Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аттокурова, А. Д. Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования / А. Д. Аттокурова, Мейликан Алтыбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39408/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматривается технология проектирования образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования на основе критериев Агентства по гарантии качества EdNet, приводятся предложения по проектированию комплексных результатов обучения, ориентированные на обеспечение соответствия основной образовательной программы государственному образовательному стандарту по педагогическому направлению и требованиям стейкхолдеров.

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная программа, результаты обучения.

In the article shows the technology of designing educational outcomes of the basic educational programs of preparation of bachelors of physical and mathematical education based on quality assurance criteria EdNet Agency, presented a proposal for the design of complex learning outcomes, focused on ensuring that the basic educational program of the state educational standartupo pedagogical direction and requirements of stakeholders.

Key words: teacher training, competence approach, educational standard, professional standard, training program, learning outcomes.

Одной из основных задач Болонского процесса является совершенствование традиционных способов описания квалификаций и квалификационных структур, все модули и программы учебных заведений во всем Европейском пространстве высшего образования должны быть написаны/переписаны в терминах результатов обучения (РО). Результаты обучения – это формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения (Руководство пользователю ECTS, 2006).Процессом обучения может быть, например, лекция, модуль или целая программа [4].

Результаты обучения позволяют выразить, что должно быть достигнуто учащимися и каким образом они могут подтвердить это достижение. Кроме этого, ясно написанные результаты обучения:

- помогают студенту понять, что ожидается от него в процессе обучения, как и по каким критериям, будет оцениваться достигнутый результат;

- концентрируют внимание и усилия преподавателей на достижении планируемого результата и его адекватной оценки;

- дают ясное представление потенциальным работодателям о реальных возможностях выпускников программы [3].

Однако, методологические основы проектирования и оценивания комплексных результатов обучения основной образовательной программы (ООП), представленных универсальными и профессиональными компетенциями выпускников, недостаточно изучены.

Результаты обучения ООП должны соответствовать выбранному уровню образовательной программы (бакалавриат, магистратура). Соответствие требований к результатам обучения на разных уровнях задается Дублинскими дескрипторами, которые являются составной частью Европейской рамки квалификаций. Дублинские дескрипторы представляют согласованные требования к оценке результатов обучения на окончание т. н. короткого цикла, внутри первого цикла бакалавриата (120 зачетных единиц), в каждом цикле высшего образования и могут применяться в национальных системах высшего образования с большей степенью детализации. Результаты обучения в Дублинских дескрипторах прописываются для каждого цикла по пяти основным группам:

- знание и понимание;

- применение знания и понимания;

- вынесение суждений;

- коммуникативные умения;

- умение самостоятельного обучения.

Европейская рамка квалификаций содержит описание результатов обучения по 8 уровням (уровень 6 – соответствует бакалавриату, уровень 7 – магистратуре). Результаты обучения формулируются в рамках трех групп: знания (теоретические и/или практические); умения (когнитивные – использование логического, интуитивного и творческого мышления, и практические – использование методов и инструментов); ответственность и самостоятельность (широкие компетенции).

Как правило, в Европе рекомендуется, что количество результатов обучения по бакалаврской программе в среднем должно быть около 10, а в России – не превышает 20.

Агентством по гарантии качества EdNet разработаны критерии и модель формулирования целей и результатов обучения образовательной программы (ОП). Цели ОП должныбыть четко сформулированы; определяться с учетом потребностей всех заинтересованных сторон (ППС, Работодатель, Студент, Выпускник, Государство, общество, местное и профессиональное сообщества); определяться в рамках установленной Миссии; соответствовать ГОС ВПО КР; быть измеряемы; достижимы; уникальны.

Рис. 1. Цели ОП – результаты обучения ОП

Сложность проблемы проектирования результатов обучения ОП обусловливало целесообразность принятия разработчиками определенных целевых установок:

 ознакомление и осмысление теоретических оснований проектирования образовательных результатов (ГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», ГОС среднего общего образования КР, принципа междисциплинарности к проектированию образовательных результатов).

 результаты обучения по программе не являются суммой результатов входящих в программу модулей, а отражают знания, умения и личностные установки интегративного характера, формирующиеся в результате освоения ряда модулей программы.

Междисциплинарный характер результатов обучения ОП определил необходимость командного подхода к процессу проектирования. Результатов обучения ОП подготовки бакалавров физико-математического образования конструировала команда разработчиков, состоящая из преподавателей профилирующих кафедр и представителей стейкхолдеров. При этом разработчики руководствовались компетенциями, заложенными в ГОС ПВО, а также дополнительными компетенциями, которые были рекомендованы стейкхолдерами. было бы на этапе формирования программы обратиться к профессиональному стандарту педагога [5], но таковые не имеются у наших потенциальных работодателей, учитывать и прогнозы развития отрасли, готовить специалиста на перспективу.

В настоящее время в Ош ГУ реализуется многоуровневая система подготовки специалистов. В целях идентификации принято, что количество РО может быть не более 8-10 РО для колледжа и магистратуры и 14-18 РО на момент окончания обучения в бакалавриате, учитывающие требования государственных стандартов. Нами, разработчиками, на основании целей ОП 550200 «Физико-математическое образование», академическая степень: бакалавр, сформулированы 16 комплексных результатов обучения [1], [2] (Таблица 1).

Таблица-1

Результаты обучения ООП подготовки бакалавров физико-математического образования

Код РО

Определение РО

Компетенции, через которые выражены РО

РО1

Владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, понимает современные концепции и картины мира, систему мировоззрений, место и роль человека в природе и социуме, способен занимать активную гражданскую позицию; ориентироваться в ценностях жизни, культуры.

ОК1, СЛК5

РО2

Способен организовать позитивные и конструктивные толерантные межличностные отношения, коммуникацию всеми субъектами педагогического процесса, принимать управленческие решения.

ИК4, СЛК1

РО3

Способен к восприятию, обобщению и анализу информации, используя современные информационные образовательные технологии, применять офисные программы.

ОК5, ИК1, ПК12

РО4

Владеет педагогической мотивацией, навыком адаптации, самоорганизации, решения проблем, работы в команде, профессиональной ответственностью, самостоятельностью, энтузиазмом и другими профессионально важными качествами.

ИК5, ДК1

РО5

Способен понимать и применять фундаментальные теоретические знания по математике, физике и информатике, устанавливать межпредметные связи.

ДК2

РО6

Способен диагностировать уровень развития учащихся в различных областях и проводить профилактическую работу для недопущения различных негативных влияний, решать типичные воспитательные задачи, формировать у учащихся ценности демократического общества (ПК-9).

СЛК3, ПК9, ПК13, ПК16

РО7

Владеет навыками логического, критического и системного мышления, на основе проведённой профессиональной рефлексии, умеет критически оценивать свою деятельность, готов к постоянному развитию и образованию.

ОК6, ПК7, СЛК4, ДК3

РО8

Готов использовать психолого-педагогические компетентности для решения профессиональных задач и способен использовать результаты педагогических исследований в профессиональной деятельности.

ПК1

РО9

Владеет способами, техникой, методикой и приёмами социализации обучаемых, способен создавать условия для профессионального самоопределения обучающихся, формировать способность рефлексии, самооценки, планирования личностного развития учащихся.

ПК4

РО10

Способен реализовать принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения математике, физике и информатике, создавать безопасную и оптимальную образовательную среду (охрана здоровья, безопасность жизнедеятельности, поликультурность, многоязычие, гендер, инклюзия).

СЛК2, ИК2, ИК3, ПК3, ИК6

РО11

Способен планировать и реализовать образовательный процесс по современным, научно-обоснованным формам и технологиям обучения; использовать интерактивные стратегии обучения.

ОК2, ПК8

РО12

Способен к научно-исследовательской и проектной деятельности по проблемам физико-математического образования.

ОК4, ПК10, ПК11

РО13

Способен планировать и реализовать обучение математике, физике и информатике на компетентностной основе (программа, куррикулум, ГОС общего образования, универсальные и предметные компетенции, дидактические средства и ИКТ).

ПК5, ПК14, ДК6

РО14

Способен планировать уроки математики, физики и информатики (проектирование результатов обучения на основе положений математических/ естественных/ социально-гуманитарных наук), проводить мониторинг достижений учащихся, применять формы и критерии оценивания.

ОК3, ПК2, ПК6, ПК12

РО15

Способен решать задачи ИГА и ОРТ по математике, физике и информатике основной и средней школы.

ДК4

РО16

Способен составлять содержание внеклассной работы по математике, физике и информатике, организовать их различные формы и виды, решать олимпиадные задачи, вести индивидуальную работу с учащимися.

ДК5, ПК15

Проектирование образовательных результатов программы требует тщательного и всестороннего анализа, обсуждения ГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки и рекомендаций работодателей. В ходе работы возможен упрощенный подход к результатам обучения или очень завышенная планка к подготовке выпускников. Несмотря на это, применение основанного на результатах обучения подхода в будущем откроет перспективу независимой аккредитации наших программ и обеспечению мобильности студентов и преподавателей. Реальная основа заданных результатов обучения, в качестве которой используются ГОС ВПО, разумный учет рекомендаций работодателей определит качественную подготовку будущих учителей математики, физики и информатики.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Бакалавриат и магистратура. – Б., 2015. – 350 с.

2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. – Б., 2014.

3. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. УрФУ: /О. И. Ребрин. Екатеринбург: УрФУ, 2012. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур» 2012. – 24 с.

4. Declan Kennedy, Aine Hyland, Norma Ryan. Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Guide (пер. Тарасюк Л. Н.). – http: //www.bolognahandbook.

5. Профессиональный стандарт. Педагог. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): результат обучения, физико-математическое образование, высшее образование, комплексный результат обучения, образовательная программа, основная образовательная программа, подготовка бакалавров, ECTS, европейская рамка квалификаций, общее образование.


Похожие статьи

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях

В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...

Проектная деятельность на уроках информатики

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогичес...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Похожие статьи

Организационные условия профессионально-ориентированной подготовки магистров образования

В статье актуализируется потребность в установлении взаимосвязи между результатами подготовки магистров образования, заложенными в требованиях стандарта высшего образования, и требованиями профессионального стандарта педагога; рассматривается ряд орг...

Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях

В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...

Проектная деятельность на уроках информатики

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогичес...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» в условиях гуманизации образования

В статье рассматриваются особенности организации курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» для бакалавров в условиях гуманизации образования. Описываются основные изменения, затрагивающие содержательные, структурные, резул...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»

В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через по...

Задать вопрос