Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
Авторы: Бопиева Жамиля Кадыровна, Киреева Улдай Тагбергеновна, Храпченкова Надежда Ивановна, Коростелева Наталья Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Бопиева, Ж. К. Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования / Ж. К. Бопиева, У. Т. Киреева, Н. И. Храпченкова, Н. А. Коростелева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13885/ (дата обращения: 16.12.2024).
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Ключевые слова: модульная образовательная программа, компетенции, модуль, «Бэквард-дизайн».
Высокий уровень профессиональной компетентности, широкий социальный кругозор, гибкость поведения и индивидуальная активность современного работника определяют его конкурентоспособность. Сегодня динамично развивающемуся казахстанскому обществу требуются люди нового формата, предприимчивые, способные к самостоятельному принятию решений в ситуациях выбора и прогнозу возможных последствий данных решений, способные работать как самостоятельно, так и в команде, отличающиеся мобильностью, критичностью мышления, обладающие высоким чувством патриотизма. Принятый сегодня в современной парадигме казахстанского профессионального образования компетентностный подход является не только важнейшим методологическим инструментом интеграции образовательной системы Казахстана в Европейскую систему образования, но и открывает большие возможности для осуществления более качественной профессиональной подготовки специалистов различного уровня квалификации [1].
В современном Европейском образовательном сообществе уровни квалификации выпускников определяются приобретенными ими за время обучения компетенциями, фундаментом при разработке образовательных программ в системе профессионального образования является модель компетенций.
В международной практике для разработки образовательных программ в сфере профессионального образования рекомендуется использовать технологию «Бэквард-дизайн», суть которой заключается в разработке программы от «конца к началу», т. е. сначала определяется конечный результат обучения (перечень сформированных у выпускника компетенций), а сама образовательная программа создается таким образом, чтобы максимально эффективно достичь этого результата. Практическое применение технологии «Бэквард-дизайн» включает в себя три взаимосвязанных этапа:
– на первом этапе определяется, что студент должен знать, понимать и быть в состоянии делать, т. е. определяются долгосрочные цели (формируемые компетенции) с учетом международных и республиканских стандартов и требований местного национального рынка труда;
– на втором этапе определяются адекватные средства оценки для измерения уровня достижений обучающихся по каждому из запланированных результатов обучения (сформированность компетенций);
– на третьем этапе определяется в соответствии с поставленными целями обучения вся образовательная деятельность (технологии и методы обучения, методы контроля и т. д.) и разрабатываются инструкции для обучающихся, в которых прописываются требования к осуществлению контроля их достижений, к необходимому уровню овладения той или иной компетенцией [2].
Рассмотрим применение данной технологии на примере создания МОП подготовки бакалавров по специальности: «Педагог. Преподаватель колледжа». Анализ накопленного международного опыта создания образовательных программ показывает, что первоначальный перечень компетенций, формируемых в рамках модульной образовательной программы, может включать в себя 30 общих и 15 профессиональных компетенций. К общим компетенциям (ОК) относятся личностные, социально-этические, организационно-управленческие, а к профессиональным (ПК) — компетенции, специфичные для конкретной профессии, т. е. теоретические и практические знания, умения и навыки. Для формирования исходного перечня компетенций необходимо использовать следующие международные и республиканские нормативные документы: Европейская квалификационная рамка; Дублинские дескрипторы первого уровня (бакалавриат); Национальная рамка квалификаций; Государственный общеобязательный стандарт высшего образования; Отраслевая рамка квалификаций; Профессиональный стандарт, разработанный в Казахстане.
Далее из выделенного перечня компетенций формируется исходный перечень компетенций (путем интеграции, а также исключения незначимых, по мнению экспертов, компетенций, но без исключения компетенций, предписанных национальным профессиональным стандартом). При этом компетенции должны быть сформулированы на среднем уровне абстракции (чтобы избежать излишней генерализации и детализации).
Следует отметить, что в Европейской рамке квалификаций (ЕРК) каждый из уровней образования представлен определенным набором дескрипторов, описывающих результаты обучения, относящиеся ко всем квалификациям данного уровня. Ниже приведены характеристики знаний и умений для уровня бакалавриата в системе высшего образования, представленные в ЕРК (Таблица 1).
Таблица 1
Европейская рамка квалификаций (бакалавриат)
Знания |
Умения |
Практические и теоретические знания последних достижений в области профессиональной деятельности, основанные на критическом осмыслении теорий и принципов, необходимые для развития области профессиональной деятельности в ситуации взаимодействия множественных различных факторов. Знание различных подходов, научных направлений и научных школ в области профессиональной деятельности. |
Умения, демонстрирующие мастерство, инновации и стратегическое мышление при решении сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области профессиональной деятельности, характеризующейся взаимодействием множественных факторов. Критически анализировать, интерпретировать и оценивать сложную информацию, понятия и идеи. Выбирать, совершенствовать, адаптировать и использовать необходимые умения и методы. Использовать и разрабатывать методы исследования, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Оценивать действия, методы и результаты их последствия. |
Следует подчеркнуть, что компетенции в контексте ЕРК описываются в терминах ответственности и автономии (самостоятельности). Например, описание компетенций для уровня бакалавриата в системе высшего образования, представленных в ЕРК, включает: ответственность за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; инициирование заданий и руководство их выполнением; в случае необходимости — ответственность за работу других и определение их ролей; ответственность за профессиональное развитие других; большая степень автономности; участие в планировании и распределении ресурсов.
В рамках системы высшего образования используются дескрипторы первого уровня (бакалавриат) и второго уровня (магистратура). Дескрипторы первого уровня предполагают способности:
1) демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;
2) применение этих знаний и понимание на профессиональном уровне;
3) формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;
4) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
5) сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и не специалистам.
Следует отметить, что выбранная нами для примера специальность «Педагог. Преподаватель колледжа» в системе высшего профессионального образования в РК относится к группе специальностей «Образование». Исходя из данного факта, для конструирования МОП уместно использовать разработанные Дублинские дескрипторы первого уровня (бакалавриат) именно для предметной области «Образование».
В Национальной рамке квалификаций (НРК) содержится восемь уровней квалификаций, что соответствует ЕКР. Каждый из уровней квалификаций в НРК описан в форме результатов обучения, которые подразделяются на три категории: знания, способности (умения и навыки) и компетенции. Характеристика уровня бакалавриата в системе высшего образования в соответствии с НРК представлена ниже (Таблица 2).
Таблица 2
Национальная рамка квалификаций (бакалавриат)
Знания |
Умения инавыки |
Личностные ипрофессиональные компетенции |
Широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области |
Самостоятельная разработка и выдвижение различных вариантов решения профессиональных задач с применением теоретических и практических знаний |
Самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждение проблемы, аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией |
В Государственном общеобязательном стандарте высшего образования (ГОСО) РК определены следующие группы базовых требований к результатам обучения выпускников вузов: требования к общей образованности; требования к социально-этическим компетенциям; требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям; требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей. Исходя из выбранной нами специальности «Педагог. Преподаватель колледжа» для разработки МОП, обратимся к отраслевой рамке квалификаций (ОРК) в сфере образования. Рассмотрим интересующий нас шестой уровень квалификаций (Таблица 3).
Таблица 3
Фрагмент ОРК всфере образования (уровень бакалавриата)
Результаты обучения |
||
Знания |
Умения инавыки |
Компетенции |
Продвинутые знания (широкий диапазон) в области педагогики и в специальной области, теории и технологии преподаваемых предметов, а также в области менеджмента в образовании. |
Применение практических и теоретических знаний в области образования. |
Демонстрирует умения и навыки разработки, выдвижения различных, в том числе альтернативных, вариантов решения задач, связанных с педагогической деятельностью. Демонстрирует способность в управлении педагогическим процессом в рамках функциональных обязанностей, в принятии ответственности за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности. Проявляет способность самостоятельного выбора методов и средств обучения и воспитания в рамках политики организации образования. Может применять ИКТ для поддержки и решения проблем в профессиональной деятельности. Демонстрирует творчество и инициативность при решении профессиональных задач. Демонстрирует умения адекватно оценивать собственное обучение, определять траекторию дальнейшего обучения, формировать собственную карьерную систему. |
Творческое применение знаний и методов обучения для эффективного преподавания. |
||
Успешное применение исследовательских навыков в стандартных и нестандартных ситуациях. |
||
Успешное применение знаний на основе интеграции классических и инновационных идей в образовании. |
||
Далее, взяв за основу казахстанский профессиональный стандарт (ПС) «Педагог», в частности, Карточку профессии «Педагог. Преподаватель колледжа», можно увидеть, что в ней обозначены пять основных трудовых функций (обучающая, воспитывающая, методическая, исследовательская и социально-коммуникативная) и соответствующие им формируемые знания, умения и навыки. На основе анализа всех обозначенных выше нормативных документов, рассмотрим процесс формулирования общих и профессиональных компетенций на конкретном примере (Таблица 4).
Таблица 4
Общие компетенции МОП «Педагог. Преподаватель колледжа»
ОК |
Формулировка компетенции |
ОК1. |
Самостоятельно планировать повышение своей квалификации и работать над повышением уровня профессионализма |
ОК2. |
Самостоятельно уметь ориентироваться в современных информационных потоках, самостоятельно выбирая информацию из Интернет — источников |
ОК3. |
Использовать знания основ психологии общения в профессиональной коммуникации |
Далее, для формулировки профессиональных компетенций возьмем за основу ПС «Педагог», Карточку профессии «Педагог. Преподаватель колледжа» и обозначенные в ней основные трудовые функции с соответствующими им знаниями, умениями и навыками. Именно обозначенные в Карточке профессии трудовые функции и будут служить нам для выделения и формирования профессиональных модулей. В структуре каждой трудовой функции можно выделить одну или несколько профессиональных задач (ПЗ), решению каждой из которых должны соответствовать сформированные у выпускников ПК. Для решения каждой из профессиональных задач необходимо наличие одной или нескольких профессиональных компетенций. Кроме того, в рамках одной ПК может решаться как одна, так и несколько ПЗ. Ниже представлен один из вариантов формулировки ПК на основе выбранной трудовой функции (Таблица 5).
Таблица 5
Пример группировки ЗУН иформулирования ПК
Умения инавыки |
Знания |
Проф. задачи |
Проф. компетенция |
с учетом консультаций наставника или готовых методических указаний, предписаний и рекомендаций проводит стандартные учебные занятия, используя дидактические знания в интеграции со знаниями в специальной области |
классических положений дидактики в интеграции с теоретическими концепциями специальной области (учебные предметы, образовательные области); — традиционных технологий и дидактических средств обучения, включая ИКТ |
Транслирует учебную информацию в процессе обучения |
Самостоятельно использовать классические положения дидактики при проведении учебных занятий в колледже с применением традиционных технологий и средств обучения |
После формулировки ОК и ПК следует приступить к определению результатов обучения (РО) по каждой из них. Следует учесть, что одной компетенции может соответствовать несколько результатов обучения. Кроме того, для каждого РО должны быть обозначены критерии оценки (КО), описанные в виде конкретных достижений обучающихся. В качестве основных критериев оценки ОК следует опираться на уровень личностного развития, исходя из обобщенного показателя «личностные и профессиональные компетенции», представленного в той или иной Карточке профессии «Профессионального стандарта». В качестве основных критериев оценки ПК следует опираться на обозначенные в ПС «знания, умения и навыки», соответствующие каждой трудовой функции. Рекомендуется обозначить несколько критериев оценки для каждого результата обучения. Следующим этапом проектирования МОП является выбор оптимального сочетания технологий и методов обучения, позволяющих достичь требуемых РО. Важным моментом для реализации МОП является применение измеримых методов оценки, основанных на выделенных критериях оценки для каждого результата обучения. При оценивании важно использовать не только прямые (демонстрация обучающимся уровня владения компетенцией), но и косвенные (основанные на сборе мнений относительно уровня овладения компетенцией) методы оценки.
Таким образом, при разработке МОП должна быть обозначена взаимосвязь между результатами обучения, критериями оценки и методами оценки для определения уровня достижений обучаемых по каждому из запланированных результатов обучения. Соответственно, для адекватного измерения каждого из результатов обучения, необходима разработка определенных заданий и четких инструкций для оценивания качества их выполнения. При разработке заданий рекомендуется использовать как стандартизированные методы оценки (тестирование, решение задач и т. д.), так и нестандартизированные методы (написание эссе, защита презентаций, участие в групповой дискуссии, кейс-стади и т. д.).
Так как при изучении любой дисциплины профессионального модуля могут формироваться несколько профессиональных компетенций, то для каждого результата обучения должны быть разработаны соответствующие проверочные задания (средства оценки) и инструкции по их применению [3]. Следовательно, каждая дисциплина в составе модуля должна быть обеспечена готовыми к использованию разноплановыми средствами оценки. В свою очередь, средства оценки по модулям формируют стройную и адекватную систему определения уровня сформированности компетенций обучающегося по всей образовательной программе в целом. Для достижения максимального эффекта от реализации модульной образовательной программы в рамках компетентностного подхода необходимо довести до сведения обучающихся политику оценивания учебных достижений по каждому из результатов обучения по дисциплине, модулю, образовательной программе в целом.
Такой подход, согласно технологии «Бэквард-дизайн» позволит обучающемуся видеть ориентир в отношении того, какими компетенциями он должен овладеть в результате изучения каждой дисциплины модуля и четко осознать, что он должен будет продемонстрировать после завершения обучения.
Литература:
- Борибеков К. К. Модульно-компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО. Астана, 2015.
- Курманалина Ш. Х. Искалиева А. Б. Досанова Т. С. Квитко Е. М. Методология по разработке типовых учебных планов и программ по специальностям и дисциплинам ТиПО на основе профессиональных стандартов. Астана, 2013.
- Явойская О. В., Гальчак И. П. Организация самостоятельной работы студентов как условие подготовки творческого развития личности // Международная научно — практическая конференция «Современные технологии в системе образования». Пенза.- 2012. -С.149–152.
Похожие статьи
Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики
Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...
Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании
В данной статье рассматривается возможность использования платформы Arduino™ в процессе изучения МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» при проведении лабораторно-практических работ, курсовом и дипломном проектировании в образовательных учреждениях СП...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)
В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...
Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента
В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...
Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)
В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации
Автор представляет опыт разработки и реализации модульной дистанционной образовательной программы по проектной и исследовательской деятельности школьников.
Похожие статьи
Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики
Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...
Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании
В данной статье рассматривается возможность использования платформы Arduino™ в процессе изучения МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» при проведении лабораторно-практических работ, курсовом и дипломном проектировании в образовательных учреждениях СП...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)
В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...
Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента
В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...
Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)
В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации
Автор представляет опыт разработки и реализации модульной дистанционной образовательной программы по проектной и исследовательской деятельности школьников.