Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)
Авторы: Харитонова Светлана Сергеевна, Марина Антонина Васильевна, Опарина Светлана Александровна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 20.03.2017
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Харитонова, С. С. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии») / С. С. Харитонова, А. В. Марина, С. А. Опарина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2122/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система; педагогическое образование; компетенции; методика обучения биологии
Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов обучения будущих педагогов приобретает особую значимость в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование [2], предполагающего, в числе прочих требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), разработку фондов оценочных средств (ФОС) по всем дисциплинам, включенным в программу.
Работая над данной проблемой в контексте формирования компетенций студентов-бакалавров, обучающихся по двум профилям (Биология и География), мы свое внимание сконцентрировали на учебной дисциплине «Методика обучения биологии». Данная дисциплина относится к базовой части учебного плана. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология». Дисциплина является базовой основой для организации и проведения производственной практики.
В соответствии с требованиями стандарта дисциплина предполагает овладение разнообразными компетенциями (таблица 1).
Таблица 1
Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины «Методика обучения биологии»
Код компетенции |
Формулировка |
ОК 6 |
Способность к самоорганизации и самообразованию |
ОПК 1 |
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности |
ОПК 2 |
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся |
ПК 1 |
Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов |
ПК 2 |
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики |
ПК 4 |
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов |
ПК 8 |
Способность проектировать образовательные программы |
ПК 9 |
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся |
ПК 12 |
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся |
Их формирование осуществляется при овладении различными видами деятельности, которые реализуются студентами в ходе изучения каждого модуля дисциплины [4].
Содержание дисциплины «Методика обучения биологии» разделено на несколько модулей:
– Методика изучения курса биологии 5 класса;
– Методика изучения курса биологии 6 класса;
– Методика изучения курса биологии 7 класса;
– Методика изучения курса биологии 8 класса;
– Методика изучения курса биологии 9 класса;
– Методика изучения курса биологии 10–11 классов [1].
Стоит отметить, что комплекс заданий, выполняемых в рамках каждого модуля, носит интегративный характер. В результате выполнения этих заданий студенты овладевают компетенциями, необходимыми для организации обучения биологии во всех классах. Так, например, умения составлять поурочное планирование в форме технологической карты урока, разрабатывать рабочую учебную программу по разделу, осуществлять выбор учебно-методических комплексов, формировать универсальные учебные действия учащихся, обеспечивать сформированность образовательных результатов (личностных, метапредметн6ых, предметных) изучения школьной биологии, проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и многое другое необходимо будущему учителю при преподавании всех разделов школьной биологии и многих тем в разных классах. Поэтому разделение данной дисциплины на модули проведено с целью облегчения усвоения содержания студентами-бакалаврами и оценки их результатов преподавателем.
Основные виды деятельности, которыми должны овладеть студенты в рамках каждого модуля, соотнесены нами с компетенциями, которыми студент овладевает в процессе выполнения задания. Все задания разделены на блоки, определен балльный критерий их оценивания с учетом качества представляемой информации.
Перечень основных видов деятельности в рамках изучения первого модуля дисциплины с указанием формируемых компетенций и форм отчетности представлен в таблице 2.
Таблица 2
Перечень основных видов деятельности с указанием формируемых компетен-ций и форм представления результатов работы
Для упрощения процедуры оценивания компонентного состава компетенций мы выделили уровни их сформированности — теоретический, практический, исследовательский, организационный, в зависимости от которых задания разделены на блоки [3], каждый из которых характеризуется соответствующими параметрами (Таблица 3).
Таблица 3
Уровневая характеристика выполнения заданий разных блоков
Так выполнение каждого задания теоретического блока максимально оценивается в 3 балла (студенту выставляется 1, 2 или 3 балла в зависимости от уровня выполнения задания и сформированности необходимых компетенций).
Таким образом, каждая представленная студентом работа в зависимости от ее качества оценивается разным количеством баллов.
Для оценивания образовательных результатов сформированности отдельных элементов компетенций нам потребовалась разработка критериев оценки разных видов деятельности студентов, предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В качестве примера приведем методические рекомендации к выполнению задания по изучению содержания курса биологии 5 класса по учебной программе, оценкой сформированности которого служит заполнение таблицы (таблица 4).
Задание: Познакомьтесь с содержанием курса биологии 5 класса по разным вариантам учебных программ, используя следующую схему:
– название курса,
– основные разделы курса;
– наличие лабораторных работ, их количество и тематика,
– наличие практических работ, их количество и тематика,
– наличие экскурсий, их количество и тематика,
– наличие летних заданий, их тематика.
Таблица 4
Особенности содержания курса биологии 5 класса по разным вариантам учебных программ
№ п/п |
Вариант программы |
Название курса |
Разделы курса |
Кол-во и тематика лабораторных работ |
Кол-во и тематика практических работ |
Кол-во и тематика экскурсий |
Летние задания |
Представленное задание отнесено нами к практическому блоку и максимально может быть оценено в 6 баллов. Критерии оценивания выполнения данного задания представлены в таблице 5.
Таблица 5
Критерии оценивания таблицы
Уровень |
Количество баллов |
Критерии оценивания |
высокий |
6 |
– содержание изучаемой темы отражено полностью; – все записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; – работа оформлена читаемо, эстетично |
средний |
4 |
– содержание изучаемой темы отражено не в полной мере или – не все записи выполнены кратко и грамотно, не все отражают наименование граф; – работа оформлена читаемо, эстетично |
низкий |
2 |
– все графы таблицы полностью заполнены; – содержание изучаемой темы отражено не полностью; – не все записи выполнены кратко и грамотно, не все отражают наименование граф; – работа оформлена нечитаемо, не эстетично. |
На основе разработанной системы заданий по каждому модулю, разделенных на блоки, и критериев оценивания каждого вида заданий формируется индивидуальный рейтинговый лист, который заполняется каждым студентом.
Помимо выполнения заданий в рамках освоения каждого модуля, в листе могут быть отражены посещаемость занятий (организационный блок), результаты тестирования (теоретический блок), выполнение учебно-исследовательской реферативной работы (практический блок), выполнение курсовой работы (исследовательский блок).
По завершении изучения дисциплины на основе подсчета баллов в индивидуальном рейтинговом листе студента-бакалавра формируется его рейтинговая оценка, которая затем переводится в отметку.
Литература:
- Марина А. В. Практикум по методике обучения биологии / А. В. Марина. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. — 102 с.
- Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)».
- Харитонова С. С. Модульно-рейтинговая система оценивания образовательных результатов как средство проверки сформированности компетенций студентов-бакалавров педагогического образования / С. С. Харитонова // Наука молодых: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, 28–29 марта 2016 г., г. Арзамас. Выпуск 9 / Отв. ред. А. В. Пряников; Ассоциация ученых г. Арзамаса, Арзамасский филиал ННГУ, Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ.– Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — С. 1198–1203.
- Харитонова С. С. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования / С. С. Харитонова, А. В. Марина // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 47–53.
Ключевые слова
компетенции, педагогическое образование, , модульно-рейтинговая система, методика обучения биологииПохожие статьи
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена
В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...
Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса
В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку
Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп
В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.
Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ
В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...
Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза
В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата
Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...
Похожие статьи
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена
В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...
Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса
В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку
Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...
Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося
В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.
Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп
В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.
Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ
В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а ...
Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза
В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата
Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...