классов с дизорфографией. Рассмотрены исследования ученых по данной теме. Расписан корректирующий процесс.
Ключевые слова: дизорфография, школьник, исследования, коррекционная работа.
В настоящее время большинство научных работ описывают дизорфографию как расстройство, связанное с языком, с недостатками в символической деятельности среди детей, а также проблемы в процессах кодирования и декодирования способностей языка. Р. И. Лалаев и И. В. Прищепова обрисовали симптомы этого состояния, отметив его присущую стабильность, поскольку значительная часть учащихся с дизорфографией демонстрирует нарушения речи, часто связанные с общим дефицитом в речевых или фонетических навыках.
Аппарат нарушения овладения орфографией Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова, О. В. Азова объединяют с проблемой в усвоении учащихся морфологической основной концепцией общения через текст, ведущего в русском языке [1, 2, 3, 9, 10].
Исследования В. В. Комаровой, Л. Г. Милостивенко, Г. М. Сумченко, посвященные анализу письменных работ школьников, показали, что значительное количество орфографических ошибок, которые присутствуют в работе обучающих из школ с нарушениями речи и обычных образовательных учреждений. Обе группы учащихся столкнулись с проблемами написания безударных гласных в корне слова, содержащих мягкие знаки, написанием приставок и использованием заглавных букв в именах собственных [7, 9, 10].
О. В. Елецкая предлагает термин «ложная» или «дидактогенная» дизорфография [12]. Такие нарушения возникают, если ребенок часто болеет, у него педагогическая запущенность, одновременное использование многих методик обучения и иные причины. В данном случае учащиеся часто совершают огромное количество ошибок в орфографии.
Для выстраивания коррекционной работы с логопедом важно знать, какие трудности испытывает ученик.
Подчеркивается сложность развития навыков орфографии, которые требуют адекватных умственных и лингвистических способностей. Дети с поведенческими проблемами демонстрируют эмоциональные и сильные черты. Своевременное вмешательство помогает преодолеть проблему, предотвращая дальнейшие негативные последствия. Корректирующий процесс структурирован на четыре этапа для эффективной работы с дизорфографией.
1-й этап — диагностический
— Анализируются письменные работы, чтение ребенка.
— Оценивается звукопроизношение, языковый анализ и синтез, фонематическое восприятие.
— Рассматривается лексико-грамматический стой, связная речь.
— Проверяются такие психические процессы, как мышление, внимание, память.
— Рассматривается, какая мотивация у школьника к устранению дефекта во время коррекционной работы.
На 2 -м этапе акцент делается на разработку умственных операций, таких как анализ, синтез и сравнение, а также улучшение внимания, памяти и почерка. Сотрудничество между учителями и психологами помогает устранить страхи, связанные с написанием, и негативную реакцию у школьников.
Переходя к 3-му этапу, коррекционная фаза фокусируется на преодолении расстройств дизорфографии посредством вмешательств на различных лингвистических уровнях (фонетический, лексический и синтаксический). Методология интегрирует подходы к исправлению дизорфографии, включая решение вопросов, связанных с звукопроизношением, чтением и написанием при необходимости. Цель состоит в том, чтобы предоставить всеобъемлющее решение для улучшения навыков орфографии и эффективного решения дизорфографии.
Коррекционная работа, связанная с исправительной работой в контексте языка и грамотности. От разъяснений и разработки основных лингвистических концепций, таких как алфавит, гласные, согласные, до более продвинутых тем, таких как формирование слов, части речи и речевые компоненты, к улучшению языковых навыков. Сосредоточение внимания на правилах орфографии, эффективном использовании словаря, понимании омонимов, синонимов и антонимов, а также изучение устойчивых фраз и фразеологических поворотов необходимо для развития языка. Рассмотрение таких тем, как формирование слов, структура слов и дифференциация различных лингвистических элементов, таких как прилагательные, причастия, предлоги, также способствуют глубокому пониманию языковой механики.
Изучение и уточнение понятий: деепричастный и причастный оборот. Работа над развитием связной речи. Диалога. Монолога. Рассказа. Пересказа.
На 4-м этапе проводится оценка эффективности коррекционной работы.
Еще раз проверяется навык письма. Сравниваются и изучаются письменные работы разных видов.
Коррекционная работа проводится в виде проверочных работ, которые включают в себя:
— диктанты с грамматическими заданиями;
— тестовые задания, при помощи которого оценивается, как усвоен учебный терминологический и состояние лексико-грамматической стороны речи;
— для оценки состояния речевого внимания и памяти используются изложение и сочинение;
— какое состояние связной речи и есть ли в ней аграмматизм помогает выяснить устный опрос.
Для обследования пространственных представлений можно провести методики: Домик и Графический диктант.
Методика Домик
Школьнику предлагают точно скопировать картинку домика. По завершению рисования предлагают посмотреть еще раз на образец и сравнить. Эта методика помогает понять, умеет ли ребенок ориентироваться на образец, одинаково его изобразить; степень присутствия произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Методика Графический диктант позволяет определить уровень развития произвольной сферы школьника, а также возможность изучения в области моторной организации пространства.
Экспериментальный материал состоит из 4-х диктантов, начинают с тренировочного.
Все действия начинаются с одной из четырех точек, которые стоят на листе в клеточку. Самостоятельно можно проверить 1,5–2 минуты. По времени длится не более 15 минут.
На диагностическом этапе уточняется, понимают ли дети пространственные представления.
По окончательным результатам проводится анализ, и школьники делятся на группы для того, чтобы вести дальше коррекционную работу в равных условиях для детей.
В одну из групп войдут дети с нарушением буквенного гнозиса, динамического праксиса руки, внимания и зрительного восприятия.
Другая группа состоит из школьников со снижением слухоречевой памяти, лексико-грамматического строя речи, затруднено восприятие ритмической структуры слова.
Задания в поиске последовательности в пространстве и времени делают основу для развития звукослогового и морфемного анализа слов.
Далее по сложности задание — вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, графических знаков, изображений.
Данные задания генерируют предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слова.
Для продолжения изучения пространственных дифференцировок становится изучение темы предлоги.
Работая над обогащением временных представлений, берутся понятия и вопрос, который связан с каждым из них: неделя, сутки, семья, возраст и роли в семье, времена года.
Можно использовать данные упражнения и задания.
Сюжетные картинки для работы. Для наглядного материала можно взять иллюстрации к сказкам В. Сутеева [11].
Детям, имеющим дизорфографические ошибки, целесообразно использовать разные виды диктантов, которые проводятся не для контроля и проверки, а для обучения и развития.
Изложениям отведена большая роль в системе занятий по коррекции развитию письменной речи. Они помогают при развитии активного восприятия, внимания, связной речи, памяти, обогащению словаря школьников.
Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полные и краткие.
Для формирования у ребенка грамотной устной и письменной речи, необходимо приучать ежедневно читать различные книги. Она воспитывают интерес и любовь к родному языку, расширяют словарный запас, учат стилистически правильным оборотам речи.
Важно и полезно читать вслух рассказы, стихотворения. Так же важен пересказ прочитанного, умение отвечать на вопросы к тексту. Полезно заучивать наизусть различные маленькие рассказы и стихи.
Понимание дизорфографии, как специфического расстройства подтверждает необходимость применения специальных методов ее преодоления и специальных технологий коррекционно-развивающего обучения школьников, не предусмотренных возможностями общеобразовательной программы, в том числе и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на совершенствование у школьников 5 классов фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы.
Литература:
- Азова, О. И. Дизорфогафия — актуальный вопрос логопедии. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ — 2010» — март — апрель 2010 года / сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. — С 8–9.
- Азова, О. И. Дизорфография [Текст]: монография/ О. И. Азова. — М: Творческий Центр Сфера: Логомед Прогноз, 2015. — 367 с.
- Азова, О. И. Логопедия. Дизорфография: учебное пособие/ О. И. Азова. — М: Инфра-М, 2016. — 180 с.
- Богоявленский, Д. Н. Роль правил в усвоении орфографии / Д. Н. Богоявленский / Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / под.ред. Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. — Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. — С. 100–104.
- Божович, Е. Д. Учителю о языковой компетентности школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования/ Е. Д. Божович. — М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. — 288 с.
- Елецкая, О. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников пятых классов общеобразовательной школы/ дис. ….канд. пед. наук: 13.00.03./ Елецкая Ольга Вячеславовна — СПб., 2008. — 226 с.
- Комарова, В.В., Милостивенко, Л.Г., Сумченко, Г. М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи// Патология речи. — СПб: Образование, 1992. — С. 98- 23.
- Методика диагностики дизорфографии у школьников: Учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. С.17
- Прищепова, И. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников/ И. В. Прищепова. — СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. — 63 с.
- Прищепова, И. В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников./И. В. Прищепова. — СПб: СПГУПМ, 2005. — С. 25–34.
- Сутеев В. Сказки и картинки. М.: Детская литература, 1977
- Методика диагностики дизорфографии у школьников: Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. С.17