На основании общих принципов и нормативных документов в области образования, образовательные стандарты формулируют требования к условиям осуществления образовательной программы в рамках, предусмотренного стандартом уровня образования [1]. Эти требования, определенные государственной образовательной политикой, выступают ориентиром для разработки и реализации образовательных стратегий. В контексте современных вызовов образованию, таких как быстрое развитие технологий и изменения в социокультурной среде, существующие дидактические условия должны подвергаться регулярному анализу и модификации.
Результаты обучения должны быть ориентированы на формирование компетенций, способствующих успешной адаптации и развитию в современном мире [2]. Одним из важных аспектов таких компетенций является способность решать разнообразные учебные и жизненные задачи с использованием различных стратегий и подходов. В связи с этим актуальной становится задача создания новых дидактических условий, способствующих формированию у учащихся необходимых умений и навыков.
Следует отметить, что общество постоянно меняется, и с ним меняются и требования к гражданам. Образовательные системы должны эффективно реагировать на эти изменения, пересматривая свои методы и стратегии обучения. Это предполагает постоянное обновление и адаптацию дидактических условий под современные запросы и вызовы времени [3].
Исследования в области дидактики подчеркивают важность создания специальных образовательных условий, способствующих развитию мыслительных процессов учащихся. Анохина Г. М. отмечает, что такие условия формируются в рамках личностно ориентированной технологии обучения, где ученик рассматривается как активный субъект образовательного процесса [4]. В этой системе педагогических средств ученику предоставляются организованные условия для самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, включая учебники и электронные ресурсы.
Создание разнообразных образовательных ситуаций на уроках играет ключевую роль в стимулировании учебной активности и приданию предметной деятельности нового смысла. Дидактические условия выступают как активаторы мыслительных процессов учащихся, поскольку способствуют формированию структурного мышления.
Егорина В. С. предлагает определенную систему дидактических условий, включающую следующие аспекты [5]:
— специально отобранное содержание, направленное на развитие мыслительных операций учащихся;
— обеспечение взаимосвязи между мотивационными, содержательными и операционными компонентами обучения;
— интеграция репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности;
— постепенное увеличение самостоятельности учащихся в освоении мыслительных операций;
— активная роли учителя в стимулировании и интенсификации учебной деятельности учащихся.
Эти дидактические условия направлены на создание благоприятной образовательной среды, способствующей эффективному формированию мыслительных навыков и развитию когнитивных способностей обучающихся.
В современных педагогических исследованиях отмечается интерес к системе условий, способствующих эффективному управлению деятельностью учащихся в процессе усвоения знаний. Дидактики, такие как С. И. Архангельский, П. Я. Гальперин, К. Келли, Н. Ф. Талызина, выделяют ключевые факторы, оказывающие влияние на результативность обучения [6].
Применение системного подхода в организации образовательного процесса подразумевает рассмотрение системы в целом и выявление взаимосвязей между ее элементами. Одним из важных аспектов при анализе системы является ее структура. Структура системы характеризуется устойчивыми и существенными взаимосвязями между ее элементами.
Подход ученых к описанию структуры системы условий управления деятельностью учащихся включает в себя анализ и классификацию ключевых элементов и факторов, определяющих эффективность образовательного процесса. Эти элементы могут включать в себя мотивационные аспекты, методы и технологии обучения, организацию учебного пространства, а также роль и взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения.
Исследования в этой области помогают выявить оптимальные условия и стратегии управления образовательным процессом, способствующие повышению эффективности обучения и успешному усвоению знаний учащимися.
Для более полного понимания, специфики, которую необходимо учитывать для формулирования даже простейших утверждений в этой области, на наш взгляд, интересно и познавательно, предложив некоторое утверждение попытаться оценить его качество и наполненность содержание с различных точек зрения. Мы специально не станем указывать автора утверждения, так как не стремимся к полемике и даже дискуссии с ним, но лишь преследуем иллюстративные цели.
Например, базовое утверждение: «Учащиеся должны постоянно находиться в процессе добывания новых знаний, умений и навыков и получать конкретные результаты. Благодаря этому ученик постепенно самостоятельно развивает свой интеллект и свою личность. Учитель в развивающем обучении должен организовать учебную деятельность, которая будет формировать познавательную самостоятельность, развивать и формировать творческие способности, строить активную жизненную позицию учащихся», в принципе является достаточно сложным.
Что мы можем считать убедительным в этом утверждении, в рамках развивающего обучения?
В рамках развивающего обучения ученик активно вовлечен в процесс обучения, что способствует формированию его самостоятельности, творческих способностей и активной жизненной позиции.
Подход развивающего обучения подчеркивает важность постоянного поиска новых знаний и умений, а также получение конкретных результатов. Это помогает учащемуся развивать свой интеллект и личность через активное взаимодействие с учебным материалом и окружающей средой.
Учитель в развивающем обучении выступает в роли организатора учебной деятельности, направленной на стимулирование познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей учащихся. Он создает условия для активного взаимодействия учеников с учебным материалом, поощряет критическое мышление, инициативу и самостоятельное решение проблем.
Что нам известно о «образовании с ориентиром на результаты обучения»?
Образование с ориентиром на результаты обучения (Outcome-Based Education, OBE) — это подход к образованию, в котором акцент делается на конечных результатов, которых ожидаются от учеников по завершении обучения. В этом подходе целью является определение желаемых результатов обучения заранее, а затем разработка учебных программ, методов и оценочных инструментов, направленных на достижение этих результатов.
Основные характеристики образования с ориентиром на результаты обучения:
Определение целей обучения: прежде всего, определяются конечные результаты обучения, которые должны быть достигнуты учениками. Эти цели могут быть сформулированы в виде специфических компетенций, знаний, умений и навыков.
Учебные программы и курсы нацелены на достижение результатов: Учебные программы, курсы и уроки разрабатываются с учетом конечных целей обучения. Весь учебный процесс организован таким образом, чтобы максимально эффективно достигать этих результатов.
Оценка достижения результатов: Оценка в OBE фокусируется на том, насколько ученики достигли заранее определенных результатов обучения. Она обычно основана на заданных критериях и стандартах, которые отражают желаемый уровень освоения материала.
Персонализация обучения: ОБЕ стимулирует индивидуализацию обучения, учитывая потребности, способности и интересы каждого ученика. Это позволяет обеспечить более эффективное достижение целей обучения.
Непрерывный мониторинг и коррекция: Процесс обучения и достижение результатов постоянно мониторятся и оцениваются, что позволяет корректировать учебные планы и методики в соответствии с потребностями учеников и изменениями в образовательной среде.
Образование с ориентиром на результаты обучения часто используется в современной образовательной практике в различных странах и контекстах как способ повышения качества образования и обеспечения эффективного обучения.
Руководствуясь названным, давайте оценим наше гипотетическое «утверждение» в рамках OBE.
Чтобы было понятнее, рассмотрим аспекты утверждения.
- Постоянное нахождение в процессе добывания новых знаний, умений и навыков: Этот аспект соответствует идее непрерывного обучения и стремлению к постоянному развитию, что характерно для OBE. Он подчеркивает важность активного участия ученика в учебном процессе.
- Получение конкретных результатов: В OBE акцент делается именно на результаты обучения. Утверждение подчеркивает не только процесс обучения, но и то, что ученик должен достигнуть определенные результаты к концу учебного процесса.
- Формирование познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей: Эти аспекты совпадают с целями OBE. Он нацелен на развитие у учащихся не только знаний и умений, но и на развитие критического мышления, творческих способностей и способности к самостоятельному решению проблем.
- Активная жизненная позиция учащихся: OBE стимулирует у учеников активное участие в образовательном процессе и развитие их собственных взглядов и мнений по вопросам, затрагиваемым в учебном материале.
Таким образом, утверждение хорошо соответствует принципам и целям педагогики образования с ориентиром на результаты обучения.
Проблема становится более понятна, если мы зададим еще один вопрос. Следовательно, оценивая утверждение нельзя достоверно утверждать, соответствует ли оно принципам развивающего обучения или OBE? Вывод мы полагаем такой: однозначно утверждать, соответствует ли оно исключительно принципам развивающего обучения или только принципам образования с ориентиром на результаты обучения (OBE). Дело в том, что некоторые аспекты этого утверждения могут соответствовать обоим подходам, в то время как другие могут быть более характерными для одного из них.
Например, постоянное нахождение в процессе добывания новых знаний и развитие творческих способностей соответствует как принципам развивающего обучения, так и принципам OBE. Однако акцент на получении конкретных результатов и формировании познавательной самостоятельности может быть более типичным для OBE, в то время как строение активной жизненной позиции учащихся может быть более характерным для развивающего обучения. Таким образом, утверждение может быть интерпретировано как соответствующее обоим подходам, и оно может быть оценено с учетом их общих принципов и ценностей.
Однако, как мы полагаем, существует ряд образовательных подходов, которые могут быть применимы к утверждению, помимо развивающего обучения и образования с ориентиром на результаты обучения (OBE). Один из таких подходов — личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение (Person-Centered Education) фокусируется на развитии личности ученика, его внутренних потребностей, ценностей и самоидентификации. Оно уделяет внимание не только умственному, но и эмоциональному, социальному и духовному развитию ученика. Рассмотрим, как утверждение может соответствовать личностно ориентированному обучению:
- Постоянное нахождение в процессе добывания новых знаний, умений и навыков: Этот аспект может быть интерпретирован как постоянное стремление ученика к саморазвитию и расширению своих возможностей, что характерно для личностно-ориентированного обучения.
- Получение конкретных результатов: В рамках личностно-ориентированного обучения цели не ограничиваются только академическими достижениями, но также включают в себя развитие личностных качеств и самореализацию.
- Формирование познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей: Личностно-ориентированное обучение подчеркивает важность развития критического мышления, самоанализа и творческого мышления, что соответствует этим аспектам утверждения 1.
- Активная жизненная позиция учащихся: Важным аспектом личностно-ориентированного обучения является развитие ученика как активного участника образовательного процесса, который принимает ответственность за свое собственное обучение и свое развитие
Таким образом, утверждение может также соответствовать принципам личностно ориентированного обучения, поскольку оно подчеркивает активное участие ученика в процессе обучения, его личностное развитие и самореализацию, а также развитие критического мышления и творческих способностей.
Литература:
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. [Электронный ресурс]. URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 26.04.2024).
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399. [Электронный ресурс]. URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767 (дата обращения: 26.04.2024).
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023–2024 учебном году». — Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2023. — 102 с.
- Анохина Г. М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: Дис. …канд. пед. наук / Анохина Галина Максимовна. — Воронеж, 2009. — 361 с.
- Егорина В. С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: -Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Егорина Вера Сергеевна. — Брянск, 2001, — 23 с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика/ П. И. Пидкассистый. — М.: 2004. — 332 с.